Оптимизация затрат на управление качеством

Основные понятия и задачи

Экономические аспекты управления качеством

Петля качества

Стандарты ИСО исходят из постулатов приоритета качества по сравнению с другими экономическими категориями, подходят к качеству как к управляемому объекту, причем управление осуществляется на основе общих принципов теории управления. Самое важное отличие и прогрессивность стандартов ИСО серии 9000 – применение методов управления качеством на всех этапах жизненного цикла продукции, т.е. знаменитая «петля качества» (рис. 8).

Контроль
Учет
Анализ
Принятие решения
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Рис. 8. Петля качества:1…11 – типовые этапы жизненного цикла продукции. 1 – Маркетинг. 2 – Проектирование и разработка продукции и производственных процессов. 3 − материально-техническое снабжение. 4 – Производство. 5 – Контроль, проведение испытаний. 6 − Упаковка и хранение. 7 – Реализация и распределение. 8 – Монтаж и эксплуатация. 9 – Техпомощь и обслуживание. 10 – послепродажное обслуживание. 11 – Утилизация и повторное использование.

Потребительская стоимость продукта – цена изделия, соответствующая стоимости выполняемых им функций в сознании потребителя.

Полезность продукта – совокупность функциональных характеристик, определяющих способность продукта удовлетворять потребности покупателя в соответствие с назначением изделия.

Предотвращенный убыток – затраты хозяйствующего субъекта, который удалось избежать благодаря осуществлению своевременных мероприятий по предупреждению возникновения внештатных ситуаций (например, сбоя в работе оборудования, производства дефектной продукции и пр.).

Упущенная выгода – неполученные доходы юридических или физических лиц вследствие нарушения их прав иными лицами (в частности, неполученный доход от реализации продукции, которую можно было бы произвести на вышедшем из строя оборудовании; количество непроданных турпутевок из-за антирекламы конкурента и т.д.).

Основные задачи:

v оценка затрат на обеспечение качества;

v оптимизация затрат по управлению качеством;

v определение экономической эффективности деятельности в области качества.

Оптимизация затрат на качество направлена на достижение следующих целей в системе управления качеством.

1) снижение затрат на единицу производимой продукции при сохранении прежнего уровня качества;

2) снижение удельных затрат, при одновременном улучшении потребительских свойств новой продукции;

3) повышение удельных затрат для создания высокого уровня качества продукции, превышающий технический уровень продукции конкурента;

4) установление цены на продукцию.

В управлении затратами на качество и определении эффективности системы менеджмента качества выделяют два подхода:

1) Стоимостной. Акцент делается на рост общей рентабельности предприятия вследствие снижения непроизводительных расходов и экономии ресурсов.

2) Потребительно-стоимостной. Он базируется на том, что при оптимизации затрат на качество учитываются расходы не только производителя, но и конечного пользователя, при этом обеспечивается снижение издержек производства по созданию продукции, а также повышение удовлетворенности потребителя за счет увеличения полезного эффекта и уменьшения потребительских расходов от использования продукции.

При маркетинговой ориентации оцениваются и оптимизируются совокупные расходы, связанные с полным жизненным циклом продукции (услуг) – от создания до утилизации.

При оценке затрат на качество выявляются все составляющие затрат, возникающих при разработке, производстве и потреблении продукции.

Для определения структуры затрат на качество применяется классификация.

По целевому назначению выделяют затраты:

§на улучшение качества (затраты на разработку новой продукции с улучшенными свойствами);

§на обеспечение качества (затраты на входной, приемочный контроль);

§на управление качеством (затраты на СУ К).

По стадиям жизненного цикла выделяют затраты на качество:

·при создании новой продукции (затраты разработчика);

·при изготовлении продукции (затраты производителя);

·при эксплуатации продукции (затраты потребителя).

Классификация затрат на качество.

I. Затраты на предупреждение дефектов:

а) обучение в области качества;

б) расходы отдела качества;

в) маркетинговые исследования по анализу требований потребителей и оценке уровня качества продукции конкурента;

г) затраты на входной контроль комплектующих и сырья (контроль качества поставщиков);

д) затраты на приобретение и эксплуатацию нового оборудования.

II. Затраты на оценку уровня качества:

а) контроль и испытания (приемочный контроль продукции, сертификация);

б) проверка деятельности по обеспечению качества (затраты на сертификацию системы качества, внешний аудит, внутренняя проверка стабильности технологических процессов).

III. Убытки от брака:

а) дефекты (затраты на производство продукции, в которой при контроле выявлены дефекты);

б) убытки по рекламациям (расходы по претензиям покупателей - гарантийный ремонт, замена дефектной продукции и пр.).

Общие затраты на качество равны сумме затрат на предупреждение дефектов, оценку уровня качества и на устранение последствий выявленных дефектов.

Управление затратами на качество направлено на минимизацию потерь от брака. При определении потерь от брака рассчитывают абсолютные и относительные показатели.

Абсолютный размер брака Аб рассчитывается по формуле:

Аб = Зпр.б + Зи.б,

где Зпр.бзатраты на производство бракованных изделий;

Зи.б − затраты на возможное исправление брака.

Абсолютный размер потерь от брака Ап.б определяется по формуле:

Ап.б = Аб – Сб – Св – Сп,

где Сб – стоимость брака по цене использования;

Св – сумма взысканий с лиц – виновников брака;

Сп – сумма взысканий с поставщиков за некачественное сырье или комплектующие изделия.

Относительные показатели размера брака аб и потерь от брака ап.б, выраженные в процентах, оцениваются соответственно:

аб = Аб / С; ап.б = Ап.б / С,

где Ссебестоимость продукции.

При анализе затрат на качество рассчитывают также долю совокупных затрат на качество в общей себестоимости продукции. При этом величина затрат на качество не должна превышать 20 % от себестоимости изделия. Исключение составляют медицинская продукция и оборудование; продукция военно-промышленного комплекса к качеству которых предъявляются повышенные требования, а затраты на осуществление сплошного контроля могут быть сопоставимы со стоимостью производства.





Подборка статей по вашей теме: