double arrow

Основные идеи философии марксизма


Возникновение и развитие философии Марксизма

Философия марксизма возникла в середине XIX в. Ее возникновение стало закономерным итогом социально-экономического и идейно-теоретического развития Западной Европы. Социально-экономическими предпосылками марксизма стали развитие капиталистических отношений и рост пролетариата, который осознал себя самостоятельной политической силой и остро нуждался в научном обосновании своего места в обществе и программе борьбы за свои интересы.

Естественнонаучными предпосылками марксизма стали три наиболее важных открытий в естествознании XIX века:

1) закон сохранения и превращения энергии, который свидетельствовал о единстве материального мира;

2) открытие клеточного строения живого вещества, которое говорило о генетическом родстве всех живых организмов;

3) эволюционная теория Ч. Дарвина, которая наводила на мысль о возможности эволюции общества и познании законов этой эволюции.

Теоретическими источниками марксизма стали:

- немецкая классическая философия, из которой марксизм воспринял идею диалектического развития Гегеля и материализм Фейербаха;

- английская политическая экономия, основу которой составляла трудовая теория стоимости А. Смита и Д. Рикардо, где стоимость товара определяется количеством труда, затраченного на его производство;

- французский утопический социализм, который выдвинул идею классовой борьбы как движущей силы исторического процесса.

Основателями марксизма являются К. Маркс (1818-1883 гг.) и Ф. Энгельс (1820-1895 гг.). Первоначально они были сторонниками философии Гегеля и принадлежали к младогегельянцам. Так называли тех философов, которые использовали философию Гегеля в борьбе против религии и абсолютизма.

В 1844 г. в своей работе «К критике гегелевской философии права» явно обозначился переход Маркса на позиции материализма. Особенностью его философии является интерес не к теоретической, а к революционно-практической деятельности. Одним из своих главных достижений Маркс называл материалистическое понимание истории.

По его мнению, люди должны работать, чтобы прежде всего удовлетворить простейшие потребности в еде, одежде, жилье и т.д. Только после этого они способны заниматься политикой, наукой. Материальное производство – это основа существования и развития общества. Маркс пришел к выводу о том, что общественное бытие определяет общественное сознание. Он выработал фундаментальное понятие «общественно-экономическая формация». Так Маркс называл общество на определенной ступени развития с присущим ему экономическим базисом и духовно-идеологической надстройкой.




Историю человечества он рассматривал как процесс последовательной смены одной общественно-экономической формации другой. Всего он выделил пять общественно-экономических формаций: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую, коммунистическую. При этом, за исключением первой и последней, три формации являются антагонистическими, то есть предполагают существование враждебных классов, интересы которых непримиримы.

Механизм смены общественно-экономической формации Маркс объяснял следующим образом: экономический базис развивается быстрее, чем идеологическая надстройка. В определенный момент политические и идеологические институты начинают сковывать развитие производства. В этой ситуации происходит социальный взрыв, в результате которого возникает новый общественный строй, обеспечивающий благоприятные условия для развития производства.

Носителями перемен выступают те общественные классы, которые наиболее заинтересованы в преобразованиях. Таким образом, целью человечества является построение бесклассового коммунистического общества, которое обеспечит реальное равенство людей и на практике осуществит принцип распределения «от каждого - по способностям, каждому - по потребностям».



Основное внимание в своем творчестве Маркс уделял социально-политическим проблемам. Его друг Энгельс, будучи соавтором ряда работ Маркса, обращался к проблемам философии естествознания. Исследуя развитие общества и природы, Маркс и Энгельс на основе диалектики Гегеля разработали материалистическую диалектику, в соответствии с которой идеи и теории являются отражением материальных условий жизни людей.

Развитие науки в XX в. подтвердило многие положения марксизма, но в то же время показало и его ограниченность, которая проявилась в следующих моментах:

- явная недооценка потенциальных возможностей капитализма, его способности видоизменяться и находить оптимальные формы своей жизнедеятельности;

- однозначное признание буржуазии реакционным классом, неспособным к социальному творчеству;

- преувеличение достоинств пролетариата как самого передового и организованного общественного класса;

- недооценка роли личности в историческом процессе.

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: