Вопросы к лекции 1
1. Как вы понимаете термины:
• «эффективная организация учебного процесса»;
• «физиологическая и психологическая цена учебной нагрузки»?
2. Перечислите собственные примеры эффективной и неэффективной организации учебного процесса.
3. Перечислите основные принципы эффективной организации учебного процесса. Приведите примеры того, как реализуется (или недостаточно реализуется) каждый принцип в вашей школе.
Лекция 2
Значительная интенсификация учебного процесса, использование новых форм и технологий обучения, более раннее начало систематического обучения привели к росту числа детей, не способных без особого напряжения адаптироваться к учебным нагрузкам. Поданным Института возрастной физиологии РАО, трудности в обучении отмечаются у 15-40% школьников.
В качестве причин нарушения процесса адаптации и появления школьных проблем выделяют две группы факторов: внешние и внутренние. К внешним факторам принято относить социокультурные условия, в которых растет и развивается ребенок, экологические, внешнесредовые и педагогические факторы.
|
|
К числу внутренних факторов, как правило, относят: генетические влияния, нарушения в раннем периоде развития, состояние здоровья, уровень функционального развития, мозговые дисфункции, степень зрелости струк- турно-функциональных систем мозга и сформированности высших психических функций. В ряде случаев выделяются так называемые смешанные факторы, сочетающие и внешние, и внутренние влияния. Значимость функционального развития ребенка, необходимость учета индивидуальных особенностей его развития мы рассмотрим в следующих лекциях.
Неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия жизни отрицательно влияют на рост, развитие и здоровье детей и оказывают влияние на развитие школьных трудностей. Однако изменение этих условий — длительный процесс, не подвластный ни учителю, ни родителям. Школьные факторы риска — это как раз те внешние факторы, которые можно изменить, снять или снизить их неблагоприятное влияние.
Комплекс школьных факторов риска (педагогических факторов) не только отражает рациональность и эффективность процесса обучения, но и оказывает влияние на рост, развитие и здоровье детей, успешность их обучения. К числу школьных факторов риска (ШФР) относятся:
• стрессовая тактика педагогических воздействий;
• интенсификация учебного процесса;
• несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям детей;
• нерациональная организация учебного процесса;
• недостаточный уровень знаний педагога о причинах и механизмах школьных трудностей.
|
|
Сила отрицательного воздействия школьных факторов риска на организм ребенка определяется тем, что они действуют комплексно, систематически и
длительно (в течение 10-11 лет) в период интенсивного роста и развития ребенка, когда организм наиболее чувствителен к любым воздействиям. Мы рассмотрим влияние каждого из этих факторов отдельно, но сначала определим понятие «школьные трудности».
Под школьными трудностями понимается весь комплекс школьных проблем, которые возникают у ребенка при систематическом обучении и приводят к выраженному функциональному напряжению, отклонениям в состоянии здоровья, нарушению социально-психологической адаптации и снижению успешности обучения. Еще раз хочу обратить внимание на то, что снижение успешности обучения возникает не сразу. Как правило, ребенок старается преодолеть проблемы ценой физиологического и психологического напряжения, и только тогда, когда это не удается или напряжение становится чрезмерным, ребенок сдается. Термин «школьные трудности» близок к английскому learning difficultieswm немецкому legastenia. И в том, и в другом случае имеются в виду комплексные (разного рода) трудности обучения детей в массовой школе. Широко распространенный термин learning disabilities («учебная неспособность») следует, на наш взгляд, относить к выраженным нарушениям функционального развития и к грубым (выраженным) нарушениям формирования учебных действий и навыков. Такие дети, как правило, не учатся в массовой школе.