Методики оценки организации учебного процесса и школьных факторов риска

Показателями эффективной организации учебного процесса и в то же время факторами риска являются:

• рациональность организации процесса;

• общая учебная нагрузка, чрезмерная нагрузка;

• внеучебная нагрузка или перегрузки;

• организация режима дня, учебных и внеучебных занятий.

Рассмотрим, как можно оценить эти показатели и как можно интерпрети­ровать результаты и использовать их в работе руководителей образователь­ных учреждений, классных руководителей и педагогов.

В наших лекциях мы не останавливаемся на гигиенических параметрах, необходимых для организации учебного процесса. Гигиенические условия организации учебного процесса содержатся в Санитарных правилах и нор­мах и должны соблюдаться каждым образовательным учреждением. Со­блюдение гигиенических требований к состоянию, содержанию и оснаще­нию школы - очень важный фактор, он оказывает серьезное влияние на функциональное состояние ученика, его работоспособность, здоровье. Даже такая на первый взгляд мелочь, как проветривание помещений на переме­не, важна и необходима, т.к. объем кислорода в классной комнате за урок резко снижается, а углекислый газ накапливается. Занятия в непроветрен- ном помещении ухудшают кровоснабжение мозга, снижают работоспособ­ность, утомление организма в таких условиях возникает быстрее. Не менее важна хорошая освещенность класса, рабочего места каждого ученика. Недостаточное освещение не только очень быстро вызывает резкое зритель­ное утомление, но и существенно снижает общую работоспособность. В последние годы мало внимания уделяется подбору школьной мебели, соот­ветствующей росту детей.

Несоблюдение гигиенических норм даже при рациональной организации учебного процесса снижает его эффективность и качество обучения.

Анализ общей учебной нагрузки может проводиться:

• у каждого ученика - для этого используются анкета 1, содержащая информацию об общей учебной (школьной и внешкольной) нагрузке, а так­же данные о продолжительности приготовления уроков и дополнительных до­машних заданий. Эта же анкета позволяет проанализировать распределе­ние учебной нагрузки в течение недели;

• в каждом классе - в этом случае мы используем анкету 1 каждого ученика или расписание занятий в школе, выявляем индивидуальные различия в объеме нагрузки у разных учеников, а также определяем среднюю нагруз­ку учеников в течение дня и недели;

в целом по параллелям (например, в 1-, 3-, 5-, 7-, 9-, / 1-х классах);

в целом по начальной, основной, старшей школе.

Рекомендуется проводить анализ общей учебной нагрузки несколько раз в течение учебного года. Это позволяет понять не только как распределяется на­грузка в течение учебной недели, но и как изменяется нагрузка на протяжении учебных четвертей, учебного года, в разных классах и т.п. Например, для того чтобы получить данные об общей учебной нагрузке в классе и ее особенностях у разных учащихся, можно составить сводную таблицу (см. табл. 1).

Средняя суммарная дневная нагрузка определяется делением суммы нагрузки у всех учащихся на количество учащихся (см. табл. 2).

Получив данные о ежедневной учебной нагрузке в течение недели, мож­но определить недельную учебную нагрузку (в школе и дома).

Данные о недельной учебной нагрузке можно сопоставить с норматива­ми, регламентированными СанПиНами. Для такого сравнения мы приводим данные максимально допустимой (недельной) нагрузки (сюда следует вклю­чать не только уроки, но и дополнительные и факультативные занятия) и время на приготовление домашних заданий.

Сравнивая данные об учебной нагрузке в школе, полученные по каждому ученику, классу (классам), школе с нормативами, можно:

• определить классы (возраст), количество учащихся, имеющих дневной и недельный объем школьной нагрузки, соответствующий нормативам;

• выделить те классы (возможно, занимающиеся по разным программам, учебникам, методикам и т.п.), у которых школьная нагрузка превышает допус­тимые нормативы (важно определить и насколько превышена нагрузка в день, в течение недели и т.п.).

Полученные в ходе такого анализа данные позволяют сравнивать разные виды нагрузок, проследить:

• как меняется школьная нагрузка от 1-го к 1 1-му классу;

• как растет время внеурочной школьной нагрузки (факультативы, до­полнительные занятия) от 1-го к 1 1-му классу и что происходит в средней и старшей школе;

• как меняется (и меняется ли?) время приготовления домашних заданий от класса к классу;

• какие предметы занимают основную часть времени приготовления до­машних заданий;

• каковы различия во времени приготовления домашних заданий у разных учащихся в классе (какие предметы для каких учеников наиболее сложные).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: