Принципы менеджмента качества

Для успешного функционирования организации необходимо управлять ею систематически и прозрачным способом. Успех может быть достигнут в результате внедрения и поддержания в рабочем состоянии системы менеджмента качества, разработанной для постоянного улучшения деятельности с учетом потребностей всех заинтересованных сторон. Управления организацией включает в себя менеджмент качества наряду с другими аспектами менеджмента.

Стандарты ИСО 9000 версии 2000 г. опираются на следующие восемь принципов менеджмента качества.

1. Ориентация на потребителя: организация зависит от своих потребителей и поэтому должна понимать их текущие и будущие потребности, выполнять их требования и стремиться превзойти их ожидания.

Реализация этого принципа требует:

· осознания всех потребностей и ожиданий потребителей, включая качество продукции, режим поставки, цену и т.д.;

· обеспечения сбалансированного подхода к запросам потребителей и потребностям других заинтересованных сторон (владельцев, акционеров, поставщиков, местного населения и общества в целом);

· доведения этих запросов и потребностей до всего персонала организации;

· измерения удовлетворенности потребителей, выполнения необходимых предупреждающих и корректирующих действий;

· управления взаимодействием с потребителем.

Получаемые преимущества:

· рост прибыли и расширение присутствия на рынках, получаемые посредством гибких и быстрых откликов на запросы рынка;

· повышение лояльности потребителей, ведущее к постоянству бизнеса и хорошим отзывам.

2. Лидерство руководства: руководители обеспечивают единство цели и направления деятельности организации. Им следует создать и поддерживать внутреннюю среду, в которой работники могут быть полностью вовлечены в решение задач организации.

Реализация этого принципа требует:

· демонстрации приверженности качеству на собственном примере;

· понимания и реагирования на внешние изменения;

· ориентации на потребности всех заинтересованных сторон;

· четкого определения перспектив развития организации;

· обеспечения атмосферы доверия и работы без страха;

· обеспечения персонала необходимыми ресурсами и свободой действий в рамках ответственности;

· инициирования, признания и поощрения вклада работников;

· поддержания открытых и честных взаимоотношений;

· обучения и «воспитания» работников;

· установления смелых целей и выработки стратегии для их достижения.

Получаемые преимущества:

· работники будут понимать цели и задачи организации и будут мотивированы на их выполнение;

· деятельность организации оценивается, согласовывается и внедряется по единым принципам;

· пример руководителей ведет к достижению непрерывного улучшения.

3. Вовлечение работников: работники всех уровней составляют основу организации, и их полное вовлечение дает возможность организации с выгодой использовать их способности.

Следование этому принципу требует от персонала:

· инициативы и ответственности в решении проблем;

· активного поиска возможностей для улучшения;

· постоянного повышения знаний, опыта и компетентности;

· передачи опыта и знаний остальным членам команды;

· ориентация на создание дополнительных ценностей для потребителей;

· представления своего предприятия потребителям и всем заинтересованным сторонам в лучшем свете.

От руководства организации требуется обеспечение условий, при которых персонал будет получать удовлетворение от работы и испытывать чувство гордости за свою организацию.

Получаемые преимущества:

· мотивированный, преданный организации и максимально вовлеченный в работу персонал;

· персонал чувствует ответственность за результаты своего труда;

· персонал стремится внести свой вклад в деятельность по постоянному улучшению.

4. Процессный подход: желаемый результат достигается эффективнее, когда деятельностью и соответствующими ресурсами управляют как процессом.

Для реализации этого принципа необходимо:

· определить процесс для достижения желаемого результата;

· идентифицировать и измерить входы в процесс и его результаты;

· определить взаимодействие процесса с функциями предприятия;

· оценить риски, последствия и влияние процесса на потребителей и другие заинтересованные стороны;

· четко установить права, полномочия и ответственность за управление процессом;

· определить внутренних и внешних потребителей, поставщиков и другие заинтересованные стороны;

· уделять внимание при проектировании процесса всем его этапам, их обеспечению ресурсами, измерению (проверкам), определению потребности в обучении персонала.

Получаемые преимущества:

· снижение затрат и сокращение времени цикла за счет эффективного использования ресурсов;

· улучшенные, согласованные и прогнозируемые результаты;

· возможность сконцентрироваться на выборе объектов улучшения и определения их приоритетности.

5. Системный подход к менеджменту: выявление, понимание и менеджмент взаимосвязанных процессов как системы содействуют результативности и эффективности организации при достижении ее целей.

Внедрение этого принципа требует:

· определения области действия системы менеджмента качества путем установления, проектирования и разработки системы процессов, обеспечивающих достижение заданных целей;

· проектирования такой системы, при которой цели достигаются наиболее эффективным путем;

· понимания взаимозависимости процессов в системе;

· постоянного улучшения системы через измерения и оценку;

· определения в первую очередь возможностей, касающихся ресурсов, а затем принятия решений о действиях, которые необходимо выполнить.

Получаемые преимущества:

· выявление процессов, которые наилучшим образом приводят к достижению желаемых результатов;

· возможность сосредоточить усилия на соответствующих процессах;

· создание чувства доверия у основных заинтересованных сторон к результативности и эффективности деятельность организации.

6. Постоянное улучшение: постоянное улучшение деятельности организации в целом следует рассматривать как ее неизменную цель.

Реализация этого принципа требует:

формирования у каждого работника потребности в постоянном улучшении продукции, процессов и системы в целом;

· применения основных концепций постоянного улучшения путем постепенных действий и нетрадиционных решений;

· периодической оценки соответствия установленным критериям совершенства для определения области потенциального улучшения;

· постоянного повышения эффективности всех процессов;

· обучение каждого работника методам и средства постоянного улучшения, таким как цикл Деминга PDCA, анализ и решение проблемы и др.;

· определения измерителей и целей для организации улучшения;

· признания улучшений.

Получаемые преимущества:

· возросшая конкурентоспособность благодаря расширению возможностей организации;

· гибкость и быстрота реагирования в соответствии с имеющимися возможностями.

7. Принятие решений, основанное на фактах: эффективные решения основываются на анализе данных и информации.

Следование этому принципу требует:

· измерения и сбора данных и информации, относящихся к поставленной задаче;

· обеспечения уверенности в достоверности и точности этих данных и информации;

· использования апробированных методов для анализа данных и информации;

· понимания ценности соответствующих статистических методов;

· принятия решений и выполнения действий на основе баланса результатов анализа фактов, опыта и интуиции.

Получаемые преимущества:

· решения, основанные на информации;

· возможность продемонстрировать результативность прошлых решений на основе предыстории;

· способность анализировать, выбирать и изменять мнения и решения.

8. Взаимовыгодные отношения с поставщиками: организация и ее поставщики взаимозависимы, и отношения взаимной выгоды повышают способность обеих сторон создавать ценности.

Реализация этого принципа требует:

· идентификации основных поставщиков;

· установления отношений с поставщиками на основе баланса краткосрочных и долгосрочных целей предприятия и общества;

· налаживания четких и открытых связей;

· инициирования совместных разработок и улучшения продукции и процессов;

· совместных действий с целью четкого понимания запросов потребителей;

· обмена информацией и планами на будущее;

· признания достижений и улучшений поставщика.

Получаемые преимущества:

· возросшая возможность создавать ценности для обеих сторон;

· гибкость и быстрота согласованных совместных откликов на изменения рынка;

· оптимизация затрат и ресурсов.

Эти восемь принципов менеджмента качества образуют основу философии стандартов на системы менеджмента качества, входящих в семейство ИСО 9000:2000.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: