double arrow

Материализм и его формы


При всей неизбежности плюрализма мнений в решении основных философских проблем, установка человека такова, что он хотел бы видеть во мнении достаточную достоверность.

История познавательной деятельности убеждает в том, что наибольшую степень научности философского мировоззрения обе­спечивает философский материализм. Это такое мировоззрение, которое признает объективное существование мира, единство мира в его материальности, его несотворимость и неуничтожимость. Идеальное здесь рассматривается как отраженное материальное. Способность человека отражать мир позволяет ему познавать сущность бытия и закономерности его развития.

Материализм имеет довольно сложную историю становления и развития, обусловленную связью его и с практикой, и с различными формами общественного сознания, и взаимоотношениями с идеализмом.

На разных этапах истории материализм существовал в различных формах, отличался более или менее полным, научным содержанием, активно или пассивно был включен в социальную практику.

Соответственно трем восходящим ступеням развития познания выделяются основные виды (формы) материализма: 1) наивный (стихийный) материализм древних; 2) метафизический (или механистический) материализм ХVII-ХVIII вв.; 3) диалектический материализм. Различаются они не только уровнем, но больше глубиной решения основных философских проблем. Первые две формы материализма характеризуются: непоследовательностью, что выражается в материалистическом понимании природы, но в идеалистическом понимании общества; вульгаризацией концепции происхождения и сущности сознания; больше идеалистическим, чем материалистическим подходом к решению вопросов познания; зарождением диалектических идей при преобладании метафизики, стихийностью и созерцательностью и т.п.




Эти черты по-разному проявились в разные исторические эпохи и сказались на содержании основных линий развития материализма. Среди них – материализм Древнего Востока и Античности. Здесь главным в развитии наивного материализма был процесс восхождения от весьма наглядных представлений о мире, природе, бытии к обобщенным и абстрактным представлениям о свойствах и строении материи. Вершиной этих представлений была атомистическая концепция.

Материализм Средневековья. В условиях господства религиозной идеологии в Западной Европе материализм был вытеснен идеализмом, но сохранен в странах арабского Востока, в Средней Азии и Закавказье.

В эпоху Возрождения и начале Нового времени (ХV-ХVI вв.) в центре внимания философии были вопросы материалистической теории познания, что было обусловлено и социальной практикой, и уровнем развития естествознания.



В ХIХ-ХХ вв. материализм обогащается диалектикой, осуществляется процесс слияния материалистической системы взглядов на мир с диалектическим методом. Это позволило говорить о философии как о науке, о философском мировоззрении как основе научного мировоззрения.

Материализм на всем протяжении своего существования доказывал несотворимость и неуничтожимость материи, предвосхищая естественно-научные открытия Нового времени. Принцип неуничтожимости материи и движения как способа существования материи также был сформулирован материализмом задолго до того, как естествознание приступило к его экспериментальному исследованию. В Новое время материализм предвосхитил закон превращения энергии, принцип самодвижения материи и т.д.

В противовес идеалистической мистике жизни материализм обосновал тезис о единстве живой и неживой природы; высказал гипотезу об эволюции живого; материалистическое понимание мышления проложило дорогу его конкретному физиологическому исследованию.

В теории познания материализм, исходя из принципа признания объективной реальности чувственно-воспринимаемого мира, разработал теорию отражения – учение об объективном содержании и субъективной форме ощущений, восприятий, понятий.

Воззрения материализма на общество имеют так же много позитивного, в том числе в постановке и решении проблемы человека: критика теологического принижения земной жизни; обоснование тезиса о естественности, природной обусловленности чувственной жизни человека; теория разумного эгоизма и т.п. – все это сыграло немалую роль в прогрессивном развитии общества.



При всей значимости и влиянии на становление научного мировоззрения, нельзя не отметить заблуждения материализма. Они возникали, среди прочего, и по причине того, что материализм строил свои отношения с идеализмом как "борьбу", отметая все положительное, что с ним связано. Это касается исследования деятельной стороны познания, недооценки субъективной стороны познавательного процесса. Идеалисты в противоположность материализму трактовали познание как творчество познающего субъекта. Уже в античной философии появилось представление о целесообразной связи явлений природы. Эта концепция была воспринята даже средневековой схоластикой, что позволило ей разработать философско-теологическое обоснование существования Бога. Материалисты же, выступив против идеалистических выводов, опровергали существование какой бы то ни было целесообразности в природных процессах. Далее. Метафизический материализм допускал существенные ошибки в теории истины. Так, вывод об относительности истины сделали в ХIХ в. идеалисты, что привлекло на их сторону выдающихся математиков и естествоиспытателей. Да и в решении многих социальных проблем не всегда и не везде в их материалистической трактовке сходились концы с концами.

И мы бы погрешили против истины, сказав, что с возникновением диалектического материализма все названные и неназванные недостатки материализма были устранены, а потому диалектический материализм является единственно правильным и научным мировоззрением. Но неправомерна и навязываемая ныне идея о том, что антитеза "материализм и идеализм" потеряла свое былое значение, ибо эти оба учения якобы безвозвратно ушли в прошлое, а на смену им появились учения, принципиально отвергающие все то, что противопоставляли друг другу эти теории.

Заключение. Философия – одна из древнейших областей духовной культуры. Призванием ее и основной функцией является постановка и решение мировоззренческих вопросов, имеющих важное значение для людей. Это особенно ощутимо в переломные эпохи с их сложным переплетением проблем, ведь именно тогда происходит и перестройка мировоззрения.

С возникновением философии мировоззрение человека как общий взгляд на мир эволюционирует в направлении научно-философского мировоззрения. Таков объективный ход становления духовности общества.

Типы и формы мировоззрения многообразны, но далеко не все они могут претендовать на статус научно-философского. Научно-философское мировоззрение – это такая система понимания мира и места в нем человека, которая опирается на науку, корректируется и развивается вместе с ней, проверяясь социальной практикой, и сама оказывает активное влияние на развитие науки и совершенствование практики. Не сбрасывая со счетов роль идеалистического мировоззрения во всех его формах, история познания все-таки убеждает в том, что научно-философскому пониманию в наибольшей степени отвечают учения философского материализма.







Сейчас читают про: