Инвестиционная стратегия

17.

16.

15.

14.

13.

12.

11.

10.

9.

7.

5.

4.

3.

2.

1.

Лекции по дисциплине

«Государственный и муниципальный долг»

Всего: 132 часа

в том числе аудит. – 66 часов

из них:

- ЛК – 30

- ПЗ – 36

Самост. – 66

Зачет

План:

1. Понятие государственного долга РФ

2. Структура государственного долга Российской Федерации, виды и срочность долговых обязательств Российской Федерации

3. Структура государственного долга субъекта Российской Федерации, виды и срочность долговых обязательств субъекта Российской Федерации

4. Структура муниципального долга, виды и срочность муниципальных долговых обязательств

5. Управление государственным и муниципальным долгом

6. Ответственность по долговым обязательствам Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований

7. Осуществление государственных и муниципальных заимствований

8. Заимствования и гарантии субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в иностранной валюте

9. Предельный объем государственного долга субъекта РФ, муниципального долга

10. Программа государственных внешних заимствований РФ и субъекта РФ

11. Программа государственных внутренних заимствований РФ и субъекта РФ, муниципальных заимствований

12. Программа государственных гарантий РФ, субъектов РФ, муниципальных гарантий в валюте РФ

13. Государственные и муниципальные гарантии

14. Порядок и условия предоставления государственных и муниципальных гарантий

15. Порядок ведения долговой книги РФ, субъекта РФ и муниципальной долговой книги

16. Обслуживание государственного (муниципального) долга и расходы на обслуживание

17. Прекращение долговых обязательств РФ, субъекта РФ и муниципальных долговых обязательств, выраженных в валюте РФ.

Государственный или муниципальный долг – это:

а) обязательства, которые возникли из:

­ государственных или муниципальных заимствований;

­ гарантий по обязательствам третьих лиц,

б) другие обязательства в соответствии с видами долговых обязательств, установленными БК, принятые на себя:

­ Российской Федерацией;

­ субъектом Российской Федерации;

­ муниципальным образованием;

К государственному долгу РФ относятся:

а) долговые обязательства РФ перед:

­ физическими и юридическими лицами РФ;

­ субъектами РФ;

­ муниципальными образованиями;

­ иностранными государствами;

­ международными финансовыми организациями;

­ иными субъектами международного права;

­ иностранными физическими и юридическими лицами,

б) долговые обязательства по:

­ государственным гарантиям, представленным РФ;

­ возникшим в результате принятия законодательных актов РФ об отнесении на государственный долг долговых обязательств третьих лиц, возникших до введения в действие Бюджетного кодекса РФ.

Структура государственного долга РФ представляет собой группировку долговых обязательств РФ по видам долговых обязательств. Долговые обязательства могут существовать в виде обязательств по:

1) кредитам, привлеченным от имени РФ, как заемщика от:

а) кредитных органов;

б) иностранных государств (в т.ч. по целевым иностранным кредитам);

в) международных финансовых органов;

г) иных субъектов международного права;

д) иностранных юридических лиц

2) государственным ценным бумагам, выпущенным от имени РФ

3) бюджетным кредитам, привлеченным в федеральный бюджет из других бюджетов бюджетной системы РФ

4) государственным гарантиям РФ

5) иным долговым обязательствам, ранее отнесенным в соответствии с законодательством РФ по государственному долгу РФ

По сроку долговые обязательства РФ могут быть:

а) краткосрочными (менее одного года)

б) среднесрочными (от года до пяти лет)

в) долгосрочными (от пяти по тридцать лет включительно)

Государственный долг РФ подразделяется на:

1. внутренний долг – обязательства, которые возникли в валюте РФ, а так же обязательства субъектов РФ и муниципальных образований перед РФ, возникшие в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований)

К внутреннему долгу относятся:

а) номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам Российской Федерации, обязательства по которым выражены в валюте Российской Федерации;

б) объем основного долга по кредитам, которые получены Российской Федерацией и обязательства по которым выражены в валюте Российской Федерации;

в) объем основного долга по бюджетным кредитам, полученным Российской Федерацией;

г) объем обязательств по государственным гарантиям, выраженным в валюте Российской Федерации;

д) объем иных долговых обязательств Российской Федерации, оплата которых в валюте Российской Федерации предусмотрена федеральными законами до введения в действие Бюджетного кодекса РФ.

2. внешний долг – обязательства, которые возникли в иностранной валюте, за исключением обязательств субъектов РФ и муниципальных образований перед Российской Федерацией, возникающие в иностранной валюте в рамках использования иностранных кредитов (заимствований).

К внешнему долгу относятся:

а) номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам Российской Федерации, обязательства по которым выражены в иностранной валюте;

б) объем основного долга по кредитам, которые получены Российской Федерацией и обязательства по которым выражены в иностранной валюте, в том числе по целевым иностранным кредитам (заимствованиям), привлеченным под государственные гарантии Российской Федерации;

в) объем обязательств по государственным гарантиям Российской Федерации, выраженным в иностранной валюте.

Структура государственного долга субъекта Российской Федерации представляет собой группировку долговых обязательств субъекта РФ по видам долговых обязательств.

Долговые обязательства субъекта Российской Федерации могут существовать в виде обязательств по:

1) государственным ценным бумагам субъекта Российской Федерации;

2) бюджетным кредитам, привлеченным в бюджет субъекта Российской Федерации от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

3) кредитам, полученным субъектом Российской Федерации от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций;

4) государственным гарантиям субъекта Российской Федерации.

По сроку долговые обязательства субъекта РФ могут быть:

а) краткосрочными (менее 1 года);

б) среднесрочными (от 1 года до 5 лет);

в) долгосрочными (от 5 до 30 лет).

В объем государственного долга субъекта Российской Федерации включаются:

1) номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам субъекта Российской Федерации;

2) объем основного долга по кредитам, полученным субъектом Российской Федерации;

3) объем основного долга по бюджетным кредитам, привлеченным в бюджет субъекта Российской Федерации от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

4) объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным субъектом Российской Федерации;

5) объем иных (за исключением указанных) непогашенных долговых обязательств субъекта Российской Федерации

Государственный долг субъекта Российской Федерации подразделяется на:

1. Государственный внутренний долг субъекта Российской Федерации

К государственному внутреннему долгу субъекта Российской Федерации относятся:

а) номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам субъекта Российской Федерации, обязательства по которым выражены в валюте Российской Федерации;

б) объем основного долга по кредитам, полученным субъектом Российской Федерации, обязательства по которым выражены в валюте Российской Федерации;

в) объем основного долга по бюджетным кредитам, привлеченным в бюджет субъекта Российской Федерации от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

г) объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным субъектом Российской Федерации, выраженным в валюте Российской Федерации;

д) объем обязательств субъекта Российской Федерации перед Российской Федерацией, возникающих в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований);

е) объем иных непогашенных долговых обязательств субъекта Российской Федерации, обязательства по которым выражены в валюте Российской Федерации.

2. Государственный внешний долг субъекта Российской Федерации

К государственному внешнему долгу субъекта Российской Федерации относятся:

а) номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам субъекта Российской Федерации, обязательства по которым выражены в иностранной валюте;

б) объем основного долга по кредитам, полученным субъектом Российской Федерации, обязательства по которым выражены в иностранной валюте;

в) объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным субъектом Российской Федерации в иностранной валюте, а также предоставленным в обеспечение обязательств в иностранной валюте;

г) объем иных непогашенных долговых обязательств субъекта Российской Федерации, обязательства по которым выражены в иностранной валюте.

Структура муниципального долга представляет собой группировку муниципальных долговых обязательств по установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации видам долговых обязательств.

Долговые обязательства муниципального образования могут существовать в виде обязательств по:

1) ценным бумагам муниципального образования (муниципальным ценным бумагам);

2) бюджетным кредитам, привлеченным в местный бюджет от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

3) кредитам, полученным муниципальным образованием от кредитных организаций;

4) гарантиям муниципального образования (муниципальным гарантиям).

Долговые обязательства муниципального образования не могут существовать в иных видах, за исключением предусмотренных настоящим пунктом.

Долговые обязательства муниципального образования могут быть:

а) краткосрочными (менее одного года),

б) среднесрочными (от одного года до пяти лет),

в) долгосрочными (от пяти до 10 лет включительно).

В объем муниципального долга включаются:

1) номинальная сумма долга по муниципальным ценным бумагам;

2) объем основного долга по бюджетным кредитам, привлеченным в местный бюджет;

3) объем основного долга по кредитам, полученным муниципальным образованием;

4) объем обязательств по муниципальным гарантиям;

5) объем иных непогашенных долговых обязательств муниципального образования.

1. Управление государственным долгом осуществляется:

а) Российской Федерации – Правительством Российской Федерации либо уполномоченным им Министерством финансов Российской Федерации.

б) Субъекта Российской Федерации – осуществляется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации либо финансовым органом субъекта Российской Федерации в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.

2. Управление муниципальным долгом осуществляется исполнительно-распорядительным органом муниципального образования (местной администрацией) в соответствии с уставом муниципального образования.


6.

Долговые обязательства Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования полностью и без условий обеспечиваются всем находящимся в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования имуществом, составляющим соответствующую казну, и исполняются за счет средств соответствующего бюджета.

Не несут ответственности:

а) Российская Федерация – по долговым обязательствам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, если указанные обязательства не были гарантированы Российской Федерацией;

б) Субъект Российской Федерации – по долговым обязательствам Российской Федерации, иных субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, если указанные обязательства не были гарантированы этим субъектом Российской Федерации.

в) Муниципальное образование – по долговым обязательствам Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и иных муниципальных образований, если указанные обязательства не были гарантированы этим муниципальным образованием.

1. Государственные заимствования Российской Федерации представляют собой:

а) государственные займы, осуществляемые путем выкупа государственных ценных бумаг от имени Российской Федерации;

б) кредиты, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации, привлекаемые от:

­ других бюджетов бюджетной системы РФ;

­ кредитных организаций;

­ иностранных государств (в том числе целевые иностранные кредиты (заимствования));

­ международных финансовых организаций;

­ иных субъектов международного права;

­ иностранных юридических лиц.

В Российской Федерации кредиты (заимствования) подразделяются на:

1) государственные внутренние заимствования;

2) государственные внешние заимствования.

Государственные и муниципальные внутренние заимствования осуществляются:

­ в целях финансирования дефицита соответствующих бюджетов (нефтегазового дефицита Федерального бюджета);

­ для погашения долговых обязательств.

Государственные внутренние заимствования РФ представляют собой:

а) государственные займы, осуществляемые путем выпуска государственных ценных бумаг РФ;

б) кредиты, по которым возникают долговые обязательства РФ в валюте РФ, как заемщика, привлекаемые от:

­ других бюджетов бюджетной системы РФ;

­ кредитных организаций;

­ иностранных государств (в том числе целевые иностранные кредиты (заимствования));

­ международных финансовых организаций;

­ иных субъектов международного права;

­ иностранных юридических лиц.

Право осуществления государственных внутренних заимствований от имени Российской Федерации принадлежит Правительству Российской Федерации либо уполномоченному им Министерству Финансов Российской Федерации.

Государственные внешние заимствования Российской Федерации осуществляются:

­ в целях финансирования дефицита (нефтегазового дефицита) федерального бюджета;

­ для погашения государственных долговых обязательств Российской Федерации.

Государственные внешние заимствования представляют собой:

а) государственные займы, осуществляемые путем выпуска государственных ценных бумаг от имени Российской Федерации;

б) кредиты, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации в иностранной валюте, привлекаемые от:

­ кредитных организаций;

­ иностранных государств (в том числе целевые иностранные кредиты (заимствования));

­ международных финансовых организаций;

­ иных субъектов международного права;

­ иностранных юридических лиц.

Право осуществления государственных внешних заимствований Российской Федерации и заключение договоров о предоставлении государственных гарантий для привлечения внешних кредитов и займов принадлежит Российской Федерации. От имени Российской Федерации может осуществлять заимствования Правительство Российской Федерации либо уполномоченное им Министерство финансов Российской Федерации.

2. Государственные заимствования субъектов РФ представляют собой:

а) государственные займы путем выпуска государственных ценных бумаг от имени субъекта РФ;

б) кредиты, по которым возникают долговые обязательства субъекта РФ, привлеченные от:

­ другого бюджета бюджетной системы РФ;

­ кредитных организаций;

­ иностранных банков;

­ международных финансовых организаций.

Кредиты (заимствования) субъектов РФ подразделяются на:

­ государственные внутренние заимствования;

­ государственные внешние заимствования.

Государственные внутренние заимствования субъекта РФ это:

а) государственные займы, осуществляемые путем выпуска государственных ценных бумаг от имени субъекта РФ;

б) кредиты, по которым возникают долговые обязательства субъекта РФ в валюте РФ, привлеченные от:

­ другого бюджета бюджетной системы РФ;

­ кредитных организаций;

­ международных финансовых организаций.

Государственные внешние заимствования субъекта РФ это:

а) государственные займы, осуществляемые путем выпуска государственных ценных бумаг от имени субъекта РФ, по которым долговые обязательства выражены в иностранной валюте;

б) кредиты, по которым возникают долговые обязательства субъекта РФ в иностранной валюте, привлеченные от иностранных банков.

Право осуществления государственных внутренних и внешних заимствований субъектов Российской Федерации от имени субъекта Российской Федерации принадлежит высшему исполнительному органу государственной власти субъекта РФ либо финансовому органу субъекта РФ.

3. Муниципальные заимствования представляют собой:

а) муниципальные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени муниципального образования;

б) кредиты, по которым возникают муниципальные долговые обязательства, привлеченные от:

­ других бюджетов бюджетной системы РФ;

­ кредитных организаций.

Право осуществления муниципальных заимствований от имени муниципального образования принадлежит местной администрации в соответствии с Бюджетным кодексом и уставом муниципального образования.


8.

Порядок осуществления внешних заимствований субъектов Российской Федерации (за исключением внешних облигационных займов) устанавливается Правительством Российской Федерации.

Выпуск внешних облигационных займов субъектов Российской Федерации осуществляется с учетом приоритета государственных внешних заимствований Российской Федерации.

Субъекты Российской Федерации, для которых расчетная доля межбюджетных трансфертов из федерального бюджета (за исключением субвенций) в течение двух из трех последних отчетных лет не превышала 5 процентов объема собственных доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации:

а) вправе осуществлять начиная с очередного финансового года внешние заимствования в целях обеспечения погашения внешнего долга и (или) финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации.

Субъекты Российской Федерации, для которых расчетная доля межбюджетных трансфертов из федерального бюджета (за исключением субвенций) в течение двух из трех последних отчетных лет превышала 5 процентов объема собственных доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации:

а) вправе осуществлять внешние заимствования в целях обеспечения погашения внешнего долга субъекта Российской Федерации. При этом в текущем финансовом году объем указанных внешних заимствований не может превышать объем обязательств по погашению в текущем финансовом году имеющегося на начало года внешнего долга субъекта Российской Федерации без учета обязательств по гарантиям, выраженным в иностранной валюте.

Субъекты Российской Федерации и муниципальные образования вправе осуществлять заимствования у Российской Федерации в иностранной валюте, предоставлять Российской Федерации гарантии в иностранной валюте исключительно в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований).

Предельный объем государственного долга субъекта Российской Федерации, муниципального долга на очередной финансовый год (очередной финансовый год и каждый год планового периода) устанавливается законом (решением) о соответствующем бюджете.

Предельный объем:

­ государственного долга субъекта Российской Федерации не должен превышать утвержденный общий годовой объем доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений;

­ муниципального долга – не должен превышать утвержденный общий годовой объем доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.

Уполномоченный орган государственной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления вправе принимать новые долговые обязательства, если при исполнении соответствующего бюджета объем долга субъекта РФ, муниципального долга превышает предельный объем государственного долга РФ, муниципального долга.

Превышение при исполнении соответствующего бюджета объем долга субъекта РФ, муниципального долга является нарушением бюджетного законодательства РФ и влечет применение мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства РФ.

В соответствии с Законом (Решением) о соответствующем бюджете на 1 января года, следующего за очередным финансовым годом, устанавливается:

­ верхний предел государственного внутреннего долга субъекта РФ;

­ верхний предел государственного внешнего долга субъекта РФ;

­ верхний предел муниципального долга.

Предельный объем заимствований субъектов РФ, муниципальных заимствований в текущем финансовом году не должен превышать сумму, направляемую в текущем финансовом году на финансирование дефицита соответствующего бюджета и (или) погашение долговых обязательств соответствующего бюджета.

Программа государственных внешних заимствований представляет собой:

1. Российской Федерации – перечень всех внешних заимствований Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период по видам заимствований с отражением разницы между объемом привлечения и объемом средств, направляемых на погашение основного долга по каждому виду долгового обязательства;

2. Субъекта РФ – перечень внешних заимствований субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период).

Программа государственных внешних заимствований РФ и субъекта РФ на очередной финансовый год и плановый период является приложением к закону о бюджете РФ и субъекта РФ.

В Программе государственных внешних заимствований определены для:

1) Российской Федерации – перечень внешних заимствований с разделением на:

а) несвязанные (финансовые) заимствования:

­ источники привлечения;

­ суммы заимствования;

­ сроки погашения.

б) целевые иностранные заимствования:

­ конечный получатель;

­ цели заимствования и направления использования;

­ источники заимствования;

­ сроки заимствования;

­ сроки погашения;

­ наличие гарантий третьих лиц по возврату средств в федеральный бюджет конечным заемщиком;

­ оценка объема использованных средств до начала очередного финансового года;

­ прогноз объема использования средств в очередном финансовом году.

2) Субъекта РФ:

а) предельный объем государственных внешних заимствований на очередной финансовый год и плановый период;

б) перечень, объемы и сроки погашения государственных внешних заимствований на очередной финансовый год и плановый период.

Программа государственных внутренних заимствований на очередной финансовый год и плановый период представляет собой:

1) Российской Федерации – перечень всех внутренних заимствований Российской Федерации в виде разницы между объемом привлечения и объемом средств, направляемых на погашение основной суммы долга, по каждому виду заимствований.

Государственные внутренние заимствования Российской Федерации, которые осуществляются путем выпуска государственных ценных бумаг от имени Российской Федерации, предусматривающие в зависимости от условий их выпуска получение при погашении иного, чем денежные средства, имущественного эквивалента, подлежат отражению в программе государственных внутренних заимствований Российской Федерации.

2) Субъекта РФ, муниципальных заимствований – перечень всех внутренних заимствований субъекта Российской Федерации, муниципального образования с указанием объема привлечения и объема средств, направляемых на погашение основной суммы долга, по каждому виду заимствований.

Программа государственных внутренних заимствований РФ, субъекта РФ, муниципальных заимствований на очередной финансовый год и плановый период является:

1) РФ – приложением к Федеральному закону о Федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период;

2) Субъекта РФ, муниципальных заимствований – приложением к Закону (Решению) о соответствующем бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Программа государственных гарантий Российской Федерации, государственных гарантий субъекта Российской Федерации, муниципальных гарантий в валюте Российской Федерации представляет собой перечень предоставляемых государственных гарантий в валюте Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период с указанием:

1) общего объема гарантий;

2) направления (цели) гарантирования с указанием объема гарантий по каждому направлению (цели);

3) наличия или отсутствия права регрессного требования гаранта к принципалу, а также иных условий предоставления и исполнения гарантий;

4) общего объема бюджетных ассигнований, которые должны быть предусмотрены в очередном финансовом году на исполнение гарантий по возможным гарантийным случаям.

В программе государственных гарантий в валюте Российской Федерации должно быть отдельно предусмотрено каждое направление (цель) гарантирования с указанием категорий и (или) наименований принципалов, объем которого превышает:

­ 1 миллиард рублей - для государственных гарантий Российской Федерации;

­ 10 миллионов рублей - для государственных гарантий субъекта Российской Федерации;

­ 00 тысяч рублей - для муниципальных гарантий.

Указанные гарантии подлежат реализации только при условии их утверждения в составе программы государственных гарантий Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципальных гарантий в валюте Российской Федерации.

Программа государственных гарантий в валюте Российской Федерации является приложением к соответствующему закону (решению) о бюджете.

Государственная или муниципальная гарантия может обеспечивать:

1) надлежащее исполнение принципалом его обязательства перед бенефициаром (основного обязательства);

2) возмещение ущерба, образовавшегося при наступлении гарантийного случая некоммерческого характера.

Условия государственной или муниципальной гарантии не могут быть изменены гарантом без согласия бенефициара.

Принадлежащее бенефициару по государственной или муниципальной гарантии право требования к гаранту не может быть передано другому лицу, если в гарантии не предусмотрено иное.

Государственная или муниципальная гарантия оформляется в письменной форме, т.к. неоформленные в письменной форме гарантии является недействительными (ничтожными). срок действия государственных и муниципальных гарантий определяется условиями гарантии.

В государственной или муниципальной гарантии должны быть указаны:

1) наименование гаранта (Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование);

2) наименование органа, выдавшего гарантию от имени гаранта;

3) обязательство, в обеспечение которого выдается гарантия;

4) объем обязательств гаранта по гарантии и предельная сумма гарантии;

5) определение гарантийного случая;

6) наименование принципала;

7) безотзывность гарантии или условия ее отзыва;

8) основания для выдачи гарантии;

9) вступление в силу (дата выдачи) гарантии;

10) срок действия гарантии;

11) порядок исполнения гарантом обязательств по гарантии;

12) порядок и условия сокращения предельной суммы гарантии при исполнении гарантии и (или) исполнении обязательств принципала, обеспеченных гарантией;

13) наличие или отсутствие права требования гаранта к принципалу о возмещении сумм, уплаченных гарантом бенефициару по государственной или муниципальной гарантии (регрессное требование гаранта к принципалу, регресс);

14) иные условия гарантии, а также сведения, определенные настоящим Кодексом, правовыми актами гаранта, актами органа, выдающего гарантию от имени гаранта.

Требование бенефициара об уплате денежной суммы по государственной или муниципальной гарантии должно быть представлено гаранту в письменной форме с приложением указанных в гарантии документов.

Требование бенефициара признается необоснованным и гарант отказывает бенефициару в удовлетворении его требования в следующих случаях:

а) требование предъявлено гаранту по окончании определенного в гарантии срока;

б) требование или приложенные к нему документы не соответствуют условиям гарантии;

в) бенефициар отказался принять надлежащее исполнение обязательств принципала, предложенное принципалом или третьими лицами.

Гарант должен уведомить бенефициара об отказе удовлетворить его требование.

Обязательство гаранта перед бенефициаром по государственной или муниципальной гарантии прекращается:

а) уплатой гарантом бенефициару суммы, определенной гарантией;

б) истечением определенного в гарантии срока, на который она выдана;

в) в случае исполнения в полном объеме принципалом или третьими лицами обязательств принципала, обеспеченных гарантией;

г) вследствие отказа бенефициара от своих прав по гарантии путем возвращения ее гаранту или письменного заявления об освобождении гаранта от его обязательств;

д) если обязательство принципала, в обеспечение которого предоставлена гарантия, не возникло;

е) в иных случаях, установленных гарантией.

Предоставление государственных или муниципальных гарантий осуществляется в соответствии с полномочиями:

­ органов государственной власти Российской Федерации – на основании ФЗ;

­ органов государственной власти субъектов Российской Федерации – на основании Закона субъекта РФ;

­ органов местного самоуправления – на основании решения представительного органа муниципального образования о бюджете на очередной финансовый год и плановый период

при условии:

а) проведения анализа финансового состояния принципала;

б) предоставления принципалом обеспечения исполнения обязательств по удовлетворению регрессного требования к принципалу в связи с исполнением в полном объеме или в какой-либо части гарантии;

в) отсутствия у принципала, его поручителей (гарантов) просроченной задолженности по денежным обязательствам:

­ перед Российской Федерацией;

­ субъектом Российской Федерации;

­ муниципальным образованием.

Правительство РФ вправе принимать решения в форме акта Правительства РФ о представлении государственных гарантий Российской Федерации в соответствии с Законом о Федеральном бюджете на соответствующий год и плановый период.

В акте Правительства РФ (Минфина РФ) о предоставлении государственной гарантии Российской Федерации должны быть указаны:

а) лицо, в обеспечение исполнения обязательств которого предоставляется государственная гарантия Российской Федерации;

б) предел обязательств по государственной гарантии Российской Федерации;

в) основные условия государственной гарантии Российской Федерации.

Министерство финансов в соответствии с актом Правительства Российской Федерации (актом Министерства финансов Российской Федерации) от имени Российской Федерации заключает договоры:

­ о предоставлении государственных гарантий Российской Федерации;

­ об обеспечении исполнения принципалом его возможных будущих обязательств по возмещению гаранту в порядке регресса сумм, уплаченных гарантом во исполнение (частичное исполнение) обязательств по гарантии;

­ о переуступке гаранту прав требования бенефициара к принципалу;

­ иные договоры.

От имени субъекта Российской Федерации государственные гарантии субъекта Российской Федерации предоставляются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в пределах общей суммы предоставляемых гарантий, указанной в законе субъекта Российской Федерации о бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

От имени муниципального образования муниципальные гарантии предоставляются местной администрацией муниципального образования в пределах общей суммы предоставляемых гарантий, указанной в решении представительного органа муниципального образования о бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, местная администрация муниципального образования заключают договоры:

­ о предоставлении государственных гарантий субъекта Российской Федерации или муниципальных гарантий;

­ об обеспечении исполнения принципалом его возможных будущих обязательств по возмещению гаранту в порядке регресса сумм, уплаченных гарантом во исполнение (частичное исполнение) обязательств по гарантии, и выдают государственные гарантии субъекта Российской Федерации или муниципальные гарантии.

Порядок и сроки возмещения принципалом гаранту в порядке регресса сумм, уплаченных гарантом во исполнение обязательств по гарантии, определяются договором между гарантом и принципалом.

Предоставление и исполнение государственной гарантии:

­ Российской Федерации – подлежит отражению в Государственной долговой книге РФ;

­ субъекта Российской Федерации – в государственной долговой книге субъекта Российской Федерации.

Предоставление и исполнение муниципальной гарантии подлежит отражению в муниципальной долговой книге.

1).Порядок ведения Государственной долговой книги Российской Федерации определяется Министерством финансов Российской Федерации.

Учет и регистрация долговых обязательств РФ осуществляется Минфином РФ в Государственных долговых книгах внутреннего и внешнего долга РФ.

В Государственную долговую книгу Российской Федерации вносятся сведения:

­ об объеме долговых обязательств (в том числе гарантий) Российской Федерации;

­ о дате возникновения обязательств;

­ об исполнении указанных обязательств полностью или частично;

­ иная информация.

В Государственную долговую книгу Российской Федерации вносится информация:

­ о государственных внутренних долговых обязательств РФ в срок, не превышающий пяти рабочих дней с момента возникновения соответствующего обязательства;

­ о государственных внешних долговых обязательств РФ в течение пяти рабочих дней с момента поступления в Минфин РФ соответствующих документов, которые подтверждают возникновение указанных обязательств.

2). Учет и регистрация государственных долговых обязательств субъекта РФ осуществляется финансовым органом субъекта РФ в Государственной долговой книге субъекта РФ. В Государственную долговую книгу субъекта РФ вносятся сведения:

­ об объеме долговых обязательств субъекта Российской Федерации по видам этих обязательств;

­ о дате их возникновения и исполнения полностью или частично;

­ формах обеспечения обязательств;

­ иная информация.

Информация в Долговую книгу субъекта РФ о долговых обязательствах вносится в срок, не превышающий пяти рабочих дней с момента возникновения соответствующего обязательства, и подлежит передаче Финансовым органом субъекта РФ в Министерство финансов РФ. Объем передаваемой информации, порядок и сроки ее передачи устанавливается Минфином РФ.

3). Учет и регистрация долговых обязательств муниципального образования осуществляется финансовым органом муниципального образования в Долговой книге муниципального образования.

В муниципальную долговую книгу вносятся сведения:

­ об объеме долговых обязательств муниципального образования по видам этих обязательств;

­ о дате их возникновения и исполнения полностью или частично;

­ о формах обеспечения обязательств;

­ иная информация.

Информация о долговых обязательствах вносится в муниципальную долговую книгу в срок, не превышающий пяти рабочих дней с момента возникновения соответствующего обязательства и подлежит передаче в финансовый орган соответствующего субъекта РФ. Объем информации, порядок и сроки ее передачи устанавливаются финансовым органом соответствующего субъекта РФ.

Финансовый орган субъекта РФ информацию о долговых обязательствах, внесенную в муниципальную долговую книгу, передает в Министерство финансов РФ. Объем передаваемой информации, порядок и сроки ее передачи устанавливается Минфином РФ.

Ответственность за достоверность переданных Министерству финансов РФ данных о долговых обязательствах субъектов РФ и его муниципальных образований несет финансовый орган субъекта РФ.

Обслуживание государственного (муниципального) долга – это выплата доходов по государственным и муниципальным долговым обязательствам в виде процентов по ним или и или дисконта, которые осуществляются за счет средств соответствующего бюджета.

1) На основе агентских соглашений, заключенных с Минфин РФ по обслуживанию долговых обязательств, а также их размещение, выкуп, обмен и погашение выполняется:

а) Центральным банком РФ – он осуществляет функции генерального агента, безвозмездно.

б) Кредитной организацией или другой специализированной финансовой организацией генерального агента (агента) – оплата производится за счет средств федерального бюджета.

2) На основе агентских соглашений, заключенных с исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, обслуживание долговых обязательств субъекта РФ, а также их размещение, выкуп, обмен или погашение выполняют кредитные организации или другие специализированные финансовые организации функций генерального агента (агента) исполнительных органов государственной власти субъекта РФ. Оплата услуг агентов производится за счет средств бюджета субъекта РФ.

3) На основе агентских соглашений, заключенных с местной администрацией, обслуживание муниципальных долговых обязательств, а также их размещение, выкуп, обмен и погашение выполняют кредитные организации или другая специализированная финансовая организация функций генерального агента (агента) местной администрации. Оплата услуг агентов производится за счет местного бюджета.

Все расходы по обслуживанию долговых обязательств, включая дисконт (или разницу между ценой размещения и ценой погашения (выкупа) по государственным или муниципальным ценным бумагам) учитываются в бюджете как расходы на обслуживание государственного и муниципального долга.

Предельный объем расходов на обслуживание государственного долга субъекта РФ или муниципального долга в очередном финансовом году и плановом периоде, который утвержден законом (решением) о соответствующем бюджете, по данным отчета об исполнении соответствующего бюджета за отчетный финансовый год не должен превышать 15 % объема расходов соответствующего бюджета, за исключением расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы РФ.

1). Долговые обязательства РФ в валюте РФ, не представленные к погашению в течение 3-х лет с даты, следующей за датой погашения, предусмотренной условиями долгового обязательства либо соответствующими федеральными законами, или истек срок государственной гарантии РФ считается полностью прекращенным и списывается с государственного внутреннего долга РФ.

Министерство финансов РФ по истечении сроков издает акт о списании долговых обязательств с государственного внутреннего долга РФ.

Списание с государственного внутреннего долга РФ осуществляется посредством уменьшения объема государственного внутреннего долга по видам списываемых государственных долговых обязательств, выраженных в валюте РФ.

2). Долговое обязательство субъекта РФ в валюте РФ, не предъявленное к погашению в течение 3-х лет с даты, следующей за датой погашения, предусмотренной условиями долгового обязательства субъекта РФ или истек срок государственной гарантии субъекта РФ считается полностью прекращенным и списывается с государственного долга субъекта РФ.

Высший орган государственной власти субъекта РФ по истечении срока издает нормативный акт о списании долговых обязательств в валюте РФ с государственного долга субъекта РФ.

Списание с государственного долга субъекта РФ осуществляется посредством уменьшения объема государственного долга субъекта РФ по видам списываемых государственных долговых обязательств субъектов РФ в валюте РФ.

3). Долговое обязательство, выраженное в валюте РФ, не предъявленное к погашению в течение 3-х лет с даты, следующей за датой погашения, предусмотренной условиями муниципального долгового обязательства, или истек срок муниципальной гарантии, считается полностью прекращенным и списывается с муниципального долга.

Местная администрация по истечении сроков издает муниципальный правовой акт о списании муниципальных долговых обязательств в валюте РФ с муниципального долга.

Списание с муниципального долга осуществляется посредством уменьшения объема муниципального долга по видам списываемых муниципальных долговых обязательств в валюте РФ.

Троценко Вячеслав Михайлович

Ст. преподаватель кафедры производства и предпринимательства в АПК (211каб), 212 лаборантская.

тел.:89048430760

Экзамен + контрольная работа.

Методички скинет, либо в электронном виде, либо взять в печатном в лаборантской.

Контр. раб. 4 вопроса по 5 страниц: содержание, сама работа, список использованных источников. Введение и заключение не надо. Список литературы мин. 5 источников

состояние контрольных:

- зачтена

- 3-ка автоматом, либо +1 к экзамену

- к защите (контрольная работа не устраивает)

если работа потеряна академией, то на экзамен с бумажкой о сдаче и есть допуск к экзамену.

Экзамен будет в виде теста.

Экономическая сущность и значение инвестиций.

Инвестиции – это долгосрочное вложение капитала в различные виды деятельности или отрасли экономики с целью получения прибыли или другого социального эффекта.

Закон от 1999 года об инвестиционной деятельности в РФ осуществляемый в форме капиталовложений.

Инвестиции – это денежные средства имущественные и интеллектуальные ценности государства, в том числе имущественные права принадлежащие физическим и юридическим лицам, иные права имеющие денежную оценку вкладываемые в объекты предпринимательской деятельности в целях получения прибыли или другого положительного дохода.

Наиболее важными и существенными признаками инвестиций признаются:

1. Осуществление и вложение лицами называющими себя инвесторами, которые имеют собственные цели не всегда совпадающей с общей экономической выгодой.

2. Потенциальная способность инвестиций приносить доход

3. Наличие срока вложения средств (носит индивидуальный характер)

4. Целенаправленный характер вложения капитала в объекты и инструменты инвестирования

5. Использование инвестиционных ресурсов характеризующихся спросом, предложения и ценой в процессе осуществления инвестиций

6. Наличие риска вложения капитала

Экономическая природа инвестиций состоит в опосредствовании отношений между участниками инвестиционного процесса по поводу формирования и использования инвестиционных ресурсов в целях получения прибыли, расширения производства и совершенствования его.

Инвестиции влияют на макро- и микро- экономические уровни и их воздействия разнообразно и учитывается дифференцированно.

На макроуровне инвестиции являются основой для осуществления политики расширенного воспроизводства, ускорение научно-технического прогресса, улучшение качества и обеспечении конкурентоспособности отечественной продукции, структурной перестройке экономики и сбалансированного развития всех ее отраслей.

Инвестиции на макроэкономическом уровне обеспечивают необходимую сырьевую базу для промышленности развития социальной сферы, решения проблемы обороны способности страны и ее безопасности, проблемы безработицы и охрана окружающей среды.

На микроуровне инвестиции необходимы для обеспечения нормального функционирования организации, стабильного финансового состояния и максимизации прибыли хозяйствующего субъекта. Без инвестиции на микроуровне не возможны обеспечение последствий морального и физического износа оборудования основных фондов конкурентоспособности товаров, приобретение ценных бумаг и вложения средств в активы других организаций, проведение мероприятий по экологии, очистке, охране окружающей среды.

Классификаций инвестиций:

1. В зависимости от объекта вложений

· Реальные инвестиции – это вложение капитала, создание реальных активов связных с ведением операционной деятельности и решением социально-экономических проблем хозяйствующего субъекта. Предприятие инвестор осуществляющее реальные инвестиции увеличивают свой производственный потенциал, основные производственные фонды и необходимые для их функционирования оборотные средства.

К реальным инвестиция относятся вложения:

основной капитал (здание, сооружения, оборудование, земля, движимое имущество, основные средства);

материально-производственные запасы (патенты, торговые марки, бренды и так далее).

· Финансовые инвестиции – это вложение капитала в различные и финансовые инструменты, прежде всего ценные бумаги, а так же в активы других предприятий. При их осуществлении инвестор увеличивает свой финансовый капитал получая дивиденды, доходность, дисконт, проценты.

К финансовым инвестициям относятся вложения:

иностранная валюта (конвертируемая);

банковские депозиты;

объекты тезаврации - это инвестиции осуществляемые с целью накопления сокровищ и включают в себя: вложение в золото, серебро, драгоценных камни и вложения в них, вложения в предметы коллекционного спроса.

Специфической чертой инвестиций является отсутствие текущего дохода по ним, то есть прибыль достигается за счет купли-продажи самого объекта инвестирования.

2. По характеру участия инвестора в инвестиционном процессе.

· Прямые инвестиции (предполагают непосредственное участие в выборе объектов и инструментов инвестирования и вложения капитала, а так же непосредственное управление ими самим инвестором)

· Косвенные или непрямые инвестиции (предполагают инвестирование по средствам других лиц(финансовых посредников) отстранённость инвестора от управления инвестициями)

3. По периоду инвестиций различают краткосрочные(менее 1 года), долгосрочные(от 3х до 10 лет), среднесрочные (от 3х до 5 лет), бессрочное инвестирование (акции и паи).

4. По региональному признаку выделяют следующие инвестиции: внутренние инвестиции (осуществляется в объекты инвестирования находящиеся внутри страны), внешние находящиеся за пределами страны

5. По формам собственности

Частные инвестиции представляют собой вложение капитала физическими и юридическими лицами негосударственной формы собственности (Данная характеристика признана в США и в Европе, но не в России).

Государственные инвестиции относятся вложение капитала федеральными и местными органами власти финансирование средств из бюджета вне бюджетных фондов и заемных средств.

Иностранные инвестиции – инвестиции осуществляемые иностранными гражданами, юридическими лицами и государственными органами других стран.

Совместные инвестиции осуществляются на долевом участии совместно с субъектами страны и иностранных государств.

6. По степени инвестиционного риска относят низкую, среднюю и высокую степень риска.

7. По отношению к жизненному циклу организации инвестиции могут подразделятся:

Начальные инвестиции – инвестиции направленные на создание фирм, строительство, покупку недвижимости, приобретение монтаж оборудование, образование оборотных средств.

Экстенсивные инвестиции – инвестиции направляемые на расширение существующего предприятия, увеличение производственного потенциала, расширение сферы деятельности.

Реинвестиции – это инвестиции связанные с процессом воспроизводства основных фондов на существующих организациях за счет свободных у них денежных средств (амортизационное отчисление, чистая прибыль, резервный фонд, деньги направленные на развитие производства)

Инвестиционная деятельность.

Инвестиционная деятельность - это вложение в инвестиции и осуществление практических действий в целях получения прибыли или иного другого полезного эффекта.

Инвестиционные объекты – это вновь создаваемые и модернизированные фонды, оборотные средства, ценные бумаги, сырьевые денежные вклады, научно-техническая продукция, имущественные права и права на интеллектуальную собственность.

Инвестиционные субъекты – это инвесторы, заказчики, исполнители, пользователи объектов, банковские, страховые, посреднические организации, инвестиционные биржи, инвестиционные фонды и так далее.

Факторы влияющие на инвестиционную деятельность:

Внешние факторы – общее состояние экономики и динамика экономического развития страны.

1. Стабильность социально-политической системы

2. Степень развитости рыночных отношений и инфраструктуры.

3. Экономическая политика государства(промышленная отрасль, финансовая, налоговая, таможенная политика)

4. Совершенство нормативно-правовой базы инвестиционной деятельности.

5. Условия для привлечения иностранного капитала

Внутренние факторы

1. Масштабы хозяйственной деятельности конкретного субъекта

2. Фазы жизненного цикла инвестиционного объекта

3. Финансовое состояние

4. организационно-правовая база ведения бизнеса

Цели инвестирования: разработка направления инвестиционной деятельности связанная с определением различных соотношений форм инвестирования и конкретных этапов, направленность инвестиционной деятельности включая их отраслевой компонент.

Инвестиционный процесс- это последовательность этапов, действий, процедур и операций по осуществлению операционной деятельности.

Конкретное течение инвестиционного процесса определяется объектом инвестирования или видами инвестирования.

Целями инвестирования могут быть: стремление компании к увеличению и получению прибыли; расширение масштабов деятельности организации; стремление к престижу, общественному влиянию и власти; решение социальных задач (сохранение или увеличение рабочих мест, снижение уровня безработицы, повышение культурного и образовательного уровня людей); решение экологических проблем.

Участники инвестиционного процесса.

Участниками инвестиционной деятельности являются все участники по реализации инвестиционных проектов (инвесторы, заказчики, подрядчики и оставшиеся субъекты инвестиционной деятельности)

Инвесторы – это субъекты инвестиционной деятельности осуществляющие вложение собственных, заемных или привлеченных средств обеспечивающей их целевое использование в соответствии с законодательством для получения прибыли или другого иного полезного эффекта.

Инвесторами могут быть: юридические лица (зарегистрированные на территории РФ или за ее пределами), физические лица, государство (местные региональные федеральные органы власти), иностранные государства, международные организации.

Классификация инвесторов:

1. Классификация по доходам и срокам инвестирования

· Консервативные инвесторы – это инвесторы которые заинтересованные в получении дохода в течении длительного периода времени (доходы небольшие, периодичность за ранее известно)

· Умеренно-агрессивные инвесторы - это инвесторы которые заинтересованные в получении дохода в короткие промежутки времени при желаемой доходности.

· Агрессивные инвесторы – это инвесторы которые заинтересованы в получении дохода осуществляя большое число операций рассчитывая от каждой из них получить высокий эффект.

· Изощрённый инвестор – это инвесторы которые не только хорошо знают законы рынка, но и обладают определенной интуицией.

· Стратегический инвестор – это инвесторы которые ожидают доход не от ценных бумаг и прироста капитала, а от имущества организации.

· Портфельные инвесторы – это инвесторы которые создают портфель с ценными бумагами и финансовыми инструментами для получения длительного дохода с минимальной рискованностью

Инвестиционный портфель – это совокупность всех финансовых инструментов, принадлежащих одному юридическому или физическому лицу на основе собственности.

Существует 2 портфеля:

· Портфель дохода – получает прибыль за счет доходности от финансовых инструментов (дивиденды, проценты, дисконт, доходность) – акции, облигации, векселя, депозиты.

· Портфель роста рассчитывает на получение прибыли от роста инвестиционного объекта или увеличения его стоимости – могут относиться практические любые финансовые инструменты, которые растут в цене.

2. Уполномоченные инвесторами посреднические, юридические или физические лица, которые организуют и осуществляют реализацию соответствующих инвестиционных проектов (строительство, подрядные работы, заключение договоров, контрактов и прочее)

3. Исполнители работ или подрядчики осуществляют реализацию инвестиционного проекта в частности пусконаладочные, строительные, проектно-изыскательские работы заказанные инвестором для создания инвестиционного объекта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: