Основные понятия и задачи
Экономические аспекты управления качеством
Петля качества
Стандарты ИСО исходят из постулатов приоритета качества по сравнению с другими экономическими категориями, подходят к качеству как к управляемому объекту, причем управление осуществляется на основе общих принципов теории управления. Самое важное отличие и прогрессивность стандартов ИСО серии 9000 – применение методов управления качеством на всех этапах жизненного цикла продукции, т.е. знаменитая «петля качества» (рис. 8).
| Контроль |
| Учет |
| Анализ |
| Принятие решения |
| Рис. 8. Петля качества:1…11 – типовые этапы жизненного цикла продукции. 1 – Маркетинг. 2 – Проектирование и разработка продукции и производственных процессов. 3 − материально-техническое снабжение. 4 – Производство. 5 – Контроль, проведение испытаний. 6 − Упаковка и хранение. 7 – Реализация и распределение. 8 – Монтаж и эксплуатация. 9 – Техпомощь и обслуживание. 10 – послепродажное обслуживание. 11 – Утилизация и повторное использование. |
Потребительская стоимость продукта – цена изделия, соответствующая стоимости выполняемых им функций в сознании потребителя.
Полезность продукта – совокупность функциональных характеристик, определяющих способность продукта удовлетворять потребности покупателя в соответствие с назначением изделия.
Предотвращенный убыток – затраты хозяйствующего субъекта, который удалось избежать благодаря осуществлению своевременных мероприятий по предупреждению возникновения внештатных ситуаций (например, сбоя в работе оборудования, производства дефектной продукции и пр.).
Упущенная выгода – неполученные доходы юридических или физических лиц вследствие нарушения их прав иными лицами (в частности, неполученный доход от реализации продукции, которую можно было бы произвести на вышедшем из строя оборудовании; количество непроданных турпутевок из-за антирекламы конкурента и т.д.).
Основные задачи:
v оценка затрат на обеспечение качества;
v оптимизация затрат по управлению качеством;
v определение экономической эффективности деятельности в области качества.
Оптимизация затрат на качество направлена на достижение следующих целей в системе управления качеством.
1) снижение затрат на единицу производимой продукции при сохранении прежнего уровня качества;
2) снижение удельных затрат, при одновременном улучшении потребительских свойств новой продукции;
3) повышение удельных затрат для создания высокого уровня качества продукции, превышающий технический уровень продукции конкурента;
4) установление цены на продукцию.
В управлении затратами на качество и определении эффективности системы менеджмента качества выделяют два подхода:
1) Стоимостной. Акцент делается на рост общей рентабельности предприятия вследствие снижения непроизводительных расходов и экономии ресурсов.
2) Потребительно-стоимостной. Он базируется на том, что при оптимизации затрат на качество учитываются расходы не только производителя, но и конечного пользователя, при этом обеспечивается снижение издержек производства по созданию продукции, а также повышение удовлетворенности потребителя за счет увеличения полезного эффекта и уменьшения потребительских расходов от использования продукции.
При маркетинговой ориентации оцениваются и оптимизируются совокупные расходы, связанные с полным жизненным циклом продукции (услуг) – от создания до утилизации.
При оценке затрат на качество выявляются все составляющие затрат, возникающих при разработке, производстве и потреблении продукции.
Для определения структуры затрат на качество применяется классификация.
По целевому назначению выделяют затраты:
§на улучшение качества (затраты на разработку новой продукции с улучшенными свойствами);
§на обеспечение качества (затраты на входной, приемочный контроль);
§на управление качеством (затраты на СУ К).
По стадиям жизненного цикла выделяют затраты на качество:
·при создании новой продукции (затраты разработчика);
·при изготовлении продукции (затраты производителя);
·при эксплуатации продукции (затраты потребителя).
Классификация затрат на качество.
I. Затраты на предупреждение дефектов:
а) обучение в области качества;
б) расходы отдела качества;
в) маркетинговые исследования по анализу требований потребителей и оценке уровня качества продукции конкурента;
г) затраты на входной контроль комплектующих и сырья (контроль качества поставщиков);
д) затраты на приобретение и эксплуатацию нового оборудования.
II. Затраты на оценку уровня качества:
а) контроль и испытания (приемочный контроль продукции, сертификация);
б) проверка деятельности по обеспечению качества (затраты на сертификацию системы качества, внешний аудит, внутренняя проверка стабильности технологических процессов).
III. Убытки от брака:
а) дефекты (затраты на производство продукции, в которой при контроле выявлены дефекты);
б) убытки по рекламациям (расходы по претензиям покупателей - гарантийный ремонт, замена дефектной продукции и пр.).
Общие затраты на качество равны сумме затрат на предупреждение дефектов, оценку уровня качества и на устранение последствий выявленных дефектов.
Управление затратами на качество направлено на минимизацию потерь от брака. При определении потерь от брака рассчитывают абсолютные и относительные показатели.
Абсолютный размер брака Аб рассчитывается по формуле:
Аб = Зпр.б + Зи.б,
где Зпр.б – затраты на производство бракованных изделий;
Зи.б − затраты на возможное исправление брака.
Абсолютный размер потерь от брака Ап.б определяется по формуле:
Ап.б = Аб – Сб – Св – Сп,
где Сб – стоимость брака по цене использования;
Св – сумма взысканий с лиц – виновников брака;
Сп – сумма взысканий с поставщиков за некачественное сырье или комплектующие изделия.
Относительные показатели размера брака аб и потерь от брака ап.б, выраженные в процентах, оцениваются соответственно:
аб = Аб / С; ап.б = Ап.б / С,
где С – себестоимость продукции.
При анализе затрат на качество рассчитывают также долю совокупных затрат на качество в общей себестоимости продукции. При этом величина затрат на качество не должна превышать 20 % от себестоимости изделия. Исключение составляют медицинская продукция и оборудование; продукция военно-промышленного комплекса к качеству которых предъявляются повышенные требования, а затраты на осуществление сплошного контроля могут быть сопоставимы со стоимостью производства.