Упорядочение объектов стандартизации

Методы стандартизации

Функции стандартизации.

Для достижения социальных и технико-экономических целей стандартизация выполняет определенные функции.

1. Упорядочения – преодоление неразумного многообразия объектов (раздутая номенклатура продукции, ненужное многообразие документов). Сводится к упорядочению и ограничению.

2. Охранная (социальная) – обеспечение безопасности потребителей продукции (услуг), изготовителей и государства, объединение усилий человечества, по защите природы о техногенного воздействия цивилизации.

3. Ресурсосберегающая – обусловлена ограниченностью материальных, энергетических, трудовых и природных ресурсов и заключается установлении в НД основанных ограничений на расходование ресурсов.

4. коммуникативная – обеспечивает общение и взаимодействие людей, в частности специалистов, путём личного обмена и использования документальных средств, аппаратных (компьютерных, спутниковых и прочих) систем и каналов передачи сообщений. Эта функция направлена на преодоление барьеров в торговле и на содействии научно-техническому и экономическому сотрудничеству.

5. Цивилизующая – направлена на повышение качества продукции и услуг как составляющей качества жизни.

6. Информационная. Стандартизация обеспечивает материальное производство, науку и технику, и другие сферы нормативными документами. Эталонами мер, образующими – эталонами продукции, каталогами продукции как носителями ценной технической и управленческой информации. Ссылка в договоре на стандарт является наиболее удобной формой информации о качестве товара как главного условия договора.

7. Нормотворчества и правоприменения - проявляется в узаконение требований к объектам стандартизации в результате придания документу юридической силы.

Метод стандартизации – это приём или совокупность приемов, с помощью которого достигаются цели стандартизации.

Основные методы стандартизации.

1 Упорядочение объектов стандартизации

2 Параметрическая стандартизация.

3 Унификация продукции.

4 Агрегатирование.

5 Комплексная стандартизация;

6 Опережающая стандартизация

Универсальный метод в области стандартизации продукции, процессов и услуг. Упорядочение как управление многообразием связано прежде всего с сокращением многообразия.

Результатом работ по упорядочению являются:

− ограничительные перечни комплектующих изделий для конечной готовой продукции;

− альбомы типовых конструкций изделий;

− типовые формы технических, управленческих и прочих документов.

Упорядочение как универсальный метод состоит из отдельных методов: систематизации, селекции, симплификации, типизации и оптимизации.

Систематизация объектов стандартизации заключается в научно обоснованном, последовательном классифицировании и ранжировании совокупности конкретных объектов стандартизации. Примером результата работы по систематизации продукции может служить Общероссийский классификатор промышленной и сельскохозяйственной продукции (ОКП), который систематизирует всю товарную продукцию (прежде всего по отраслевой принадлежности) в виде различных классификационных группировок и конкретных наименований продукции.

Селекция объектов стандартизации – деятельность, заключающаяся в отборе таких конкретных объектов, которые признаются целесообразными для дальнейшего производства и применения в общественном производстве.

Симплификация – деятельность, заключающаяся в определении таких конкретных объектов, которые признаются нецелесообразными для дальнейшего производства и применения в общественном производстве.

Процессы селекции и симплификации осуществляются параллельно. Им предшествуют классификация и ранжирование объектов и специальный анализ перспективности и сопоставления объектов с будущими потребностями.

Типизация объектов стандартизации – деятельность по созданию типовых (образцовых) объектов – конструкций, технологических правил, форм документации. В отличие от селекции отобранные конкретные объекты подвергают каким-либо техническим преобразованиям, направленным на повышение их качества и универсальности.

Оптимизация объектов стандартизации заключается в нахождении оптимальных главных параметров (параметров назначения), а также значений всех других показателей качества и экономичности.

В отличие от работ по селекции и симплификации, базирующихся на несложных методах оценки и обоснования принимаемых решений, например экспертных методах, оптимизацию объектов стандартизации осуществляют путем применения специальных экономико-математических методов и моделей оптимизации. Целью оптимизации является достижение оптимальной степени упорядочения и максимально возможной эффективности по выбранному критерию

Параметрическая стандартизация

Параметр продукции – это количественная характеристика ее свойств.

Наиболее важными параметрами являются характеристики, определяющие назначение продукции и условия ее использования:

− размерные параметры (размер одежды и обуви, вместимость посуды);

− весовые параметры (масса отдельных видов спортинвентаря);

− параметры, характеризующие производительность машин и приборов (производительность вентиляторов и полотеров, скорость движения транспортных средств);

− энергетические параметры (мощность двигателя и пр.).

Продукция определенного назначения, принципа действия и конструкции, т.е. продукция определенного типа, характеризуется рядом параметров. Набор установленных значений параметров называется параметрическим рядом. Разновидностью параметрического ряда является размерный ряд. Например, для тканей размерный ряд состоит из отдельных значений ширины тканей, для посуды – отдельных значений вместимости.

Процесс стандартизации параметрических рядов – параметрическая стандартизация – заключается в выборе и обосновании целесообразной номенклатуры и численного значения параметров. Решается эта задача с помощью математических методов.

Параметрические ряды машин, приборов, тары рекомендуется строить согласно системе предпочтительных чисел – набору последовательных чисел, изменяющихся в геометрической прогрессии. Смысл этой системы заключается в выборе лишь тех значений параметров, которые подчиняются строго определенной математической закономерности, а не любых значений, принимаемых в результате расчетов или в порядке волевого решения. Основным стандартом в этой области является ГОСТ 8032-84 «Предпочтительные числа и ряды предпочтительных чисел». На базе этого стандарта утвержден ГОСТ 6636 «Нормальные линейные размеры», устанавливающий ряды чисел для выбора линейных размеров.

ГОСТ 8032 предусматривает четыре основных ряда предпочтительных чисел:

Индекс R назван в честь французского инженера Ш. Ренара. С его именем связывают историю создания рядов предпочтения чисел.

1-й ряд – R5 – 1,00; 1,60; 2,50; 4,00; 6,30; 10,60.:. имеет знаменатель прогрессии ;

2-й ряд – R10 – 1,00; 1,25; 1,60; 2,00; 2,50... имеет знаменатель ;

3-й ряд – R20 – 1,00; 1,12; 1,25; 1,40; 1,60... имеет знаменатель ;

4-йряд – R40 – 1,00; 1,06; 1,12; 1,18; 1,25... имеет знаменатель .

Количество чисел в интервале 1 - 10: для ряда R5 – 5, R10 – 10, R20 – 20, для ряда R40 – 40.

В некоторых технически обоснованных случаях допускается округление предпочтительных чисел. Например, число 1,06 может быть округлено до 1,05; 1,12 – до 1,1; 1,18 – до 1,15 или 1,20.

При выборе того или иного ряда учитывают интересы не только потребителей продукции, но и изготовителей. Частота параметрического ряда должна быть оптимальной: слишком «густой» ряд позволяет максимально удовлетворить нужды потребителей (предприятий, индивидуальных покупателей), но, с другой стороны, чрезмерно расширяется номенклатура продукции, распыляется ее производство, что приводит к большим производственным затратам. Поэтому ряд R5 является более предпочтительным по сравнению с рядом R10, а ряд R10 предпочтительнее ряда R20.

Применение системы предпочтительных чисел позволяет не только унифицировать параметры продукции определенного типа, но и увязать по параметрам продукцию различных видов – детали, изделия, транспортные средства и технологическое оборудование.

Унификация продукции

Деятельность по рациональному сокращению числа типов деталей, агрегатов одинакового функционального назначения называется унификацией продукции. Она базируется на классификации и ранжировании, селекции и симплификации, типизации и оптимизации элементов готовой продукции.

Основными направлениями унификации являются:

− разработка параметрических и типоразмерных рядов изделий, машин, оборудования, приборов, узлов и деталей;

− разработка типовых изделий в целях создания унифицированных групп однородной продукции;

− разработка унифицированных технологических процессов, включая технологические процессы для специализированных производств продукции межотраслевого применения;

− ограничение целесообразным минимумом номенклатуры разрешаемых к применению изделий и материалов.

Результаты работ по унификации оформляются по-разному: это могут быть альбомы типовых (унифицированных) конструкций деталей, узлов, сборочных единиц; стандарты типов, параметров и размеров, конструкций, марок и др.

В зависимости от области проведения унификация изделий может быть

− межотраслевой (унификация изделий и их элементов одинакового или близкого назначения, изготовляемых двумя или более отраслями промышленности);

− отраслевой;

− заводской (унификация изделий, изготовляемых одной отраслью промышленности или одним предприятием).

В зависимости от методических принципов осуществления унификация может быть

− внутривидовой (семейств однотипных изделий);

− межвидовой или межпроектной (узлов, агрегатов, деталей разнотипных изделий).

Степень унификации характеризуется уровнем унификации продукции – насыщенностью продукции унифицированными, в том числе стандартизированными, деталями, узлами и сборочными единицами.

Одним из показателей уровня унификации является коэффициент применяемости (унификации) Кп, который вычисляют по формуле

(5)

где n – общее число деталей в изделии, шт.;

n0 — число оригинальных деталей (разработаны впервые), шт.

При этом в общее число деталей (кроме оригинальных) входят стандартные, унифицированные и покупные детали, а также детали общемашиностроительно­го, межотраслевого и отраслевого применения.

Покупное изделие — комплектующее изделие, получаемое предприятием в готовом виде и изготовленное по технической документации предприятия-по­ставщика. Так, для радиозавода, выпускающего радиоприемники, элементы питания являются покупным изделием.

Коэффициент применяемости можно рассчитывать применительно к унификации деталей общемашиностроительного (ОМП), межотраслевого (МП) и отраслевого (ОП) применения.

Агрегатирование

Агрегатирование – это метод создания машин, приборов и оборудования из отдельных стандартных унифицированных узлов, многократно используемых при создании различных изделий на основе геометрической и функциональной взаимозаменяемости. Например, применение в мебельном производстве щитов 15 размеров и стандартных ящиков трех размеров позволяет получить при различной комбинации этих элементов 52 вида мебели.

Обобщение частных конструктивных решений путем разработки унифицированных агрегатов, узлов и деталей значительно расширило возможности данного метода.

Комплексная стандартизация

При комплексной стандартизации осуществляются целенаправленное и планомерное установление и применение системы взаимоувязанных требований как к самому объекту комплексной стандартизации в целом, так и к его основным элементам в целях оптимального решения конкретной проблемы. Применительно к продукции – это установление и применение взаимосвязанных по своему уровню требований к качеству готовых изделий, необходимых для их изготовления сырья, материалов и комплектующих узлов, а также условий сохранения и потребления (эксплуатации).

Опережающая стандартизация

Метод опережающей стандартизации заключается в установлении повышенных по отношению к уже достигнутому на практике уровню норм и требований к объектам стандартизации, которые согласно прогнозам будут оптимальными в последующее время.

Стандарты не могут только фиксировать достигнутый уровень развития науки и техники, так как из-за высоких темпов морального старения многих видов продукции они могут стать тормозом технического прогресса. Для того чтобы стандарты не тормозили технический прогресс, они должны устанавливать перспективные показатели качества с указанием сроков их обеспечения промышленным производством. Опережающие стандарты должны стандартизировать перспективные виды продукции, серийное производство которых еще не начато или находится в начальной стадии.

Опережающие стандарты выполняются в виде так называемых ступенчатых стандартов. В этих стандартах несколько ступеней, содержащих возрастающие требования к показателям качества, а также сроки их ввода в действие, например, стандарт на предельно допустимое содержание основных токсичных компонентов отработанных газов, обязательное для вновь выпускаемых легковых автомобилей. Эти стандарты предусматривали обязательное ежегодное (начиная с 1970 г.) снижение содержания в продуктах сгорания токсичных компонентов, в результате к 1975 г. они были сведены к реально достижимому минимуму.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: