Понятие о школьных трудностях и школьных факторах риска (ШФР). Методы оценки и выделения школьных факторов риска

Вопросы к лекции 1

1. Как вы понимаете термины:

• «эффективная организация учебного процесса»;

• «физиологическая и психологическая цена учебной нагрузки»?

2. Перечислите собственные примеры эффективной и неэффективной орга­низации учебного процесса.

3. Перечислите основные принципы эффективной организации учебного процесса. Приведите примеры того, как реализуется (или недостаточно реа­лизуется) каждый принцип в вашей школе.


Лекция 2

Значительная интенсификация учебного процесса, использование новых форм и технологий обучения, более раннее начало систематического обу­чения привели к росту числа детей, не способных без особого напряжения адаптироваться к учебным нагрузкам. Поданным Института возрастной фи­зиологии РАО, трудности в обучении отмечаются у 15-40% школьников.

В качестве причин нарушения процесса адаптации и появления школьных проблем выделяют две группы факторов: внешние и внутренние. К внешним факторам принято относить социокультурные условия, в которых растет и разви­вается ребенок, экологические, внешнесредовые и педагогические факторы.

К числу внутренних факторов, как правило, относят: генетические влия­ния, нарушения в раннем периоде развития, состояние здоровья, уровень функционального развития, мозговые дисфункции, степень зрелости струк- турно-функциональных систем мозга и сформированности высших психиче­ских функций. В ряде случаев выделяются так называемые смешанные фак­торы, сочетающие и внешние, и внутренние влияния. Значимость функцио­нального развития ребенка, необходимость учета индивидуальных особенностей его развития мы рассмотрим в следующих лекциях.

Неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия жиз­ни отрицательно влияют на рост, развитие и здоровье детей и оказывают влия­ние на развитие школьных трудностей. Однако изменение этих условий — длительный процесс, не подвластный ни учителю, ни родителям. Школьные факторы риска — это как раз те внешние факторы, которые можно изменить, снять или снизить их неблагоприятное влияние.

Комплекс школьных факторов риска (педагогических факторов) не толь­ко отражает рациональность и эффективность процесса обучения, но и ока­зывает влияние на рост, развитие и здоровье детей, успешность их обучения. К числу школьных факторов риска (ШФР) относятся:

• стрессовая тактика педагогических воздействий;

• интенсификация учебного процесса;

• несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функцио­нальным возможностям детей;

• нерациональная организация учебного процесса;

• недостаточный уровень знаний педагога о причинах и механизмах школь­ных трудностей.

Сила отрицательного воздействия школьных факторов риска на организм ребенка определяется тем, что они действуют комплексно, систематически и
длительно (в течение 10-11 лет) в период интенсивного роста и развития ребенка, когда организм наиболее чувствителен к любым воздействиям. Мы рассмотрим влияние каждого из этих факторов отдельно, но сначала опре­делим понятие «школьные трудности».

Под школьными трудностями понимается весь комплекс школьных проблем, которые возникают у ребенка при систе­матическом обучении и приводят к выраженному функциональ­ному напряжению, отклонениям в состоянии здоровья, наруше­нию социально-психологической адаптации и снижению успеш­ности обучения. Еще раз хочу обратить внимание на то, что снижение успешности обучения возникает не сразу. Как правило, ребенок старается преодолеть проблемы ценой физиологического и психологического напряже­ния, и только тогда, когда это не удается или напряжение становится чрезмер­ным, ребенок сдается. Термин «школьные трудности» близок к английскому learning difficultieswm немецкому legastenia. И в том, и в другом случае имеют­ся в виду комплексные (разного рода) трудности обучения детей в массовой школе. Широко распространенный термин learning disabilities («учебная не­способность») следует, на наш взгляд, относить к выраженным нарушениям функционального развития и к грубым (выраженным) нарушениям формирова­ния учебных действий и навыков. Такие дети, как правило, не учатся в массовой школе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: