Основы технического регулирования

Тема 4.ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ

Инспекционный контроль системы менеджмента качества.

ПОДГОТОВКА СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА К СЕРТИФИКАЦИИ.

В настоящее время перед российскими предприятиями остро стоит проблема вхождения в мировое экономическое пространство. Однако при этом возникают сложности, одна из которых связана с необходимостью авторитетного подтверждения соответствия качества производимой продукции. Выходом из этой ситуации является сертификация системы менеджмента качества предприятия на соответствие требованиям стандарту ИСО 9000:2000. За рубежом стандарт соответствия этому стандарту является признанием того, что система менеджмента качества организации использует эффективные методы и средства для обеспечения качества продукции.

При подготовке систем менеджмента качества российских предприятий к сертификации по требованиям стандартов ИСО 9000:2000 может быть использован следующий порядок выполнения работ:

1. Подготовительный этап:

· обсуждение необходимости готовить систему менеджмента качества к сертификации;

· принятие решения.

Результат: опубликование первого варианта Политики и целей в области качества.

2. Предварительная организационная работа:

· назначение представителя руководства по качеству;

· определение подразделений, вовлеченных в работу;

· образование бюро управления качеством и Совета по качеству;

· подготовка рабочего плана мероприятий.

Результат: план мероприятий по подготовке системы менеджмента качества.

3. Основная работа по подготовке системы менеджмента качества:

· подготовка персонала;

· планирование процесса подготовки и внедрения системы;

· разработка документации системы;

· развертывание системы менеджмента качества;

· тренировочный аудит.

Результат: подача заявки в орган по сертификации систем менеджмента качества.

4. Сертификация системы менеджмента качества:

· работа экспертной комиссии органа по сертификации;

· устранение малозначимых несоответствий.

Результат: получение сертификата соответствия,

Результат: подтверждение или приостановка действия сертификата соответствия.


В условиях рыночных отношений качество всегда рассматривается с позиций потребителя. Интересы потребителей включают в себя интересы и растущие запросы граждан и организаций в сфере приобретения продукции. Удовлетворение таких потребностей становится возможным лишь в процессе взаимодействия изготовителей продукции с потребителями. Хозяйственная деятельность организаций с указанных позиций должна регулироваться государством различными нормами права с учетом интересов общества и потребителей.

Регулирующую деятельность государства можно условно подразделить на три вида:

· экономическое регулирование посредством налогообложения, разного рода сборов, преференций;

· техническое регулирование, обеспечивающее как защиту здоровья людей, безопасность, охрану окружающей среды, так и научно-технический и социальный прогресс;

· административное регулирование путем установления определенных требований, порядка лицензирования, регистрации, сбора информации.

Условность такого подразделения состоит в том, что эти виды регулирования, как правило, взаимодополняют друг друга и применяются комплексно.

Техническое регулирование состоит из классической трехзвенной системы:

· установление, применение и исполнение обязательных требований к объектам технического регулирования (в технических регламентах);

· установление и применение на добровольной основе требований к объектам технического регулирования (в стандартах);

· оценка соответствия.

Техническое регулирование в Российской Федерации происходит в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», вступившим в силу с 1 июля 2003 г.

Федеральный закон (ФЗ) впервые вводит понятие технического регламента. Технический регламент – это документ, содержащий обязательные требования к продукции, методам производства, эксплуатации, хранению, транспортированию, эксплуатации. Технический регламент принимается:

· международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством РФ;

· Федеральным законом РФ;

· указом Президента РФ;

· постановлением Правительства РФ.

Технические регламенты принимаются в целях:

· защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;

· охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;

· предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей.

ФЗ вводятся два вида технических регламентов: общие и специальные. Общие технические регламенты разрабатываются по определенным вопросам безопасности, указанным в ФЗ, и их действие распространяется на большие группы продукции. Требования этих регламентов направлены на обеспечение пожарной безопасности, биологической безопасности, промышленной безопасности, безопасности эксплуатации и утилизации машин и оборудования, экологической безопасности. Специальные технические регламенты устанавливают конкретные технические требования для специфических видов продукции в случае, если требования общих технических регламентов недостаточны для обеспечения безопасности этих видов продукции.

Оценка соответствия продукции или услуг требованиям технических регламентов производится в формах государственного контроля (надзора), аккредитации, испытания, регистрации, подтверждения соответствия, приемки и ввода в эксплуатацию объекта, строительство которого закончено, и в иной форме.

Стандарты же становятся добровольными для применения. Но при этом стандарты – национальные и международные – могут стать основой для разработки технических регламентов. С другой стороны, соблюдение стандартов, перечень которых подлежит опубликованию, может служить доказательной базой выполнения требований технических регламентов.

Добровольность применения стандартов не уменьшает их значимость, их значение существенно возрастает. В соблюдении требований и положений добровольных стандартов заинтересованы производители. Более того, они заинтересованы в том, чтобы принимать самое активное участие в разработке стандартов, особенно международных.

ФЗ предусматривает два вида стандартов: национальные, которые принимаются и утверждаются национальным органом по стандартизации, и стандарты организаций (предприятий). Существующие в настоящее время отраслевые стандарты будут переведены в ранг национальных стандартов либо в стандарты организаций.

В соответствии с ФЗ инициировать процедуру разработки технического регламента или национального стандарта может любое лицо: организация или гражданин. Однако для того чтобы при этом обеспечить максимальную гласность и участие всех заинтересованных сторон, необходимо выполнить все условия, регламентированные ФЗ. Координирующим органом по разработке технических регламентов является Федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию.

ФЗ отменяет действие законов «О стандартизации» и «О сертификации».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: