Итак, при наличии многочисленных гипотез и экспериментальных исследований не получено поныне ни одного доказательства происхождения живого из неживого. Между этими двумя состояниями материи нет промежуточных ступеней, ведущих от инертного к одушевленному состоянию. Как заявил один из основоположников молекулярном биологии Ф. Крик: "Мы не видим пути от первичного бульона до естественного отбора. Можно прийти и выводу, что происхождение жизни – чудо, но это свидетельствует только о нашем незнании".
Не видя мостов между живым и неживым большинство исследователей едины в одном: живое, жизнь начинается с появлением клетки. Именно она образует истинную основу жизни. В какой-то мере можно признать ее закономерным итогом химической эволюции, если признать схему: атомы – простые молекулы – сложные макромолекулы и пробионты – одноклеточные механизмы. Но такой подход был бы весьма односторонним. Появление клетки, то есть становление жизни можно рассматривать только в единстве общекосмических и планетарных явлений и процессов. А это значит, что жизнь как форма движения материи должна исследоваться в комплексе естественно-научных дисциплин, занимающихся вопросами происхождения жизни планет и Вселенной. А это, одновременно, и мировоззренческие вопросы. Поэтому одними химическими и биологическими эволюционными теориями не прояснить сегодня вопрос о происхождении жизни. Необходимы новые подходы, которые оперировали бы понятиями физики, химии, но не теряли бы специфики живого. Таким подходом, отвечающим современному состоянию науки является, по нашему мнению, гипотеза В.И. Вернадского. В книге "Живое вещество" он писал: "Я буду называть живым веществом совокупность организмов, участвующих в геохимических процессах. Организмы, составляющие совокупность, будут являться элементами живого вещества."
|
|
В чем отличие идей Вернадского? Прежде всего его подход состоит в единстве естественнонаучных представлений и философских идей. Он связал воедино жизнь как форму движения материи с геологическими процессами Земли и биохимическим временем.
По существовавшей и существующей традиции палеонтологии утверждают, что после образования Земли 1,5-1,6 млрд. лет продолжался этап доорганизменного ее существования. Это был как бы провал в эволюции материи. Предполагается, что лишь в архейский период, то есть 3,5 млрд. лет тому назад в силу неясных причин происходит переход от химической эволюции к биохимической. Основывается этот вывод на находках первых молекулярных окаменелостей, найденных в древних породах. Спустя 400 млн. лет в осадочных породах встречаются синезеленые водоросли; в осадочных породах возрастом 3 млрд. лет находят биогенные образования – строматолиты; в формациях 2,7 млрд. лет – одноклеточные организмы со сложной внутренней структурой. Породы урановых и золотоносных бассейнов переполнены бактериями и одноклеточными водорослями. В этих же геологических слоях встречаются остатки различных групп растений от круглых одноклеточных форм до сложных расчлененных образований. Микроорганизмы в этот период уже множественны в видовых и родовых признаках.
|
|
Далее предполагается, что бактерии и сине-зеленые водоросли заложили основы жизни и пути к ее разнообразию.
Для Вернадского время существования планеты и время протекания жизни – одно целое. Жизнь геологически вечна. Возраст планеты неопределим, поскольку в любых структурах начало их распада – это завершение их формирования под влиянием собственной жизнедеятельности.
Выводы эти парадоксальны и противоречат всем эволюционистским теориям о последовательном образовании Земли как космического тела и появлении на ней жизни с последующим образованием биосферы. Космология утверждает, что вселенная наша имеет возраст 15-20 млрд. лет. Земля по данным космологии существует 5 млрд. лет. Цифра эта бесспорна, получена эмпирическими геологическими, радиологическими, астрофизическими данными.
Вернадский же со своими выводами о невозможности найти возраст Земли, поскольку, она носитель жизни стоит особняком. Он вкладывает различный смысл в слово "время" в физико-астрономической картине мира и биосферной.
Господствующие физико-астрономические представления и строящиеся на нем философские выводы предполагают, время и пространство имеют абсолютный характер с поправками теории относительности. Вернадский же связал жизнь и время более глубоким способом. Он доказывал обратную производность структур земной коры от отжившего вещества. Не только горные породы и ископаемые, но и атмосфера планеты, и даже гидросфера целиком продукт биосферы, результат жизнедеятельности животных, растений, бактерий. Через так называемые биогеохимические циклы – круговорот химических элементов в земной коре, подстегиваемый живыми организмами, запускается в действие вся машина геологических событий. Связь эта чаще всего не наглядна, завуалирована. Рассматривая ее в работе "Биосфера" Вернадским делает шесть основополагающих обобщений. 1. Никогда на Земле не наблюдалось зарождение живого от неживого. 2. В геологической истории нет эпох отсутствия жизни. 3. Современное живое вещество генетически родственно всем прошлым организмам. 4. В современную эпоху живое вещество так же влияет на химический состав земной коры как и в прошлые эпохи. 5. Существует константное количество атомов, захваченных в данный момент живым веществом. 6. Энергия живого вещества есть преобразования, аккумулированная энергия Солнца.
Во втором выводе Вернадский отстаивает мысль о влиянии живого на все слои земной коры. Именно отсюда вытекает парадокс о невозможности измерения возраста Земли как космического тела, ибо мы будем находить только структуры, переработанные живым веществом. Земля была оживлена всегда. Наше астрофизическое, а в большей степени ньютоновское мышление упирается в эту величину. "А что было до всегда?" Вся загадочность идей Вернадского связана с этим словом, а точнее с понятием времени, возраста, которые для него связаны с живым веществом.
В его характеристике время и живое вещество совпадают: жизнь и время необратимы, направлены из прошлого в будущее, то есть ассиметричны. Биологическое время отсчитывается сменой поколений, то есть оно содержательно. Физическое время не имеет содержания, оно имеет мерные единицы, оно бесструктурно и аморфно. Биологическое время, как называет его Вернадский, имеет совершенно четкие мерные единицы, которые нельзя заменить никакими другими. Жизнь представляется единым монолитом, а его "секундами" будут сами организмы. Мерной единицей жизни Вернадский считал делящиеся бактерии. Их изучение должно дать представление о внутреннем строении пространства и времени. И тогда парадокс отсутствия "начала" жизни в прошлых геологических эпохах разрешается следующим образом: время до создания биосферы – бессмыслица. "Всегда" без жизни нет. А есть, как отмечал в свое время русский философ В.Н. Муравьев, – другие формы времени, которые для нас не столь близки и понятны.
|
|
В работе "Размышления натуралиста" Вернадский утверждает, что геологическое время равно по длительности биологическому, что начала его нет и оно отвечает двум млрд. лет обращения Земли вокруг Солнца. Действительно, палеонтологи, как уже отмечалось выше, находят структуры явного биологического обмена из пород, возраст которых свыше 3 млрд. лет. И возможно следы живого можно будет найти и в более ранних слоях земной коры.
В пользу тезиса Вернадского о всеобщей оживленности планеты служит выявление функций биосферы. Живое вещество существует только в образе биосферы большого тела, отдельные части которого выполняют взаимоподдерживающие и взаимодополняющие функции по поддержанию жизни: окисляющие и восстанавливающие бактерии, микроорганизмы накапливающие вещества, необходимые для организма и разлагающие и т.д. Один или несколько организмов продержаться на Земле не смогут. Поэтому, считал Вернадский, в далекие времена жизнь не была хилой и слабой. По его расчетам скорость захвата организмами пространства необычайно велика. Бактерии могут за несколько дней нарастить массу, равную земному шару.
По-видимому, и здесь уместно отметить этот факт, – эволюционистские концепции происхождения жизни не учитывают многих вещей, которые не укладываются в схему ступенчатости, от простого к сложному. Так, можно проследить неизменность некоторых организмов на протяжении всей истории биосферы. Упорно не желают эволюционировать прокариоты, не содержащие в своих клетках ядра. И тем не менее примитивные прокариоты "встроены" почти в каждую химическую реакцию, происходящую на поверхности Земли: в горячих источниках, вулканические извержения и пр. Везде, где наблюдается повышенная концентрация химических элементов (магнитные аномалии, железнорудные бассейны и т. д.) надо искать прекариоты или, иначе, литотрофные бактерии.
|
|
Открыл их русский микробиолог С.Н. Виноградский. Он предположил, что для бактерий минеральные соединения (в частности сера) являются питательным веществом. Догадка подтвердилась. Так был открыт второй способ питания – минеральный в отличие от фотосинтетического. Переводя минеральные соединения из одной формы в другую они (литотрофы) извлекают при этом энергию и потому им не требуется ни солнечная энергия, как растениям, ни органические вещества, как животным, Это противоречит выводам биологии о том, что неорганические, минеральные вещества это только опорный компонент клеток, но не энергетический. Впоследствии выяснилось, что литотрофы составляют огромный отряд. По своим морфологическим особенностям и экологии они настолько не похожи на остальной мир, что образовали совершенно отдельное надцарство живой природы. Между ним и остальным живым миром такая же пропасть, как между живой и неживой материей. Кроме того, прокариоты способны выполнять свои функции в биосфере, что наводит на мысль о возможности биосферы, состоящей из одних прокариотов. Сегодня уже и некоторые биологи, сторонники эволюционизма вынуждены признать, что возможны формы жизни не нуждающиеся ни в воздухе, ни в воде. И вполне вероятно – утверждает г.П. Аксенов, – что все живое (животные, растения) – возникает на базе литотрофов. Для эволюционистов литотрофы и сине-зеленые водоросли существующие неизменными миллиарды лет – загадка. Понять ее можно лишь с позиций теории Вернадского: организм нельзя рассматривать отдельно от среды. Ведь сами они не изменяются, но изменяют своей деятельностью все вокруг.
Ныне нет фактов, опровергающих эмпирические обобщения Вернадского. И если в 30-е годы были надежды смоделировать некие первоначальные условия, приведшие к возникновению живого, то после открытия материального носителя наследственности эти исследования оказались в тупике. Между лабораторными органическим веществом и генетическими структурами, на основе которых строится все живое – незаполняемая ничем пропасть.
Итак, мы видим, что теория Вернадского принципиально отлична от эволюционистских теорий и в первую очередь временными свойствами биосферы. Дело даже не в том, что эволюционизм выводит живое из неживого, а теория Вернадского опровергает этот принцип. Несомненно, что эмпирические исследования Опарина, Холдейна, внесли огромный вклад в разгадку тайн живого в части строения его форм, уровней. Но большинство сторонников эволюционистской теории берут в качестве живого и условий его появления только формы растений и животных, и необходимые для их существования условий: воду, воздух, ограничиваются определенными свойствами живого в виде размножения, фотосинтеза и т.д. Эволюционисты настаивают на том, что жизнь, очевидно, начинается с клетки. Вернадский считал, что это лишь одна из форм жизни. Впоследствии его идеи развивал В.Ф. Купревич, полагая, что все космические объекты связаны с жизнью. И возможна она в других формах и на основе иных, отличных от земных соединений, например – кремниевых.
Эволюционистская теория претендует на то, чтобы охватить все уровни структурной организации жизни. Размножение, приспособляемость, адаптация предстают как основная движущая сила развития жизни вплоть до высшей ее формы – человека. Но это далеко не единственный критерий жизни и это удалось эмпирически доказать Вернадскому. В его теории содержится качественно иной вывод о функциях живого: основная функция живого – энергетическая, все морфологические структуры и физиологические процессы организмов подчинены им.
Каждая из представленных концепций охватывает определенную сферу материи, исследует ее формы, свойства и т.д. По-видимому, ни одна из них не может дать полное и всеобъемлющее понятие жизни. Сами по себе ни биология, ни химия, ни геология не сумеют объяснить, что же такое жизнь, как она возникает. Вероятно, необходим синтез наук о жизни. Он свидетельствует о многоаспектности проблемы, о том, что жизнь следует изучать и в ее целостности, и в частных формах, и в связи с более общими закономерностями развития материи. И в такой постановке вопрос требует изучения и в рамках эволюции, и биохимических процессов, и астрофизических и т.д.