АНКЕТА 2 Режим дня школьника
Школа______________ класс_____________
возраст_____________________ дата заполнения___
дополнительная информация___________________
Элементы режима | Элементы режима | Среднее время | ||||||
понедельник (время от... до...) | вторник (время от... до...) | среда (время от... до...) | четверг (время от... до...) | пятница (время от... до...) | суббота (время от... до...) | воскресенье (время от... до...) | ||
1. Сон | ||||||||
2. Занятия в школе | ||||||||
3. Приготовление уроков | ||||||||
Занятия по интересам: 4. Музыка | ||||||||
5. Иностр. язык | ||||||||
6. Живопись | ||||||||
7. Чтение | ||||||||
8. Спорт | ||||||||
9. Компьютер | ||||||||
10. ТУ | ||||||||
11. Работа по дому | ||||||||
12. Прогулки | ||||||||
13. С/х ТРУД |
Примечание: в каждой графе время указывается в часах (от... до...), а потом пере- считывается. Например, уроки от 8.30 до 13.00 (4,5 часа). |
|
|
Таблица 6 положенными норма- Возрастные нормативы сна в сутки ми. При этом опреде- (в астрономических часах) ляются:
•процент школьников, продолжительность сна которых укладывается в возрастные нормативы;
• процент школьников, которые недосыпают от 0,5 до 1,0 часа;
•процент школьников, которые недосыпают более 1 часа;
•процент школьников, которые недосыпают более 2 часов.
П родолжитель- ностьсна - важный показатель рациональной организации режима. Полноценный сон позволяет ребенку снять утомление, восстановиться. Сокращение ночного сна на 1 - 1,5 часа резко снижает работоспособность. Среди детей, выдерживающих нормативы ночного сна и пребывания на воздухе, меньше болеющих, меньше детей с хроническими заболеваниями и расстройствами нервно-психической сферы.
Анкета 2 позволяет выявить предпочтения школьников при выборе занятий по интересам, понять, как распределяется время в течение каждого дня. В сочетании с анализом учебной нагрузки это дает общую картину распределения времени на учебу и отдых, показывает, насколько рационально это распределение. Важно понять, не «съедает» ли учебная нагрузка все свободное время учеников, как распределяется свободное время, когда школьники
готовят уроки, не Таблица 7 жертвуют ли они от- Возрастные нормативы дыхом. Не менее
продолжительности прогулок важно з как ис
|
|
пользуется свободное
Возраст (пет) | Класс | Сон | |
ночной | дневной | ||
1 1,0-10,5 | 1,5-2,0 | ||
7-8 | 1 1,0-10,5 | 1,5 | |
8-9 | 1 1,0-10,5 | - | |
9-10 | 10,5 | - | |
10-11 | 10,5 | - | |
11-13 | 6-7 | 10,0 | - |
13-15 | 8-9 | 9,5 | - |
15-16 | 9,0 | - | |
17-18 | 1 1 | 9,0-8,5 | - |
Возраст (лет) | Класс | Прогулка |
4,0 | ||
7-10 | 2-4 | 3,5 |
10-11 | 3,0 | |
11-18 | 6-7 | 2,5 |
время школьников. В последние годы мы все чаще отмечаем не только учебные, но и внеучебные пере
грузки, особенно в начальной школе (становясь старше, дети просто отказываются от большинства дополнительных нагрузок). Вот совершенно реальный пример: у второклассника - ученика гимназии, кроме 6 уроков в гимназии и 2-3 часов приготовления домашних заданий, три раза в неделю музыкальная школа, два раза плавание, два раза дополнительный английский, два раза теннис. Нетрудно представить себе, что ребенок практически не бывает на воздухе, а уроки готовит после 8 часов вечера и до 11. Потом долго не засыпает, утром с трудом встает и на уроках не может сосредоточиться. Конечно, внешкольные нагрузки - выбор родителей, но педагогу важно знать, что может отрицательно сказаться на эффективности обучения, что зависит от школы, а о чем нужно разговаривать с родителями.
Об оценке других показателей, характеризующих эффективность организации учебного процесса, мы расскажем в следующих лекциях.