Деятельности и особенности организации учебной деятельности детей разного возраста

Психофизиологические основы познавательной

Вопросы к лекции 3

1. Как определить общую учебную нагрузку школьников?

2. Как выявить нарушения режима дня?

3. Тема очередного родительского собрания в вашей школе: «Организа­ция досуга школьников». Как вы думаете, какие данные помогут вам аргу­ментировать свои советы родителям? Как можно получить эти данные?


Лекция 4

Понимание психофизиологических основ развития детей позволяет педа­гогу варьировать методики и технологии обучения, а значит, наиболее эф­фективно выстраивать педагогический процесс.

Познавательная деятельность - это комплекс процессов, включаю­щих восприятие, внимание, память, речь, мышление, которые обеспечивают получение и усвоение знаний.

Познавательные функции обеспечивают реализацию познаватель­ных процессов. Определенный уровень развития познавательных функций делает познавательную деятельность эффективной.

Познавательная деятельность - это системный процесс познания окружаю­щего мира, включенный на этапе обучения в учебную деятельность, но не огра­ничивающийся учебными интересами и мотивами. Важно разделить два поня­тия: «обучение» как процесс взаимодействия с ребенком, влияние на него лю­бых обучающих воздействий и «учебная деятельность». Собственно обучение - это процесс такого взаимодействия, когда окружающие ребенка люди (и взрос­лые, и дети) показывают, рассказывают, объясняют, демонстрируют что-то лич­ным примером, даже не ставя при этом какую-то конкретную цель.

Строго говоря, «обучает» ребенка все, что его окружает. Он знакомится с окружающим миром, предметами и явлениями, растениями и животными, цветами и звуками не только с помощью взрослых, но и сам, воспринимая окружающий мир, накапливая опыт познания. «Психика младенца с первого момента его жизни включается в общее бытие с другими людьми», - писал Л.С. Выготский. В.В. Давыдов также различал «учебную деятельность» и «уче­ние» и писал: «Дети, как известно, учатся в самых разных видах деятельности (в игре, труде, при занятии спортом и т.д.). Учебная же деятельность имеет свое особое содержание и строение...»[1].

Известный российский психолог В.В. Давыдов рассматривал учебу как особый вид деятельности, которая формируется в процессе обучения. По его мнению, именно на основе учебной деятельности «у младших школьников возникает теоретическое сознание и мышление, развиваются соответствую­щие им способности (рефлексия, анализ, мысленное планирование), а также потребности и мотивы учения».

Учебная деятельность, «рассматриваемая как особый объект изучения, содержит в своем единстве много аспектов, в том числе педагогический, пси­хологический, физиологический...» (В.В. Давыдов). Без соединения этих раз­ных аспектов учебной деятельности при оценке ее адекватности и эффектив­ности невозможно понять, что недостаточно учтено и что следует изменить.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: