Базовые концепции финансового менеджмента

2. Содержанием и классификация приемов финансового менеджмента.

3.1.БАЗОВЫЕ КОНЦЕПЦИИ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА

Финансовый менеджмент базируется на ряде взаимосвязанных основных концепций, развитых в рамках теории финансов.

Одним из основных разделов работы финансового менеджмента является выбор вариантов целесообразности вложения денежных средств. В частности, это делается в рамках анализа инвестиционных проектов, в основе которого лежит количественная оценка связанного с проектом денежного потока как совокупности генерируемых эти проектом притоков и оттоков денежных средств в разрезе временных периодов. Концепция денежного потока предполагает:

а) идентификацию денежного потока, его продолжительность и вид;

б) оценку факторов, определяющих величину его элементов;

в) выбор критериев дисконтирования, позволяющего сопоставлять элементы потока, генерируемые в различные моменты времени;

г) оценку риска, связанного с данным потоком, и способ его учета.

На основе концепции денежного потока в рамках финансового менеджмента разработаны подходы управления долгосрочными и краткосрочными денежными потоками предприятия, модели оптимизации денежных потоков предприятия, модели оценки инвестиционных проектов, модели управления проектными и текущими рисками предприятия.

Финансовые ресурсы, материальную основу которых составляют деньги, имеют временную ценность. В соответствии с концепцией временной ценности финансовых ресурсов, она может рассматриваться в двух аспектах. Первый аспект связан с покупательной способностью денег. Денежные средства в данные момент и через определенный промежуток времени при равной номинальной стоимости имеют совершенно разную покупательную стоимость. При современном состоянии экономики и уровне инфляции денежные средства, не вложенные в инвестиционную деятельность или не хранение в банк, очень быстро обесцениваются. Второй аспект связан с обращением денежных средств как капитала и получением доходов от этого оборота. Деньги как можно быстрее должны делать новые деньги. Размер дополнительных доходов определяется с помощью методов дисконтирования доходов.

Практическая реализация концепции временной ценности финансовых ресурсов позволила использовать методы дисконтирования, компаудинга, индексации для оценки инвестиционной деятельности предприятия.

Концепция компромисса между риском и доходностью состоит в том, что получение любого дохода в бизнесе чаще всего сопряжено с риском, при чем зависимость между этими двумя взаимосвязанными характеристиками прямо пропорциональна: чем выше требуемая или ожидаемая доходность, тем выше степень риска, связанного с возможность неполучения этой доходности; верно и обратное. При этом доход рассматривается как увеличение стоимости вложенных средств, включающий доход от роста стоимости инвестиций в ценные бумаги и другие активы, и периодические платежи в виде выплаты процентов или дивидендов. Риск же – это вероятность возникновения потерь, убытков, недопоступлений планируемых доходов, прибыли. В процессе принятия финансовых решений финансовые менеджеры могут склоняться к предельным задачам, т.е. максимизация доходности или минимизация риска, однако чаще всего в качестве цели выступает оптимизация соотношения между риском и доходностью. Рассматриваемая концепция является основой решения важнейшей проблемы, изучаемой в рамках финансового менеджмента: формирование целевой функции предприятия, ориентированной на снижение риска потери ликвидности или на снижение риска потери рентабельности предприятия, необходимость подобного выбора, в частности возникает при рассмотрении вопросов управления оборотными средствами предприятия, или его текущими пассивами.

В той связи, необходимо отметить, что важнейшее место в системе финансового менеджмента занимают вопросы, связанные с формированием и использованием источников финансирования, которые могут различаться по своей структуре, принципам и способам возникновения, срокам и механизмам мобилизации, степени управляемости, привлекательности с позиции тех или иных кредиторов и т.п. Однако важнейшей характеристикой источников средств, очевидно, является цена капитала. Смысл концепции цены капитала состоит в том, что обслуживание того или иного источника обходится компании не одинаково. Каждый источник финансирования имеет свою цену, которая показывает минимальный уровень дохода, необходимый для покрытия затрат по поддержанию данного источника и позволяющего не оказаться в убытке. На базе данной концепции сформулировано «золотое правило» финансирования, которое утверждает, что

· необходимые для инвестиций финансовые ресурсы должны находиться в распоряжении фирмы до тех пор, пока они остаются связанными в результате осуществления этих инвестиций;

· «золотое правило» управления кредиторской задолженностью фирмы состоит в максимально возможном увеличении срока погашения без ущерба нарушения сложившихся деловых отношений.

Кроме того, данная концепция послужила основанием для разработки теорий управления структурой капитала предприятия и стоимости фирмы, в том числе различных моделей структуры капитала предприятия.

Успех становления, развития и функционирования рынка во многом зависит от степени развития рынка капитала. Участники рыночных отношений постоянно принимают решения, связанные с привлечением или размещением капитала. В этой связи, принятие решений и выбор поведения на рынке капитала, в том числе и активность операций тесно связана с концепцией эффективности рынка капитала. Логика здесь такова: объем сделок по покупке или продаже ценных бумаг зависит от того, насколько точно текущие цены соответствуют внутренним стоимостям. При этом учитывается, что цена зависит от многих факторов, в том числе и от информации. Уровень эффективности рынка определяет, насколько быстро информация отражается на ценах. Следует учесть, что эффективность рынка в данном случае, характеризуется его информационной насыщенностью и доступностью информации участникам рынка. В научной литературе рассматриваемая концепция известна как гипотеза эффективности рынка.

Согласно этой гипотезе при полном и свободном доступе участников рынка к информации цена акций на данный момент является лучшей оценкой ее реальной стоимости. В условиях эффективного рынка любая новая информация по мере ее поступления немедленно отражается на ценах на акции и другие бумаги. Более того, эта информация поступает на рынок случайным образом, т.е. нельзя заранее предсказать, когда она поступит и в какой степени будет полезна.

В рамках данной концепции рассматриваются две основные характеристики эффективного рынка.

1. Инвестор не имеет логически обоснованных аргументов ожидать больше чем в среднем дохода на инвестированный капитал при заданной степени риска. Это совсем не означает, что инвестор не сможет получить или не получит более высокого дохода, главное в другом – такой исход не может быть ожидаем.

2. Уровень дохода на инвестированный капитал есть функция степени риска. Точная зависимость, конечно, неизвестна, ясен лишь характер связи: чем выше риск, тем больше должна быть доходность. Требование более высокой доходности, безусловно, отражается на рыночной цене акций.

Считается, что гипотеза эффективности рынка на практике может реализовываться в одной из трех форм, т.е. выделяют три формы эффективности рынка: слабую, умеренную и сильную.

В условиях слабой формы текущие цены на акции полностью отражают динамику цен предшествующих периодов, т.е. потенциальный инвестор не может извлечь для себя дополнительных выгод, анализируя тренды, т.е. анализ динамики цен, каким бы тщательным и детализированным он ни был, не позволит «обыграть рынок», т.е. получить сверхдоходы. Итак, в условиях слабой формы эффективности рынка невозможен более или менее обоснованный прогноз повышения или понижения курсов на основе статистических данных о динамике цен.

В условиях умеренной формы эффективности текущие цены отражают не только имевшиеся в прошлом изменения цен, но и всю равнодоступную участникам информацию. На практике это обозначает, что аналитику не нужно изучать статистику цен, отчетность эмитентов и другую аналитическую информацию, т.к. вся общедоступная информация немедленно отражается на ценах.

Сильная форма эффективности обозначает, что текущие цены отражают не только общедоступную информацию, но и сведения, доступ к которым ограничен. Если эта гипотеза верна, то никто не сможет получить сверхдоходы от игры на акциях.

Очевидно, что создание эффективного рынка, возможное в принципе, на практике не реализуемо. Ни один из существующих рынков ценных бумаг не признается аналитиками как эффективный в полном смысле этого слова, хотя существование слабой формы эффективности некоторых рынков подтверждается эмпирическими исследованиями.

С концепцией эффективности рынка капитала тесно связана концепция асимметричности информации. Смысл ее состоит в том, что отдельные категории лиц могут владеть информацией, не доступной всем участникам рынка в равной мере, такое положение дел говорит о наличии асимметричной информации. Носителями конфиденциальной информации чаще всего выступают менеджеры и отдельные владельцы компаний. Эту информацию они могут использовать различными способами в зависимости от того, какой эффект, положительный или отрицательный, может дать ее обнародование.

Весьма актуальной в условиях изменения отношений собственности является концепция агентских отношений. Дело в том, что интересы владельцев компании и ее управленческого персонала могут совпадать далеко не всегда; особенно это связано с анализом альтернативных решений, одно из которых обеспечивает сиюминутную прибыль, а второе рассчитано на перспективу. Для того чтобы сгладить возможные противоречия между целевыми установками конфликтующих групп и, в частности ограничить возможность нежелательных действий менеджеров, владельцы компании вынуждены нести так называемые агентские издержки. Существование подобных издержек учитывается при разработке и принятии решений финансового характера, в том числе при разработке дивидендной политики предприятия.

Весьма важную роль в оценке вариантов возможного вложения капитала, использования производственных мощностей, выбора политики кредитования покупателей играет концепция альтернативных затрат. Альтернативные затраты (цена шанса) представляют собой доход, который могла бы получить компания, если бы предпочла иной вариант использования своих ресурсов. Использование данной концепции имеет большое практическое значение, так как используется при принятии текущих решений, связанных с управлением дебиторской задолженностью, с разработкой политики скидок, предоставляемых для ускорения оплаты за товары, проданные в кредит.

Представленная характеристика рассмотренных концепций позволяет подчеркнуть их особенную важность, как с практической, так и с теоретической точки зрения.

3.2. СОДЕРЖАНИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ ПРИЕМОВ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА

В основе движения финансовых ресурсов лежит движение капитала. Поэтому общим содержанием всех приемов финансового менеджмента являются денежные отношения, связанные с оборотом капитала и с движением денег. Приемы финансового менеджмента представляют собой способы воздействия денежных отношений на определенный объект управления для достижения конкретной цели.

По направлениям действия приемы финансового менеджмента можно свести в четыре группы:

1. Приемы, направленные на перевод денежных средств означают способы, связанные с расчетами за купленные товары (работы, услуги). Их основу составляют денежные отношения, связанные с куплей-продажей этих товаров.

2. Приемы, направленные на перемещение капитала для его прироста – это инвестиционные сделки, связанные, как правило, с долгосрочным вложением капитала. Поэтому приемы, направленные на перемещение капитала, представляют собой способы осуществления прироста этого капитала, способы получения дохода на этот капитал в форме его прироста.

3. Приемы, носящие спекулятивный характер (спекулятивные операции). Эти операции рассматриваются как краткосрочные сделки по получению прибыли в виде разницы в ценах покупки и продажи, разницы в процентах, взятых взаймы и отданных в кредит.

4. Приемы, направленные на сохранение способности капитала приносить высокий доход, представляют собой приемы управления движением капитала в условиях риска и неопределенности хозяйственной ситуации.

Задачи и частные цели происходят от распределения конечных целей между отделами и филиалами предприятия. Задачи составляют, в некотором роде оперативное выражение главных целей в контексте различных подразделений предприятия. Критерии – ограничения, которыми должны соответствовать результаты, полученные в ходе решения задач.

Существует множество теорий, связанных с целями предприятия, которые различаются не только содержанием, но и способами их достижения.

Согласно неоклассической экономической теории фирма (т.е. ее абстрактное представление) стремится максимизировать свою прибыль. Весь комплекс научных исследований, проведенных главным образом в США, которые отталкиваются от того, что называется финансовой теорией предприятия, которые нацелены на рационализацию решений по управлению финансовой деятельностью, исходя из этой цели. Однако, считаясь с бухгалтерскими трудностями, возникающими при исчислении прибыли предприятия, финансовая теория, которая принимает во внимание существование финансовых рынков, где ведутся операции с ценными бумагами компаний, предпочитает в своих выводах делать непосредственный упор не на прибыль, а на доход акционеров, который автоматически определяется стоимостью на бирже совокупности акций компании. Эту стоимость также называют биржевой капитализацией. Но и в этом случае целью фирмы признается максимизация биржевой капитализации. Разумеется, трудно допустить, чтобы фирма ориентировалась исключительно на получение прибыли, однако, для многих их них прибыль остается доминирующим фактором.

Сторонники теории управления исходят из того, что предприятие состоит из групп индивидов, имеющих очень разные и часто противоречивые цели. Поэтому, в этом случае предпочитают говорить не о целях абстрактного предприятия, а о целях руководителей и утверждают, что главное не прибыль, а полезная деятельность. Согласно О.Е. Вильямсону, руководители стараются максимизировать полезную деятельность, учитывая следующие переменные: величину заработной платы, численность персонала, объем инвестиций, сумму издержек. При этом возникает ситуация когда, максимизация полезной деятельности вынуждается минимизацией прибыли. В эту модель также включена мотивация власти, престижа и безопасности руководства компании.

В ситуациях, описанных с помощью модели Вильямсона, можно встретиться с анализом экономического роста и /или равновесия. Выраженный итогом актива или объемом продаж экономический рост может рассматриваться как проявления качества и компетенции руководства и оправдывать увеличение и заработной платы. Экономический рост создает также потребность в персонале и в усилении контроля, который также может оправдывать такой рост. Кроме того, ускоренная динамика экономического роста допускает расширение возможностей администрации в выборе ее решений, в частности, в сфере капитальных вложений.

Таким образом, модель Вильямсона характеризуется в сфере управления финансовой деятельностью возникновением задач экономического роста и финансового равновесия, возможно, в ущерб исследованию рентабельности, которая между тем, остается существенным моментом в хозяйственной деятельности любой фирмы.

Бихевиористическая теория меньше интересуется самими целями, а больше их происхождением (генезисом) внутри предприятия. Самая известная версия обязана своим появлением американцам Саерту и Маршу, которые рассматривают систему целей предприятия как результат договоренности между отдельными лицами и группами, составляющими предприятие, при этом они исходят из того, что каждая из этих групп имеет собственные цели. Эти авторы предполагали, что к договоренностям относятся пять главных целей, касающихся производства, запасов, продаж, доли на рынке и прибыли. Саерт и Маршал вводят также в свою теорию трудно переводимое понятие «organizational slack». Его можно определить как излишек доходов, фактически полученных различными группами лиц, сверх той суммы, которую они предполагают оставить предприятию. Это понятие играет роль стабилизатора, особенно для целей управления финансовой деятельностью. Так можно, например, допустить, что акционеры какой-нибудь фирмы останутся верны ей до тех пор, пока будут получать прибыль от «slack дивидендов»; или же руководители, согласно гипотезам Вильямсона, будут искать “slack” ликвидных средств сверх той суммы, которую они считают необходимой для их безопасности.

Теории информации и агентов выражают попытки финансовой микроэкономики объединить некоторые моменты, подчеркиваемые управленческой и бихевиористической теориями. Суть этих теорий заключается, в частности, в том, что крупные финансовые проблемы рассматриваются в сфере конфликта целей, которые естественно, существуют между администрацией, акционерами и кредиторами, конфликтов. Которые маскирует гипотеза максимизации предлагаемой общей цели – прибыли – из неоклассической теории.

Теория информации (сигналов) допускает также, что руководители и внешние партнеры, акционеры и кредиторы, в основном, имеют различные цели и, следовательно, первые должны выдавать информацию – сигналы (об уровне задолженности, объеме дивидендов и др), чтобы убедить в своем хорошем управлении вторых. Но чтобы эта деятельность по информационной сигнализации была эффективной, нужно еще, чтобы акционеры и кредиторы могли рассчитать по полученной информации негативные и позитивные сведения о работе предприятия. Модели, развиваемые в контексте этой теории, нацелены на решение с наименьшими затратами этой проблемы. Теория агентов (или мандата) также предполагает существование конфликта целей, особенно между руководством и акционерами и рассматривает руководителей как агентов, нанятых акционерами. Иными словами, руководители получили от них мандат, чтобы действовать от их имени, за их счет и в их интересах. В теории агентов речь идет о том, чтобы разработать модели, которые могут организовывать управление этой мандатной зависимостью с наименьшими затратами.

Таким образом, в финансовом контексте предполагается целесообразным выделять три основные цели: 1) финансовое равновесие (выживание); 2) рентабельность; 3) экономический рост.

Вместе с тем, за последние десятилетия произошла эволюция целей финансового менеджмента. Западный бизнес переключил внимание с максимальной прибыли на максимизацию рыночной стоимости предприятия. Европа стала больше внимания уделять развитию фондового рынка, и как следствие росту рыночной стоимости предприятия. При этом опять же в качестве основных приоритетов рассматривается увеличение стоимости для акционеров, т. е. тех людей, которые имеют долю собственности в компании.

Цели отечественного финансового менеджмента претерпели коренные изменения. Управление финансами производственных объединений (предприятий) до наступления рыночного периода включало государственное планирование и организацию финансовых отношений, учет денежных ресурсов, контроль и анализ эффективности их использования, регулирования доходов и расходов, стимулирование конечных результатов производства. Предприятия решали задачи по обеспечению финансовыми ресурсами затрат на производство продукции, капитальных вложений и других плановых расходов. Выполнение финансовых обязательств перед государственным бюджетом, банками, поставщиками, вышестоящей организацией, рабочими и служащими по выплате заработной платы и премий находилось под строжайшим контролем. Предприятия изыскивали пути увеличения прибыли и повышения рентабельности, обеспечивали сохранность оборотных средств и ускорение их оборачиваемости, эффективное использование основных производственных фондов и капитальных вложений. Поставленные перед предприятиями задачи исходили из условий плановой экономики, ориентированной на полную загрузку производственных мощностей. Цель максимизации прибыли достигалась затратными методами при низкой заинтересованности в наращивании конкурентоспособности продукции.

Главное отличие в целях финансового менеджмента рыночной экономики заключается в том, что максимизация прибыли строится на рыночных регуляторах, финансовая политика направлена на достижение инвестиционной привлекательности предприятия, на рост добавленной стоимости.

Таким образом, отечественное предприятие может самостоятельно выбрать цели построения механизма управления финансами на предприятии. Цели, задачи и критерии, показанные в таблице 1, ранжируются путем задания весов, которые меняются от предприятия к предприятию и в то же время внутри самого предприятия. При этом три основные переменные играют определяющую роль:

· Организационно-правовая форма и размер предприятия

· Отраслевая принадлежность

· Стадия его развития.

Именно эти факторы влияют на выбор цели предприятия. Так, например, существует большое разнообразие акционерных предприятий и условий их деятельности, и, неслучайно, задачи управления финансовой деятельностью у них также очень различны. Отраслевая принадлежность определяет продолжительность производственного и финансового циклов, поэтому понятие стратегических и тактических целей (если определять их исходя из временного периода) будет отличаться у крупного машиностроительного предприятия и небольшой пекарни.

Таблица 1.

Упрощенная схема целей для практической деятельности частного предприятия

Главные цели (предприятия) Выживание Прибыль Экономический рост Рыночной стоимости  
Финансовые задачи Финансовое равновесие Финансовая рентабельность Экономический рост Гибкость Увеличение стоимости бизнеса  
Некоторые критерии · Уровень оборотного капитала · Уровень кассовой наличности · Уровень финансового рычага · Уровень финансового рычага · Экономическая рентабельность · Темп роста активов · Темп роста оборота · Норма задолженности · Структура постоянных и переменных расходов · Рыночная капитализация · Прибыль в расчете на акцию · Рентабельность собственного капитала · Поток денежных средств · Производительность

Развитие предприятия происходит по циклу, который определяется последовательностью во времени и комбинацией на данный момент циклов жизни различных продуктов его деятельности. Понятие цикла жизни предприятия позволяет определить различные проблемы, которые возникают у предприятия на протяжении всего периода его развития, и уточнить различные комбинации финансовых задач, которые успешно направляют его деятельность.

В период детства предприятие главным образом сталкивается с проблемами выживания, которые возникают в финансовой сфере в виде трудностей с денежными средствами; ему надо найти средства не только непосредственно на покрытие хозяйственных расходов, но также и на осуществление необходимых инвестиций для своего будущего развития.

В период юности первые прибыли позволяют предприятию решить свои проблемы с денежными средствами, и его руководители могут тогда сместить свои цели с рентабельности на экономический рост; если в предыдущем периоде предприятие ищет краткосрочные средства финансирования, то теперь ему необходимы среднесрочные и долгосрочные источники, которые позволяют ему поддерживать экономический рост посредством инвестирования.

В период зрелости предприятие старается извлечь максимум прибыли из всех возможностей, которые дает ему его объем, а также технический и коммерческий потенциалы. Способность к самофинансированию довольно значительна. Учитывая старение своих товаров, администрация должна исследовать новые возможности развития. Они могут быть найдены непосредственно путем финансового участия.

Таким образом, выбор цели управления является важнейшим этапом построения системы управления финансами на предприятии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: