double arrow

Роль философской методологии в изучении проблемы происхождения жизни

Интенсивные теоретические поиски в области проблемы происхождения жизни не могут не сопровождаться постановкой и обсуждением специфики философских вопросов, таких как: соотношение биологического и физико-химического, соотношение причинного и теологического подходов при объяснении происхождения жизни, соотношение необходимости и случайности в процессах химической и предбиологической эволюции, проблемы законов исторического развития и др. Успехи молекулярной биологии породили иллюзию сводимости живого к неживому, к возможности объяснения происхождения, функционирования и эволюции жизни обычными законами физики и химии. Показательна в этом отношении позиция Резерфорда, болезненно реагировавшего на попытки умозрительно объяснить мир. "Только бездельник говорит о Вселенной в моей лаборатории." Выдающийся физик XIX в. Л. Больцман попытался свести жизнь к термодинамическим процессам, подчинив законы живого законам вероятности (по его формуле жизнь есть промежуточная форма энергии, преобразующая космическую энергию в земную). Но многие физики и химики понимали необходимость более широкого взгляда на вещи. Среди них можно назвать Н. Бора, Гейзенберга, Шредингера и др.

Крайность чисто научного характера порождала и релятивистский подход: жизнь хотя бы частично не поддается объяснению в понятиях и законах физики и химии. Возникновение жизни обусловлено каким-то неизвестным нам, специфическим свойством материи и для объяснения происхождения жизни нам необходимо использовать не причинный, а тематический подход.

Эти и подобные им неясности требуют привлечения гораздо более широкого круга вопросов и более широкого круга понятий, чем это имеет место в физике, химии или биологии. Для исследования такой сложной проблемы требуется взаимосвязь философского и естественнонаучного знания о единстве земных форм жизни с общекосмическими формами существования материи. Редкие ученые обладают способностью охватить предмет в таком полном единстве философии и науки. Но когда она сформирована, то дает изумительные по результативности гипотезы, теории, научные объяснения. Именно благодаря обращению к философии В.И. Вер­надскому удалось глубоко проникнуть в тайны жизни, выявить взаимодействие космоса, биосферы и человечества. Философия часто предвосхищает целые области будущего развития науки. В истории развития научной мысли можно ясно и точно проследить значение философии для научного мышления, в этом смысле философия во многом опережала научные идеи сущности жизни. Те же идеи Вернадского о живом веществе, о космичности жизни, о биосфере и переходе ее в ноосферу своими дальними, творческими корнями уходят в философию А. Бергсона и Н.Ф. Федорова.

В то же время, сопряженность науки и философии приведет к дальнейшему обогащению самой философии, прозрению через научные факты и гипотезы соотношения и взаимосвязи природных и космических стихий, человеческого существования и бытия Вселенной.

Заключение. На протяжении многих тысячелетий человек стремился познать и окружающий мир и то место, которое он занимает в этом мире. Большую роль в этом процессе играет стремление познать сущность жизни. Человечество шло к этому познанию извилистыми путями, строя различные предположения, применяя к познанию различные методы, строя концепции от религиозно-идеалистических до диалектико-материалистических. Жизнь в одном случае относится к области веры, в другом случае воспринимается как механизм, изучив который можно понять общие принципы построения жизни и тем самым постигнуть ее сущность, в третьем понимание жизни строится на признании вечности движущейся и развивающейся материи и в этом случае жизнь предстает либо как закономерный этап эволюции материи, либо как ее неотъемлемое свойство.

ТЕМА 17. СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ

Накопивший опыт и навыки по поддержанию и развитию своего бытия, пользующийся не только готовыми средствами существования, но и искусственно создающий их, обладающий разумом и знаниями, передающимися от поколения к поколению, постоянно накапливающий эти знания человек – маленькая песчинка не только в громадном космосе, но даже на Земле. Тем не менее своим умом человек охватывает и космос, и Землю. Он решает множество вопросов, в том числе и вопрос о своем месте во Вселенной и на Земле, о своем происхождении, о своей силе и слабости и т.д. Его все интересует. И прежде всего вопрос, откуда и как он появился сам.