Показателями эффективной организации учебного процесса и в то же время факторами риска являются:
• рациональность организации процесса;
• общая учебная нагрузка, чрезмерная нагрузка;
• внеучебная нагрузка или перегрузки;
• организация режима дня, учебных и внеучебных занятий.
Рассмотрим, как можно оценить эти показатели и как можно интерпретировать результаты и использовать их в работе руководителей образовательных учреждений, классных руководителей и педагогов.
В наших лекциях мы не останавливаемся на гигиенических параметрах, необходимых для организации учебного процесса. Гигиенические условия организации учебного процесса содержатся в Санитарных правилах и нормах и должны соблюдаться каждым образовательным учреждением. Соблюдение гигиенических требований к состоянию, содержанию и оснащению школы - очень важный фактор, он оказывает серьезное влияние на функциональное состояние ученика, его работоспособность, здоровье. Даже такая на первый взгляд мелочь, как проветривание помещений на перемене, важна и необходима, т.к. объем кислорода в классной комнате за урок резко снижается, а углекислый газ накапливается. Занятия в непроветрен- ном помещении ухудшают кровоснабжение мозга, снижают работоспособность, утомление организма в таких условиях возникает быстрее. Не менее важна хорошая освещенность класса, рабочего места каждого ученика. Недостаточное освещение не только очень быстро вызывает резкое зрительное утомление, но и существенно снижает общую работоспособность. В последние годы мало внимания уделяется подбору школьной мебели, соответствующей росту детей.
|
|
Несоблюдение гигиенических норм даже при рациональной организации учебного процесса снижает его эффективность и качество обучения.
Анализ общей учебной нагрузки может проводиться:
• у каждого ученика - для этого используются анкета 1, содержащая информацию об общей учебной (школьной и внешкольной) нагрузке, а также данные о продолжительности приготовления уроков и дополнительных домашних заданий. Эта же анкета позволяет проанализировать распределение учебной нагрузки в течение недели;
• в каждом классе - в этом случае мы используем анкету 1 каждого ученика или расписание занятий в школе, выявляем индивидуальные различия в объеме нагрузки у разных учеников, а также определяем среднюю нагрузку учеников в течение дня и недели;
• в целом по параллелям (например, в 1-, 3-, 5-, 7-, 9-, / 1-х классах);
• в целом по начальной, основной, старшей школе.
Рекомендуется проводить анализ общей учебной нагрузки несколько раз в течение учебного года. Это позволяет понять не только как распределяется нагрузка в течение учебной недели, но и как изменяется нагрузка на протяжении учебных четвертей, учебного года, в разных классах и т.п. Например, для того чтобы получить данные об общей учебной нагрузке в классе и ее особенностях у разных учащихся, можно составить сводную таблицу (см. табл. 1).
|
|
Средняя суммарная дневная нагрузка определяется делением суммы нагрузки у всех учащихся на количество учащихся (см. табл. 2).
Получив данные о ежедневной учебной нагрузке в течение недели, можно определить недельную учебную нагрузку (в школе и дома).
Данные о недельной учебной нагрузке можно сопоставить с нормативами, регламентированными СанПиНами. Для такого сравнения мы приводим данные максимально допустимой (недельной) нагрузки (сюда следует включать не только уроки, но и дополнительные и факультативные занятия) и время на приготовление домашних заданий.
Сравнивая данные об учебной нагрузке в школе, полученные по каждому ученику, классу (классам), школе с нормативами, можно:
• определить классы (возраст), количество учащихся, имеющих дневной и недельный объем школьной нагрузки, соответствующий нормативам;
• выделить те классы (возможно, занимающиеся по разным программам, учебникам, методикам и т.п.), у которых школьная нагрузка превышает допустимые нормативы (важно определить и насколько превышена нагрузка в день, в течение недели и т.п.).
Полученные в ходе такого анализа данные позволяют сравнивать разные виды нагрузок, проследить:
• как меняется школьная нагрузка от 1-го к 1 1-му классу;
• как растет время внеурочной школьной нагрузки (факультативы, дополнительные занятия) от 1-го к 1 1-му классу и что происходит в средней и старшей школе;
• как меняется (и меняется ли?) время приготовления домашних заданий от класса к классу;
• какие предметы занимают основную часть времени приготовления домашних заданий;
• каковы различия во времени приготовления домашних заданий у разных учащихся в классе (какие предметы для каких учеников наиболее сложные).