double arrow

Виды фискальной политики. Встроенные стабилизаторы. Эффективность фискальной политики

Концепции государственного бюджета

На разных фазах экономического цикла состояние государственного бюджета разное. При спаде доходы государственного бюджета сокращаются, поэтому дефицит государственного бюджета увеличивается, при экономическом подъеме наоборот.

Существует три концептуальных подхода к государственному бюджету:

1. Ежегодно сбалансированный бюджет. Согласно данной концепции государственный бюджет должен быть сбалансирован не зависимо от состояния экономики, однако на практике это не всегда возможно.

Например, если в стране экономический спад: ↓AS-↓HD-↓T-дефицит-(↑T+↓G)-↓AD – это усилит экономический спад и ↑ безработица.

Если экономический подъем: ↑AS-↑HD-↑T-профицит-(↓T+↑G)-↑AD-усилит экономический подъем =>инфляция.

2. Бюджет, сбалансированный на циклической основе. Представители данной концепции признают, что вполне допустимо наличие дефицита во время спада и профицита во время подъема, однако, в течение экономического цикла бюджет в конечном итоге должен быть сбалансирован. На практике этого добиться не удается в силу асимметричности цикла.

3. Концепция функциональных финансов. Согласно данной концепции состояние государственного бюджета не является самоцелью. Главное – это то, как бюджет воздействует на экономику. Если в условиях бюджетного дефицита экономика развивается нормально, значит это приемлемо. Данная концепция предполагает разработку индикаторов, которые показывают на сколько можно увеличить бюджетный дефицит.

В современной экономике наибольшее распространение получили 2 и 3 концепции.

Эффективность фискальной политики во многом зависит от того, как финансируется дефицит государственного бюджета.

Основные формы бюджетного дефицита:

- структурный дефицит;

- циклический дефицит.

Структурный дефицит – возникает в результате сознательно принимаемых правительством мер по увеличению государственных расходов и снижению налогов в целях предотвращения спадов.

Циклический дефицит – возникает в результате циклического падения производства и отражает кризисные явления в экономике, неспособность правительства держать под контролем финансовую ситуацию.

Общая сумма непогашенных дефицитов государственного бюджета, накопленная за время существования страны называется государственным долгом.

Существует два основных способа финансирования дефицита государственного бюджета:

  1. эмиссионный;
  2. заемный (внешние и внутренние займы).

Эмиссионный способ состоит в том, что центральный банк увеличивает денежную массу, выпуская в обращение дополнительные деньги.

«+» 1. Стимулирует совокупный спрос, а также ведет к снижению процентных ставок, что стимулирует инвестиции.

2. Этот способ можно осуществить очень быстро.

«-» Увеличение денежной массы ведет к инфляции.

Финансирование дефицита за счет внутренних займов.

Государство продает населению государственные ценные бумаги.

«+» 1. Не ведет к инфляции, т.к. не изменяется денежная масса.

2. Это достаточно оперативный способ, так как население, как правило, с удовольствием покупает государственные ценные бумаги, так как они высоко ликвидны, высоко надежны, практически безрисковы и достаточно доходны.

«-» 1. По долгам надо платить, выплата процентов по государственным облигациям называется обслуживанием государственного долга. Государство, финансируя дефицит государственного бюджета за счет внутренних займов, строит финансовую пирамиду (расплачивается с прошлыми долгами займами в настоящем).

2. Вызывает эффект вытеснения частных инвестиций. Население покупает государственные ценные бумаги, а не частные, таким образом, значительная часть денежных средств не поступает в реальный сектор экономики, в производство.

Финансирование дефицита за счет внешних займов.

Это займы у других стран, путем продажи им ценных бумаг или у международных финансовых организаций (МВФ, Всемирный банк и др.).

«+»1. Возможность получения крупных сумм.

2. Не вызывает инфляцию.

«-» 1. По долгам необходимо платить.

2. Происходит отвлечение денежных средств из национальной экономики.

3. При дефиците платежного баланса приводит к истощению золотовалютных резервов страны.

Таким образом, все способы финансирования имеют свои достоинства и недостатки. В результате использования заемного способа в стране образуется государственный долг.

Основными рычагами фискальной политики являются изменения налоговых ставок, базы налогообложения, видов налогов, их количества и размеров государственных расходов или их направлений в соответствии с конкретными целями общества.

В экономической теории существуют различные точки зрения на методы проведения фискальной политики государства.

Сторонники кейнсианского направления традиционно ориентируются на создание эффективного совокупного спроса как стимула экономического развития. Поэтому они рассматривают сокращение налогов как основной фактор роста совокупного спроса и, соответственно, роста реального объема производства.

Сторонники теории «экономики предложения» рассматривают уменьшение налоговых ставок как фактор увеличения совокупного предложения. Они считают, что уменьшение налогового бремени приводит к росту доходов:

1) населения, а, следовательно, к росту сбережений;

2) бизнеса, а, следовательно, к увеличению прибыльности инвестиций.

Таким образом, сокращение налогов вызывает рост национального производства и дохода, что в свою очередь, не только не уменьшает налоговые поступления в бюджет и не вызывает бюджетного дефицита, но при более низких ставках налогов обеспечивает рост налоговых поступлений в бюджет за счет расширения налоговой базы.

«Эффект Лаффера»

Известно, что при высокой ставке подоходного налога (выше 50%) резко снижается деловая активность фирм и населения в целом, что и пытались теоретически доказать американские экономисты во главе с профессором А. Лаффером.

Графически так называемый эффект Лаффера отражается кривой, которая показывает зависимость поступаемых в бюджет сумм налогов от ставок подоходного налога. На кривой Лаффера отмечают следующие критические точки:

- ставка налога равна нулю (поступлений в бюджет нет);

- ставка налога равна 100% (поступлений в бюджет нет, так как в легальной экономике никто не работает, все уходят в «теневую экономику»).

При всех остальных значениях налоговой ставки налогоплательщики будут платить налоги, а государство их получать.

При оптимальном уровне ставки налога достигается максимум поступлений в бюджет.

Если ставка налога будет увеличиваться по сравнению с оптимальной, то произойдет не увеличение, а уменьшение поступлений в бюджет, поскольку при больших ставках налога снижаются стимулы к трудовой и предпринимательской деятельности.

Суть «эффекта Лаффера» заключается в следующем: если экономика находится справа от точки А, то уменьшение уровня налогообложения приведет к временному сокращению налоговых поступлений в бюджет, а в долгосрочном периоде – к их увеличению, поскольку возрастут стимулы к трудовой и предпринимательской деятельности, произойдет переход из «теневой» в легальную экономику.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: