Организация финансовой работы на предприятии

Для организации финансовой работы хозяйствующий субъект создает специальную финансовую службу. Деятельность финансовой службы подчинена главной цели - обеспечению финансовой стабильности, созданию устойчивых предпосылок для достижения поставленных перед предприятием целей.

Основное содержание финансовой работы заключается:

· в обеспечении финансовыми ресурсами хозяйственной деятельности;

· в организации взаимоотношений с финансово-кредитной системой и другими хозяйствующими субъектам;

· в сохранении и рациональном использовании основного и оборотного капитала;

· в обеспечении своевременности платежей по обязательствам предприятия в бюджет, банки, поставщикам и работникам.

Важнейшими направлениями финансовой работы коммерческой организации являются:

· реализация долгосрочной финансовой политики

· финансовое планирование всех видов

· контрольно-аналитическая работа

· оперативная работа

Реализация долгосрочной политики ориентирована направлена на определение:

· цены и структуры капитала

· формирование дивидендной политики

· долгосрочное планирование и прогнозирование на предприятии

Финансовое планирование занимает важное место в организации финансовой деятельности хозяйствующего субъекта. В ходе финансового планирования каждое предприятие всесторонне оценивает свое финансовое состояние, определяет возможность увеличения финансовых ресурсов и выявляет направления наиболее эффективного их использования. Финансовое планирование осуществляется на основе анализа информации и финансах предприятия, получаемой из бухгалтерской, статистической и управленческой отчетности.

В области планирования финансовая служба обеспечивает выполнение следующих задач:

· разработка проектов финансовых и кредитных планов со всеми необходимыми расчетами;

· определение потребности в собственном оборотном капитале;

· выявление источников финансирования хозяйственной деятельности;

· разработка плана капитальных вложений с необходимыми расчетами;

· участие в разработке бизнес-плана;

· составление кассовых планов в учреждениях банка;

· участие в составлении планов реализации продукции в денежном выражении и определение плановой суммы балансовой прибыли на год и по кварталам и показателям рентабельности.

В области оперативной работы финансовая служба решает многочисленные задачи, основными из которых являются следующие:

· обеспечение в установленные сроки платежей в бюджет, выплат процентов по краткосрочным и долгосрочным ссудам банков, выдачи заработной платы работникам и других кассовых операций, оплата счетов поставщиков за отгруженные товарно-материальные ценности, услуг и работ;

· обеспечение финансирования затрат плана;

· оформление кредитов в соответствии с договорами;

· ведение ежедневного оперативного учета: реализации продукции, прибыли от реализации, других показателей финансового плана;

· составление сведений о поступлении средств и справок о ходе выполнения показателей финансового плана и финансового состояния.

Большое значение на предприятии должно уделяться контрольно-аналитической работе, так как ее эффективность во многом определяет результата финансовой деятельности. Финансовые службы осуществляют постоянный контроль за выполнением показателей финансового, кассового и кредитного планов, планов по прибыли и рентабельности, следят за использованием по назначению собственного и заемного оборотного капитала, за целевым использованием банковского кредита. В осуществлении контрольно-аналитической работы большую помощь оказывает бухгалтерия, совместно с которой проверяется правильность составления смет, расчет окупаемости капитальных вложений, анализируются все виды отчетности, контролируется соблюдение финансовой и плановой дисциплины.

Конкретная структура финансовой службы во многом зависит от организационно-правовой формы предприятия, его размеров, вида деятельности и задач, поставленных руководством компании.

На крупных предприятиях для управления финансами создается обособленная специальная служба в виде финансовой дирекции, как правило, включающая бухгалтерию и финансовый отдел. Эта служба подчинена вице-президенту по финансам (финансовому директору).

Финансовая дирекция создается по распоряжению высшего органа управления хозяйствующего субъекта. Дирекция в целом и каждое ее подразделение функционирует на основе положения о финансовой дирекции, утверждаемого руководством предприятия. В нем четко отражаются общие моменты организации и структуры финансовой службы, определены конкретные задачи и функции, взаимоотношения с другими подразделениями и службами хозяйствующего субъекта, права и ответственность дирекции. Задачи, стоящие перед финансовой дирекцией и ее подразделениями, охватывают все сферы деятельности организации (предприятия) (рис. 2).

В управлении финансовой деятельностью коммерческой организации важную роль играют финансовые менеджеры. Это высококвалифицированные специалисты, обладающие знаниями в области финансов и бухгалтерского учета, кредита и денежного обращения, ценообразования, налогового законодательства и техники банковской и биржевой деятельности. Перед финансовым менеджером стоят многочисленные и разноплановые задачи, в том числе:

Ê в области планирования:

- долгосрочное и краткосрочное финансовое планирование,

- составление бюджетов торговых и финансовых операций, а также капитальных затрат,

- ценовую политику и прогнозирование объемов продаж,

- оценку эффективности затрат,

- оценку приобретаемого и реализуемого имущества

- анализ экономических показателей и факторов изменения объемов производства и продаж

Ë в области учета и контроля:

- определение политики бухгалтерского учета

- систему и порядок учета

- учет издержек производства и обращения

- подготовку бухгалтерской отчетности, включая государственную отчетность

- внутренняя ревизия (аудит)

- подготовка информации для руководства о результатах деятельности

- сравнение фактических результатов с плановыми и нормативными показателями

 
Ì в области управления фондами:

- проведение банковских операций

- получение, хранение и выплату наличных денег

- проведение операций с ценными бумагами

- кредитование и взыскание денежных средств

- управление инвестиционным портфелем

- контроль и регулирование денежных операций.

Функции финансовых менеджеров по данным Института финансовых управляющих национальной организации финансовых менеджеров США состоят в следующем:

Ê в области управления денежными фондами:

- регулирование и контроль денежных операций

- получение, хранение наличных денег и ценных бумаг, выплата наличных денег

- проведение банковских операций

- коммерческое кредитование и взыскание денежных средств

- управление инвестиционным портфелем

Ë в области планирования:

- участие в общей плановой работе, долгосрочное и краткосрочное финансовое планирование

- бюджетирование в рамках структурных подразделений предприятия и по местам формирования затрат,

- оценка эффективности затрат, финансирование отдельных мероприятий

- анализ экономических факторов, формирующих финансовый результат,

- планирование объемов продаж и проведение соответствующей ценовой политики

- оценка приобретаемого или реализуемого имущества

Ì в области управления структурой капитала:

- определение краткосрочных источников заемных средств, стоимости и условий заимствования

- определение долгосрочных источников заемных средств, стоимости и условий заимствования

- поиск внутренних резервов и направление их- использования

Í в области учета и контроля:

- определение учетной политики

- учет издержек производства и обращения

- внутренняя ревизия и контроль (аудит)

- подготовка различных видов отчетности

- сравнение фактических результатов с плановыми и нормативными показателями

- представление руководству информации о финансовых результатах деятельности

Î в области реализации налоговой политики:

- разработка налоговой политики

- планирование и перечисление налогов и сборов,

- подготовка налоговой отчетности

Ï в области минимизации рисков и защиты имущества предприятия:

- структурирование рисков

- анализ конъюнктуры фондового рынка

- разработка планов превентивных мероприятий

- формирование страховых фондов и резервов

- обеспечение внешнего страхования

- внутренний контроль сохранности имущества

- анализ инвестиционных проектов

- формирование инвестиционного портфеля клиентов

- управление портфелем ценных бумаг

- привлечение внутренних и внешних источников финансирования инвестиционной деятельности

- обеспечение связи с инвесторами, формирование дивидендной политики.

Ð в области консалтинговой деятельности

- консалтинг для сторонних организаций

- консалтинг руководителей предприятий по финансово-экономическим вопросам

- консалтинг руководителей и специалистов подразделений по торговым и финансовым вопросам

- консалтинг и повышение квалификации специалистов предприятия

Ñ в области разработки информационных систем управления:

- изучение современных информационных систем управления

- оценка предлагаемого программного обеспечения

- разработка и использование информационных систем управления

- разработка методик эффективного использования информационных систем.

К должностным обязанностям, как правило, разрабатывается приложение в виде квалификационных требований, предъявляемых к финансовому менеджеру. В них определяется круг необходимых знаний и требуемых навыков. Финансовый менеджер обычно привлекается к работе в качестве наемного работника по контракту, в котором строго определены его функциональные обязанности, порядок и размер оплаты труда. Кроме заработной платы финансовый менеджер может получать вознаграждение в виде процентов от чистой прибыли.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: