ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Что изучает наука метрология?
2.Приведите определение понятия "единство измерений". Какие условия необходимы для обеспечения единства измерений?
3.Какое понятие шире: "единство измерений" или "метрологическое обеспечение "?
4. Перечислите основы метрологического обеспечения.
5. Перечислите основные этапы развития метрологии в России. 6.Что называют физической величиной? Какие требования
предъявляют к измеряемым величинам?
7 Приведите определения понятия " истинное значение " и "действительное значение" величины. Почему нельзя при измерениях определить истинное значение?
8. Приведите определение понятия "измерение" и примеры различных видов измерений.
9. Какова структура Международной системы единиц (SI)? В каком году была принята SI (Международной организацией мер и весов)?
10. Приведите правила наименований и обозначений единиц.
11. Что называют средством измерений? Приведите виды средств измерений и их особенности.
12. Для решения каких практических задач необходимы метрологические характеристики средств измерений?
13. Приведите определение метода измерений и перечислите виды методов измерений
14. Что называют эталоном единиц физических величин? Приведите классификацию эталонов.
15. Что такое поверка средств измерений? Что такое калибровка средств измерений?
16. Что называют погрешностью измерений? Приведите классификацию погрешностей измерений..
17. Каковы источники возникновения погрешностей измерений?
18. Для каких целей необходимо создание метрологических служб?
19. Приведите структуру Государственной метрологической службы.
20. Какие задачи решает метрологическая служба юридических лиц?
21. Какие законодательные акты по вопросам метрологии приняты в России?
22. Перечислите основные объекты стандартизации в области метрологии.
23. Перечислите основные международные организации по метрологии.
ЛЕКЦИЯ 5
Стандартизация возникла в глубокой древности. К ее первым проявлениям можно отнести письменность, летоисчисление, системы счета, денежные единицы, единицы мер и весов.
С развитием человеческого общества непрерывно совершенствовалась трудовая деятельность людей. Люди стремились отбирать и фиксировать наиболее удачные результаты трудовой деятельности с целью их повторного использования.
В эпоху Возрождения с развитием экономических связей между государствами начинает широко использоваться методы стандартизации. Так, в связи с необходимостью строительства большого количества судов в Венеции начала осуществляться сборка галер из заранее изготовленных деталей и узлов.
В период перехода к машинному производству имели место такие впечатляющие достижения стандартизации, как, например, создание французом Лебланом в 1785 году 50 оружейных замков, каждый из которых был пригоден для любого из одновременно изготовленных ружей без предварительной подгонки.
Началом международной стандартизации можно считать принятие в 1875 году представителями 19 государств Международной метрической конвенции и учреждение Международного бюро мер и весов.
Первые упоминания о стандартах в России отмечены во времена правления Ивана Грозного, когда были введены для измерения пушечных ядер стандартные калибры. Петр I, стремясь к расширению торговли с другими странами, не только ввел технические условия, но и организовал правительственные бракеражные комиссии в Петербурге и Архангельске. В обязанность комиссии входила тщательная проверка качества экспортируемого сырья.
В 1925 году был создан первый центральный орган по стандартизации – Комитет по стандартизации при Совете Труда и Обороны. Была введена категория стандартов – ОСТ (общесоюзный стандарт).
В 1940 году вместо ОСТов и различных отраслевых стандартов была введена категория – государственный общесоюзный стандарт (ГОСТ).
Выдающимся событием в истории стандартизации явилась принятие в 1993 году Закона РФ «О стандартизации», который определил меры государственной защиты интересов потребителей по средствам разработки и применения нормативных документов.
Стандартизация — установление и применение правил с целью упорядочения деятельности при участии всех заинтересованных сторон. Стандартизация должна обеспечить возможно полное удовлетворение интересов производителя и потребителя, повышение производительности труда, экономное расходование материалов, энергии, рабочего времени и гарантировать безопасность при производстве и эксплуатации.
Действующая система стандартизации позволяет разрабатывать и поддерживать в актуальном состоянии:
- единый технический язык;
- унифицированные ряды важнейших технических характеристик продукции (допуски и посадки, напряжения, частоты и др.);
- типоразмерные ряды и типовые конструкции изделий общемашиностроительного применения (подшипники, крепеж, режущий инструмент и др.);
- систему классификаторов технико-экономической информации;
-достоверные справочные данные о свойствах материалов и веществ.
Объектами стандартизации могут быть продукция, услуги и процессы, имеющие перспективу многократного воспроизведения и (или) использования (рисунок 1)
Непосредственным результатом стандартизации является прежде всего нормативный документ (НД). Применение НД — способ упорядочения в определенной области, поэтому нормативный документ — средство стандартизации.
Рисунок 1- Объекты стандартизации
Стандарты устанавливаются на:
- материальные предметы, включая продукцию, эталоны, образцовые по составу или свойствам вещества;
- нормы, правила и требования к объектам организационного, методического и общетехнического характера.
Объем работ по стандартизации на предприятии зависит от:
- масштабов производства и кооперирования
- номенклатуры и сложности выпускаемой продукции, степени ее новизны и интенсивности изменения;
- статуса службы стандартизации предприятия и возлагаемыхна нее задач.
Основные элементы и категории действующей системы стандартизации представлены на рисунке 2.
Рисунок 2-Элементы и категории стандартизации
В зависимости от формы руководства стандартизацией и сферы действия стандартов различают государственную, национальную и международную стандартизацию.
Государственная стандартизация — форма развития и проведения стандартизации, осуществляемая под руководством государственных органов по единым государственным планам стандартизации.
Национальная стандартизация проводится в масштабе государства без государственной формы руководства.
Международная стандартизация проводится специальными международными организациями или группой государств с целью облегчения взаимной торговли, научных, технических и культурных связей.
Наряду со стандартизацией, осуществляемой в масштабах государства, широко используются:
- отраслевая стандартизация, осуществляемая в отдельных отраслях промышленности с целью обеспечения единства технических требований и норм к продукции отрасли и создания условий для кооперации и специализации в этой отрасли (под отраслью понимается совокупность предприятий и организаций независимо от их территориального расположения и ведомственной принадлежности, разрабатывающих и изготавливающих определенные виды продукции);
-республиканская стандартизация, проводимая в республике в целях установления требований и норм на продукцию, не охваченную государственной или отраслевой стандартизацией;
-местная стандартизация, проводимая на предприятиях (в объединениях) и устанавливающая требования, нормы и правила, применяемые только на данном предприятии.
Устанавливаемые при стандартизации нормы оформляются в виде нормативно-технической документации по стандартизации — стандартов и технических условий.
Стандарт — нормативно-технический документ, устанавливающий комплекс норм, правил, требований к объекту стандартизации и утвержденный компетентным органом. Стандарт может быть разработан как на предметы (продукцию, сырье, образцы веществ), так и на нормы, правила, требования к объектам организационно-методического и общетехнического характера труда, порядок разработки документов, нормы безопасности, системы управления качеством и др.
Технические условия (ТУ) — нормативно-технический документ по стандартизации, устанавливающий комплекс требований к конкретным типам, маркам, артикулам продукции. Технические условия являются неотъемлемой частью комплекта технической документации на продукцию, на которую они распространяются.
Сегодня в России существует около 22 тысяч стандартов, регулирующих в обязательном порядке более 80 % потребительских товаров. Только 37 % отечественных стандартов гармонизированы с международными эталонами, тогда как в Германии и Великобритании этот показатель составляет 70 %.
Концепция реформирования законодательства в области стандартизации и подтверждения соответствия, а также законопроект «Об основах технического регулирования, стандартизации и подтверждения соответствия» предполагали сокращение количества обязательных стандартов до 300-400 единиц.
Организационные, методические и практические основы стандартизации во всех звеньях экономики страны определяются Государственной системой стандартизации.
Необходимость гармонизации законодательных и нормативных актов стандартизации в России в соответствии с международной практикой привела к созданию национальной системы стандартизации, регламентированной ФЗ «О техническом регулировании».
Национальная система стандартизации (НСС) призвана обеспечить баланс интересов государства, субъектов хозяйствования, общественных организаций и потребителей, повысить конкурентоспособность продукции и производства в российской экономике, создать условия для повышения качества продукции, работ и услуг. Ее основное отличие от ГСС заключается в изменении статуса с государственного на добровольный.
В соответствии с ФЗ «О техническом регулировании» НСС отражает как обязательные государственные требования, так и добровольно соблюдаемые.
Целью принятия технических регламентов (ТР) является установление обязательных требований к объектам технического регулирования, обеспечивающих безопасность жизни и здоровья людей, представителей флоры и фауны, окружающей среды, а также имущества субъектов (юридических и физических лиц). Такие требования содержат совокупность физико-химических показателей и норм технического характера, специфика которых определяется особенностями продукции или процесса.
Другая цель ТР — предупреждение действий, вводящих в заблуждение потребителя, — достигается включением в ТР мер, обеспечивающих предоставление актуальной и достоверной информации, в частности правил подтверждения соответствия продукции установленным требованиям, содержания маркировки и др.
Технический регламент – документ, который является носителем обязательных требований.
В ТР могут включаться требования, обеспечивающие не только безопасность, но и единство измерений, терминов, упаковки и маркировки, правила идентификации объекта и оценки соответствия.
Закон «О техническом регулировании» оговаривает требования, которые не включаются в ТР:
-требования к конструкции и исполнению изделия, если это не является необходимым для достижения целей принятия ТР;
-требования к продукции, причиняющей вред здоровью или жизни людей в результате накопления вредных факторов, в процессе долгого использования этой продукции, когда невозможно определить степень риска.
При определении видов ТР применен подход ГСС РФ, которая предусматривала осуществление государственных стандартов в общетехнических требованиях, действие которых распространялось на определенные виды однородной продукции или процессов и стандартах на конкретную продукцию. В настоящее время требования к конкретной продукции или процессу определяются совокупностью требований общих и специальных ТР, которые на нее распространяются.
Предметом регулирования специальных технических регламентов могут быть только особенности отдельных объектов, не охваченных требованиями общих ТР.
Структура обязательных требований не включает требований для обеспечения технической совместимости и взаимозаменяемости продукции, что может осложнить возможности использования продукции по назначению. Поэтому данные требования должны быть установлены в национальном стандарте.
Национальный стандарт (НС), играя роль рекомендаций, является тем не менее документом, разработанным по правилам, установленным государством. Поэтому несмотря на негосударственный статус этого документа, он возможен к применению на всей территории России.
Существуют два вида НС — предусматривающие требования по содействию соблюдения требований ТР и предусматривающие иные требования, соответствующие другим целям стандартизации, что может быть охарактеризовано как установление прогрессивных требований к продукции.
НС выступает как основа для разработки ТР и является документом федерального значения в области стандартизации. За основу НС, в свою очередь, возможно принять международные стандарты, если Россия такой стандарт не отрицает и он не вступает в противоречие с природно-географическими особенностями, а также спецификой технико-технологического уровня производства.
К документам в области стандартизации в РФ относят:
- правила стандартизации, нормы и рекомендации в области
стандартизации;
- классификации и общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации;
- стандарты организаций.
Правила стандартизации охватывают вопросы построения, изложения, оформления, учета и изменения НС. В основном это вопросы технического характера, например порядок отражения в стандартах организаций показателей национальных стандартов, место и способ обозначения показателей, номенклатура показателей, применение знака соответствия.
Классификации и общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации — документы, направленные на достижение целей стандартизации. Классификации должны обеспечить информационную совместимость во всех областях деятельности. Поэтому классификаторы имеют статус обязательных документов. Основными объектами классификации являются виды экономической деятельности, продукция, предприятия, организации, профессии, услуги и т.п.
Стандарт организации (СТО) заменил стандарты предприятий, научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений. В отличие от НС СТО является локальным нормативно-правовым актом, обязательным для работников утвердившей его организации. СТО включает требования к продукции, которые не установлены в ТР и являются договорными (т.е., как правило, выше, чем в ТР).
СТО — это документ, в котором юридически закреплены правовые требования, нормы и правила, необходимые для обеспечения Деятельности организации в области технического регулирования.