Тема 4.ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ
Инспекционный контроль системы менеджмента качества.
ПОДГОТОВКА СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА К СЕРТИФИКАЦИИ.
В настоящее время перед российскими предприятиями остро стоит проблема вхождения в мировое экономическое пространство. Однако при этом возникают сложности, одна из которых связана с необходимостью авторитетного подтверждения соответствия качества производимой продукции. Выходом из этой ситуации является сертификация системы менеджмента качества предприятия на соответствие требованиям стандарту ИСО 9000:2000. За рубежом стандарт соответствия этому стандарту является признанием того, что система менеджмента качества организации использует эффективные методы и средства для обеспечения качества продукции.
При подготовке систем менеджмента качества российских предприятий к сертификации по требованиям стандартов ИСО 9000:2000 может быть использован следующий порядок выполнения работ:
|
|
1. Подготовительный этап:
· обсуждение необходимости готовить систему менеджмента качества к сертификации;
· принятие решения.
Результат: опубликование первого варианта Политики и целей в области качества.
2. Предварительная организационная работа:
· назначение представителя руководства по качеству;
· определение подразделений, вовлеченных в работу;
· образование бюро управления качеством и Совета по качеству;
· подготовка рабочего плана мероприятий.
Результат: план мероприятий по подготовке системы менеджмента качества.
3. Основная работа по подготовке системы менеджмента качества:
· подготовка персонала;
· планирование процесса подготовки и внедрения системы;
· разработка документации системы;
· развертывание системы менеджмента качества;
· тренировочный аудит.
Результат: подача заявки в орган по сертификации систем менеджмента качества.
4. Сертификация системы менеджмента качества:
· работа экспертной комиссии органа по сертификации;
· устранение малозначимых несоответствий.
Результат: получение сертификата соответствия,
Результат: подтверждение или приостановка действия сертификата соответствия.
В условиях рыночных отношений качество всегда рассматривается с позиций потребителя. Интересы потребителей включают в себя интересы и растущие запросы граждан и организаций в сфере приобретения продукции. Удовлетворение таких потребностей становится возможным лишь в процессе взаимодействия изготовителей продукции с потребителями. Хозяйственная деятельность организаций с указанных позиций должна регулироваться государством различными нормами права с учетом интересов общества и потребителей.
|
|
Регулирующую деятельность государства можно условно подразделить на три вида:
· экономическое регулирование посредством налогообложения, разного рода сборов, преференций;
· техническое регулирование, обеспечивающее как защиту здоровья людей, безопасность, охрану окружающей среды, так и научно-технический и социальный прогресс;
· административное регулирование путем установления определенных требований, порядка лицензирования, регистрации, сбора информации.
Условность такого подразделения состоит в том, что эти виды регулирования, как правило, взаимодополняют друг друга и применяются комплексно.
Техническое регулирование состоит из классической трехзвенной системы:
· установление, применение и исполнение обязательных требований к объектам технического регулирования (в технических регламентах);
· установление и применение на добровольной основе требований к объектам технического регулирования (в стандартах);
· оценка соответствия.
Техническое регулирование в Российской Федерации происходит в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», вступившим в силу с 1 июля 2003 г.
Федеральный закон (ФЗ) впервые вводит понятие технического регламента. Технический регламент – это документ, содержащий обязательные требования к продукции, методам производства, эксплуатации, хранению, транспортированию, эксплуатации. Технический регламент принимается:
· международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством РФ;
· Федеральным законом РФ;
· указом Президента РФ;
· постановлением Правительства РФ.
Технические регламенты принимаются в целях:
· защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;
· охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;
· предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей.
ФЗ вводятся два вида технических регламентов: общие и специальные. Общие технические регламенты разрабатываются по определенным вопросам безопасности, указанным в ФЗ, и их действие распространяется на большие группы продукции. Требования этих регламентов направлены на обеспечение пожарной безопасности, биологической безопасности, промышленной безопасности, безопасности эксплуатации и утилизации машин и оборудования, экологической безопасности. Специальные технические регламенты устанавливают конкретные технические требования для специфических видов продукции в случае, если требования общих технических регламентов недостаточны для обеспечения безопасности этих видов продукции.
Оценка соответствия продукции или услуг требованиям технических регламентов производится в формах государственного контроля (надзора), аккредитации, испытания, регистрации, подтверждения соответствия, приемки и ввода в эксплуатацию объекта, строительство которого закончено, и в иной форме.
Стандарты же становятся добровольными для применения. Но при этом стандарты – национальные и международные – могут стать основой для разработки технических регламентов. С другой стороны, соблюдение стандартов, перечень которых подлежит опубликованию, может служить доказательной базой выполнения требований технических регламентов.
Добровольность применения стандартов не уменьшает их значимость, их значение существенно возрастает. В соблюдении требований и положений добровольных стандартов заинтересованы производители. Более того, они заинтересованы в том, чтобы принимать самое активное участие в разработке стандартов, особенно международных.
|
|
ФЗ предусматривает два вида стандартов: национальные, которые принимаются и утверждаются национальным органом по стандартизации, и стандарты организаций (предприятий). Существующие в настоящее время отраслевые стандарты будут переведены в ранг национальных стандартов либо в стандарты организаций.
В соответствии с ФЗ инициировать процедуру разработки технического регламента или национального стандарта может любое лицо: организация или гражданин. Однако для того чтобы при этом обеспечить максимальную гласность и участие всех заинтересованных сторон, необходимо выполнить все условия, регламентированные ФЗ. Координирующим органом по разработке технических регламентов является Федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию.
ФЗ отменяет действие законов «О стандартизации» и «О сертификации».