Место систем автоматизации управления качеством в промышленности

Автоматизированная система управления качеством (АСУ К)

Закон РФ о сертификации продукции и услуг

Закон устанавливает правовые основы С продукции, услуг и иных объектов России, а также права, обязанности и ответственность участников процесса С.

На рис. 7 приведена схема взаимосвязи законов, определяющих качество продукции.

В разделе «Общие положения» рассматриваются задачи С, отношение к международным договорам (они имеют приоритет). Устанавливается головной орган С, которым является Госстандарт России.

Рис. 7. Схема взаимосвязи российских законов, определяющих качество
ЗАКОН о единстве измерений
ЗАКОН о защите прав потребителей
ЗАКОН о стандартизации
ЗАКОН о сертификации продукции и услуг

Функции Госстандарта России:

1) формирует и реализует государственную политику в области С;

2) проводит государственную регистрацию систем С и знаков соответствия, действующих в РФ;

3) публикует официальную информацию;

4) готовит предложения по присоединению к международным системам С;

5) представляет РФ в международных органах.

В систему С могут входить как государственные учреждения, так и частные фирмы и общественные организации. Но все системы подлежат государственной регистрации и аккредитации в установленном порядке.

Закон вводит понятия:

v с ертификат – это документ, выданный по правилам С для подтверждения соответствия продукции установленным требованиям;

v знак соответствия – это зарегистрированный в установленном порядке знак, подтверждающей соответствие маркированной продукции установленным требованиям.

АСУ К позволяет ускорить достижение требуемого уровня и обеспечивает поддержание требуемого качества на всех этапах жизненного цикла продукции. Они:

Ø объединяют все звенья структур промышленных предприятий;

Ø дают возможность оперативно реагировать на любые нарушения производства;

Ø целенаправленно повышают уровень качества;

Ø дают объективную оценку всех показателей потребительской характеристики изделий.

Ø позволяют создавать, проводить и оценивать эффективность как текущих, таки перспективных мероприятий по поддержанию качества.

АСУ К эффективна, если она охватывает все этапы жизненного цикла продукции (табл. 4)

Таблица 4 – Управление качеством на этапах жизненного цикла продукции

Этап Методы управления качеством продукции Достигаемый результат
Маркетинг Оценка в потребности в продукции. Прогноз требуемого качества продукции.
Анализ уровня выпускаемой продукции относительно мирового уровня. Оценка возможности создания продукции требуемого качества.
Техническое задание Формирование предельно достижимых показателей качества разрабатываемой продукции. Оптимизация технического уровня создаваемой продукции.
Разработка мероприятий по сокращению сроков освоения продукции. Повышение конкурентоспособности продукции на рынке сбыта.
Разработка проекта Использование приоритетных технических решений. Повышение привлекательности у заказчика.
Отработка технологичности продукции. Повышение прибыли.
Всесторонняя проверка элементов качества создаваемой продукции. Повышение надежности и работоспособности продукции.
  Использование конструкторской системы автоматизированного проектирования (САПР). Использование аналогов, проверенных ранее удачных конструктивных решений. Ускорение процесса проектирования, запуска изделий в производство. Соблюдение стандартов качества типа ИСО 9000.
Совершенствование внешнего вида, эргономики, оформления, упаковки. Создание условий для рекламы качества продукции.
Изготовление продукции Соблюдение требований, заложенных в проекте. Поддержание заложенного качества.
Реконструкция производства под требования продукции. Обеспечение заложенного качества в изготовлении. Повышение квалификации исполнителей.
Автоматизация технологической подготовки производства. Ускорение освоения нового изделия и повышение его конкурентоспособности.
Создание системы управления качеством. Поддержание и повышение достигнутого уровня качества.
Сертификация продукции и системы управления качеством. Определение путей повышения качества продукции.
  Создание технологической САПР. Использование накопленного опыта повышения качества и расширение области применения проверенных практикой технических решений.
Испытание продукции на всех этапах производства и при передаче заказчику   Создание автоматизированной системы контроля и испытаний Ускоренное выявление и устранение недостатков. Повышение конкурентоспособности продукции. Получение объективных результатов для прогнозов повышения качества продукции.
Стандартизация процессов испытаний на базе ИСО 9000 Приведение качества продукции к мировым требованиям.
  Сертификация системы и продукции Повышение качества изделий. Определение требуемого уровня квалификации исполнителей и динамики переучивания кадров.
Поставка и запуск продукции внутри страны Использование местных специалистов. Снижение сроков запуска и затрат на поддержание качества продукции.
  Обучение персонала заказчика. Создание условий для поддержания качества продукции в процессе эксплуатации.
Анализ дефектов и упущений. Разработка мероприятий по повышению качества изготовления изделий.
Поставка и запуск продукции за рубеж   Оптимизация членения и разборки изделия. Снижение транспортных расходов и монтажно-наладочных работ у заказчика, выполняемых при ограниченном количестве средств контроля качества.
  Повышение квалификации исполнителей. Снижение затрат на командировки за счет уменьшения численности бригад; повышения качества продукции; ускорения запуска изделий.
Создание представительств за рубежом. Снижение затрат на командировки; ускорение запуска изделий.
Создание базы данных. Разработка мероприятий по повышению качества продукции
Повышение качества упаковки продукции. Обеспечение сохранности и качества изделий.
Эксплуатация продукции Соблюдение инструкций и ТУ по нормативным документам. Поддержание заложенного качества продукции.
Анализ соблюдения установленных показателей качества в пределах гарантийного срока. Разработка путей повышения качества продукции у исполнителя. Снижение затрат на поддержание качества в процессе эксплуатации.
Накопление банка данных об изменении показателей качества в период эксплуатации изделий. Создание базы данных для рекламы имаркетинга выпускаемой продукции.
Заключительный этап жизненного цикла продукции Прогнозирование периода начала морального старения изделия. Разработка заданий при переходе на новые изделия.
Анализ соответствия достигнутых и ожидаемых (заданных) показателей качества. Корректировка технических заданий нановые изделия.
Анализ влияния продукции на окружающую среду. Разработка мероприятий по утилизации продукции.
Создание базы данных о качестве снимаемой с эксплуатации и производства продукции. Использование удачных технических решений для повышения качества создаваемой продукции.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: