double arrow

Понятие мировоззрения. Человеческая история доказывает, что человеку мало знания о конкретном, узком, "микромире"

ТЕМА 4. МИРОВОЗЗРЕНИЕ

Человеческая история доказывает, что человеку мало знания о конкретном, узком, "микромире". Ему нужен целостный мир как арена самоутверждения, саморазвития. Эта потребность выходит за пределы поиска только "точки опоры" своего существования. И уже в культуре Древнего Востока и Античности была поставлена проблема человека как проблема "человек – судьба – космос".

Исходя из такого подхода к миру и человеку шел процесс становления человеческого сознания, осознания сути целостного мира, отдельных его частей; определялось место и предназначение каждого конкретного знания в общей системе духовной культуры человечества.

С самого своего начала, с самих своих истоков сознание возникает как мировоззрение, самосознание, то есть осознание себя в мире людей, вещей, явлений и процессов.

Каждый мыслящий человек обладает определенным мировоззрением, то есть определенными представлениями о мире, о месте в нем человека, о смысле человеческого бытия и т.д.

Мировоззрение формируется всей системой понятий и представлений, сложившихся в данном обществе и отражающих определенный способ жизни людей. На этой основе складывается определенное воззрение на мир. Мировоззрение, таким образом, это – общественное самосознание человека, в котором действительность отражается сквозь призму его (человека) целей и интересов.

Особенностью мировоззрения является то, что оно возникает из практического отношения к миру и является способом духовно-практического освоения мира, в котором определяющим принципом является ценностный подход к его изучению. В мировоззрении мир удваивается на мир сущего и мир должного, преобразованного соответственно интересам и потребностям человека. Это удвоение есть в любом типе мировоззрения: и в мифологии, где в воображении и при помощи воображения реальный мир преобразуется в мир желаемого, мир мечты; и в религии, где мир тоже удваивается на мир "лежащего" и мир должного; и в коммунистическом мировоззрении, где есть мир существующего и идеал, и т.д.

Как в любом интегральном образовании, в мировоззрении принципиально важна связь его компонентов. В состав мировоззрения входят: 1) общенаучные знания, 2) специальные знания, 3) повседневные или жизненно-практические знания. Науки о природе и обществе дают общие представления о различных сторонах объективного целостного мира. Искусство, мораль, право отражают в своеобразном преломлении всеобщие законы и сущность природной и социальной действительности. Жизненно-практические взгляды о мире и человеке формируются мифологией и религией.

И тем не менее мировоззрение – не механическая сумма обособленных элементов знания. Только теоретически можно выделить из мировоззрения различные элементы, а в реальном процессе они орга­нически соединены и составляют целостное отраженное содержание бытия. Взаимоотношение мировоззрения и различных форм сознания – это взаимоотношение целого и части, общего и единичного. В каждой отдельной форме специфически проявляется общее. И если мировоззрение не существует вне конкретных форм сознания, то и они, в свою очередь, органически связаны с мировоззрением как общим объединяющим началом.

Мировоззрение, его структура и содержание не являются чем-то раз и навсегда данным, статичным, неизменным. На разных этапах исторического развития изменялась роль отдельных компонентов в системе мировоззрения, со временем обновлялось и обогащалось его содержание. В зависимости от того, какие формы сознания, какие взгляды преобладают в той или иной совокупности представлений о мире в целом, в зависимости от способа вхождения тех или иных знаний в структуру мировоззрения и способа их обоснования, а также, в зависимости от субъекта мировоззрения, необходимо видеть разные уровни, формы и типы мировоззрения.

То или иное мировоззрение различается прежде всего тем, что в нем по-разному представлены интеллектуальный и эмоциональный "опыт" людей.

Первый уровень мировоззрения можно определить как эмоционально-психологический, существующий как мироощущение. Он формирует настроение и чувства. Второй, более высокий уровень – мировосприятие – формирует более или менее четкий образ мира. Он выражается наличием у субъекта представлений о себе, о мире и о своем месте в нем. И, наконец, третий, познавательно-интеллекту­альный уровень – миропонимание.

Разум и чувства входят в ткань мировоззрения не обособлено, а во взаимопроникновении друг в друга, особенно, когда они сочетаются с волей. Тогда мировоззрение тяготеет к тому, чтобы стать более или менее целостным комплексом убеждений, ведущих к целенаправленному познанию и активному поведению человека. И важнейшим условием этого процесса являются такие атрибуты человеческого сознания, духовности, как вера, надежда и любовь. Феномены эти нужны не только религиозному сознанию. Чтобы действовать, даже на уровне житейской практики, человеку необходима вера. Вера – психологическая установка на восприятие и переживание воображаемого как действительного, вероятностно-истин­ного знания как достоверного. Вера не противостоит знанию, как пытаются доказать сторонники религиозного мировоззрения и религиозной философии, особенно средневековой. Это только внешне дело обстоит так, что, якобы, где достаточно знания вере нечего делать. В действительности же, рожденная человеком идея, простая или даже самая "сумасшедшая" для других, требует для себя обоснования, энергии, а может быть и жизни. Но для этого человек должен иметь установку на восприятие этой идеи как достоверно-необходимого знания. Тогда, как показывает история науки, он взойдет за нее и на костер.

Но восприятие и переживание реалий, созданных в сознании, в воображении предполагает надежду. Надежда – мечта, опосредованная верой. Без мечты (и как цели, и как идеала) человек не может жить. Только там, где мечта человека, там и его вера.

И еще один психологический феномен мировоззрения – любовь. Любовь, как мировоззренческую категорию, впервые в истории философии ввел Л. Фейербах в сер. ХIХ в. (в истории религии – Ф. Аквинский в ХIII в.), понимая под любовью положительный аспект всех человеческих чувств: любовь к Родине, родительская любовь, любовь к делу, половая любовь и т.п., то есть какое бы человеческое чувство не было взято, положительный момент его выступает как любовь. В чем особенность этого чувства и значимость для человеческого мировосприятия? Ответ обязательно предполагает рассмотрение объекта этого чувства. Если осмыслить объект, то становится очевидным, что он есть единство материального и идеального: так, "любимая Родина" – это не просто территория и народ. Для чувственного восприятия необходимо это понятие персонифицировать. Или, половая любовь: как ни кощунственно это звучит, она есть единство идеального и материального, но как высокое чувство, в философско-мировоззрен­ческом смысле, оно формируется через платоническую любовь. Если этого момента в восприятии любимого или любимой не было, нет и любви. За спиной любимой должен стоять идеал. И только совпадение реальности (реального человека) и идеала и есть счастье.

Следовательно, чувства тоже удваивают мир. Наряду с множеством человеческих эмоций и чувств, вера, надежда и любовь вы­полняют функцию силы воображаемого как действительного. На этих чувствах и формируется содержание мира должного: нет надежды без любви, нет веры без надежды. Поэтому-то в своей практической жизни человек всеми своими чувствами утверждает себя в этом мире. И формирование позитивного, жизнеутверждающего мировоззрения невозможно без вышеизложенных категорий. В противном случае человек движется к нигилизму, который и есть не что иное, как отсутствие веры, то есть состояния человека, опасного и в духе, и в деле.

Уровни мировоззрения позволяют выделить его основные формы. Первой из них является стихийное мировоззрение. Стихийное мировоззрение формируется у субъекта под воздействием непосредственной сферы жизнедеятельности и действующих в ней явлений и процессов. Отражаясь в сознании человека, они и формируют его мировоззрение на первой ступени в виде мироощущений и мировосприятий. Здесь больше присутствуют индивидуальные потребности, интересы, мотивы, даже если они возникают в процессе научного, художественного, политического или другого творчества. Стихийное мировоззрение в его массовых повседневных проявлениях не отличается глубокой продуманностью, систематичностью и обоснованностью. Здесь не всегда выдерживается логика, порой "не сходятся концы с концами", эмоции могут в критической ситуации захлестнуть разум, обнаруживая дефицит здравого смысла. Наконец, стихийное мировоззрение, как правило, пасует перед проблемами, требующими серьезных знаний, культуры мыслей и чувств, ориентации на высокие человеческие ценности.

Эти черты присущи научному мировоззрению, более объективной форме миропонимания. Научное мировоззрение – это теоретическое миропонимание. Оно отличается от стихийной формы тем, что в нем, во-первых, сознательно поставлены вопросы о сущности мира в его отношении с человеком; во-вторых, ответы даны в систематизированной форме; в-третьих, ядром его является философия.


Сейчас читают про: