Антропологический материализм Л. Фейербаха

Система объективного идеализма и диалектический метод Гегеля

Философия В.Ф. Гегеля (1770-1831 гг.) – вершина немецкой классической философии. По его мнению, развитие мира обусловлено движением Абсолютной идеи, которая стремится к самоутверждению и самопознанию. В своем развитии она проходит несколько фаз. Первая фаза развития Абсолютной идеи представляет собой систему категорий мышления в их движении от простых к сложным. Каждая категория обладает определенным содержанием и предполагает наличие своей собственной противоположности. Это противоречие разрешается путем перехода к новому понятию. Таким образом, процесс развития проходит по схеме: тезис→антитезис→синтез. Вторая фаза развития абсолютной идеи – натурфилософия, которая показывает как Абсолютная идея самопроявляется в оболочке телесного и материального. Третья фаза – философия духа. Это учение о субъективном, объективном и абсолютном духе. Предмет субъективного духа составляют феноменология, антропология и психология человека. Предмет объективного духа – право, мораль, нравственность. Предмет абсолютного духа – философия, искусство, религия.

В тесной связи с системой Гегеля находится его диалектический метод. Гегель рассматривал диалектику как особый метод познания, который требует изучать все явления и процессы в их взаимосвязи, взаимообусловленности и развитии. Гегель проанализировал и систематизировал все важнейшие категории философии и сформулировал три закона диалектики:

1) закон единства и взаимодействия противоположностей;

2) закон взаимного перехода количественных и качественных изменений;

3) закон отрицания отрицания.

Основные положения своей философии Гегель изложил в работах: «Феноменология духа», «Наука логики», «Энциклопедия философских наук» и др.

Л. Фейербах (1804-1872 гг.) стал первым философом, развернувшим научную критику философии Гегеля. Фейербах сделал вывод о глубоком родстве философии Гегеля с богословием. По его мнению, и гегельянство, и теология возникают в результате наделения самостоятельной формой существования наиболее общих свойств человеческого рода: разума, бессмертия, блага, могущества. По мнению Фейербаха, Бог – это абстракция, которая существует лишь в головах людей. Он утверждал, что чем больше свойств человек приписывает Богу, тем беднее становится сам, отнимая их у себя. Философ выступил с программой возрождения чувства собственного достоинства в человеке на основе материалистического мировоззрения. В тоже время понятие «материя» он не использовал, заменяя его понятием «природа». Природа, по Фейербаху, существует вечно и не зависит ни от Бога, ни от философии. В центре внимания философии должен находиться человек, как высшее существо природы. Фейербах рассматривал человека как единство мыслящего и природно-биологического начал. Он выступал с призывом формирования новой духовной формы жизни, в основе которой должна была быть любовь человека к человеку. Фейербах утверждал, что из учения о конкретном человеке можно вывести все основные законы и категории философии. В анализе общественных проблем Фейербах не учитывал влияния социально-экономических факторов на процесс становления и развития личности. В связи с этим его взгляды на общественные процессы не могут быть признаны последовательно материалистическими.

Философия Фейербаха оказала значительное влияние на развитие философского материализма и стала одним из оснований диалектико-материалистичекого учения К. Маркса и Ф. Энгельса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: