Для организации финансовой работы хозяйствующий субъект создает специальную финансовую службу. Деятельность финансовой службы подчинена главной цели - обеспечению финансовой стабильности, созданию устойчивых предпосылок для достижения поставленных перед предприятием целей.
Основное содержание финансовой работы заключается:
· в обеспечении финансовыми ресурсами хозяйственной деятельности;
· в организации взаимоотношений с финансово-кредитной системой и другими хозяйствующими субъектам;
· в сохранении и рациональном использовании основного и оборотного капитала;
· в обеспечении своевременности платежей по обязательствам предприятия в бюджет, банки, поставщикам и работникам.
Важнейшими направлениями финансовой работы коммерческой организации являются:
· реализация долгосрочной финансовой политики
· финансовое планирование всех видов
· контрольно-аналитическая работа
· оперативная работа
Реализация долгосрочной политики ориентирована направлена на определение:
|
|
· цены и структуры капитала
· формирование дивидендной политики
· долгосрочное планирование и прогнозирование на предприятии
Финансовое планирование занимает важное место в организации финансовой деятельности хозяйствующего субъекта. В ходе финансового планирования каждое предприятие всесторонне оценивает свое финансовое состояние, определяет возможность увеличения финансовых ресурсов и выявляет направления наиболее эффективного их использования. Финансовое планирование осуществляется на основе анализа информации и финансах предприятия, получаемой из бухгалтерской, статистической и управленческой отчетности.
В области планирования финансовая служба обеспечивает выполнение следующих задач:
· разработка проектов финансовых и кредитных планов со всеми необходимыми расчетами;
· определение потребности в собственном оборотном капитале;
· выявление источников финансирования хозяйственной деятельности;
· разработка плана капитальных вложений с необходимыми расчетами;
· участие в разработке бизнес-плана;
· составление кассовых планов в учреждениях банка;
· участие в составлении планов реализации продукции в денежном выражении и определение плановой суммы балансовой прибыли на год и по кварталам и показателям рентабельности.
В области оперативной работы финансовая служба решает многочисленные задачи, основными из которых являются следующие:
· обеспечение в установленные сроки платежей в бюджет, выплат процентов по краткосрочным и долгосрочным ссудам банков, выдачи заработной платы работникам и других кассовых операций, оплата счетов поставщиков за отгруженные товарно-материальные ценности, услуг и работ;
|
|
· обеспечение финансирования затрат плана;
· оформление кредитов в соответствии с договорами;
· ведение ежедневного оперативного учета: реализации продукции, прибыли от реализации, других показателей финансового плана;
· составление сведений о поступлении средств и справок о ходе выполнения показателей финансового плана и финансового состояния.
Большое значение на предприятии должно уделяться контрольно-аналитической работе, так как ее эффективность во многом определяет результата финансовой деятельности. Финансовые службы осуществляют постоянный контроль за выполнением показателей финансового, кассового и кредитного планов, планов по прибыли и рентабельности, следят за использованием по назначению собственного и заемного оборотного капитала, за целевым использованием банковского кредита. В осуществлении контрольно-аналитической работы большую помощь оказывает бухгалтерия, совместно с которой проверяется правильность составления смет, расчет окупаемости капитальных вложений, анализируются все виды отчетности, контролируется соблюдение финансовой и плановой дисциплины.
Конкретная структура финансовой службы во многом зависит от организационно-правовой формы предприятия, его размеров, вида деятельности и задач, поставленных руководством компании.
На крупных предприятиях для управления финансами создается обособленная специальная служба в виде финансовой дирекции, как правило, включающая бухгалтерию и финансовый отдел. Эта служба подчинена вице-президенту по финансам (финансовому директору).
Финансовая дирекция создается по распоряжению высшего органа управления хозяйствующего субъекта. Дирекция в целом и каждое ее подразделение функционирует на основе положения о финансовой дирекции, утверждаемого руководством предприятия. В нем четко отражаются общие моменты организации и структуры финансовой службы, определены конкретные задачи и функции, взаимоотношения с другими подразделениями и службами хозяйствующего субъекта, права и ответственность дирекции. Задачи, стоящие перед финансовой дирекцией и ее подразделениями, охватывают все сферы деятельности организации (предприятия) (рис. 2).
В управлении финансовой деятельностью коммерческой организации важную роль играют финансовые менеджеры. Это высококвалифицированные специалисты, обладающие знаниями в области финансов и бухгалтерского учета, кредита и денежного обращения, ценообразования, налогового законодательства и техники банковской и биржевой деятельности. Перед финансовым менеджером стоят многочисленные и разноплановые задачи, в том числе:
Ê в области планирования:
- долгосрочное и краткосрочное финансовое планирование,
- составление бюджетов торговых и финансовых операций, а также капитальных затрат,
- ценовую политику и прогнозирование объемов продаж,
- оценку эффективности затрат,
- оценку приобретаемого и реализуемого имущества
- анализ экономических показателей и факторов изменения объемов производства и продаж
Ë в области учета и контроля:
- определение политики бухгалтерского учета
- систему и порядок учета
- учет издержек производства и обращения
- подготовку бухгалтерской отчетности, включая государственную отчетность
- внутренняя ревизия (аудит)
- подготовка информации для руководства о результатах деятельности
- сравнение фактических результатов с плановыми и нормативными показателями
- проведение банковских операций
- получение, хранение и выплату наличных денег
- проведение операций с ценными бумагами
|
|
- кредитование и взыскание денежных средств
- управление инвестиционным портфелем
- контроль и регулирование денежных операций.
Функции финансовых менеджеров по данным Института финансовых управляющих национальной организации финансовых менеджеров США состоят в следующем:
Ê в области управления денежными фондами:
- регулирование и контроль денежных операций
- получение, хранение наличных денег и ценных бумаг, выплата наличных денег
- проведение банковских операций
- коммерческое кредитование и взыскание денежных средств
- управление инвестиционным портфелем
Ë в области планирования:
- участие в общей плановой работе, долгосрочное и краткосрочное финансовое планирование
- бюджетирование в рамках структурных подразделений предприятия и по местам формирования затрат,
- оценка эффективности затрат, финансирование отдельных мероприятий
- анализ экономических факторов, формирующих финансовый результат,
- планирование объемов продаж и проведение соответствующей ценовой политики
- оценка приобретаемого или реализуемого имущества
Ì в области управления структурой капитала:
- определение краткосрочных источников заемных средств, стоимости и условий заимствования
- определение долгосрочных источников заемных средств, стоимости и условий заимствования
- поиск внутренних резервов и направление их- использования
Í в области учета и контроля:
- определение учетной политики
- учет издержек производства и обращения
- внутренняя ревизия и контроль (аудит)
- подготовка различных видов отчетности
- сравнение фактических результатов с плановыми и нормативными показателями
- представление руководству информации о финансовых результатах деятельности
Î в области реализации налоговой политики:
- разработка налоговой политики
- планирование и перечисление налогов и сборов,
- подготовка налоговой отчетности
Ï в области минимизации рисков и защиты имущества предприятия:
- структурирование рисков
|
|
- анализ конъюнктуры фондового рынка
- разработка планов превентивных мероприятий
- формирование страховых фондов и резервов
- обеспечение внешнего страхования
- внутренний контроль сохранности имущества
- анализ инвестиционных проектов
- формирование инвестиционного портфеля клиентов
- управление портфелем ценных бумаг
- привлечение внутренних и внешних источников финансирования инвестиционной деятельности
- обеспечение связи с инвесторами, формирование дивидендной политики.
Ð в области консалтинговой деятельности
- консалтинг для сторонних организаций
- консалтинг руководителей предприятий по финансово-экономическим вопросам
- консалтинг руководителей и специалистов подразделений по торговым и финансовым вопросам
- консалтинг и повышение квалификации специалистов предприятия
Ñ в области разработки информационных систем управления:
- изучение современных информационных систем управления
- оценка предлагаемого программного обеспечения
- разработка и использование информационных систем управления
- разработка методик эффективного использования информационных систем.
К должностным обязанностям, как правило, разрабатывается приложение в виде квалификационных требований, предъявляемых к финансовому менеджеру. В них определяется круг необходимых знаний и требуемых навыков. Финансовый менеджер обычно привлекается к работе в качестве наемного работника по контракту, в котором строго определены его функциональные обязанности, порядок и размер оплаты труда. Кроме заработной платы финансовый менеджер может получать вознаграждение в виде процентов от чистой прибыли.