История экзегетики.
Основателем экзегетики как науки считается Ориген. Но первым Толкователем Священного Писания нужно считать Господа Иисуса Христа. Он во многих случаях толкует Ветхий Завет. Можно взять классический пример: толкование закона о разводе. Он многократно ссылается на Ветхий Завет, указывая на Себя как на Мессию или обосновывая какие-то положения Своей проповеди. За Иисусом Христом наступает век апостольский, т.е. период апостольской проповеди. Проповедуя среди иудеев, апостолы постоянно ссылались на Ветхий Завет. Можно привести множество примеров, начиная с речи апостола Петра в день Пятидесятницы. Затем наступает период мужей апостольских. Мужи апостольские оставили мало экзегетических трудов. Они обращали внимание в основном на нравственную сторону жизни верующих людей. Во 2-м веке наступает период апологетов. В это время христианство стало значительной силой в мире и вынуждено было защищаться от иудеев, еретиков и от язычников. Из этого периода стоит упомянуть три апологии: святого мученика Иустина Философа, его разговор с иудеем Трифоном, полностью основанная на толковании Ветхого Завета. И две апологии священномученика Иринея Лионского: «Против язычников» и «Против еретиков». Третий век – это период сплошных гонений на Церковь. Этот период знаменит мучениками, а не богословскими трудами, а с начала 4-го века происходит формирование богословских школ. Стоит акцентировать внимание на двух школах, потому что история борьбы с ересями в значительной степени представляла борьбу между собой этих школ.
Александрия – столица империи Александра Македонского, эллинистический город на севере Египта. Подробно о нем говорилось по теме «История Септуагинты». В период Римской империи Александрия потеряла статус столицы государства, но фактически приобрела статус культурной столицы Римской империи.
С античных времен здесь была своя философская школа, основанная на платоновском аллегорическом методе. С появлением христианства появилась школа оглашенных (катехуменов). Христианство принимали не только низшие слои населения, но и элита общества, его ученая часть. Происходит слияние античной философии с христианской верой. Философская школа перерастает в богословскую. И богословская школа переняла черты философской школы: в экзегетике – акцент на таинственный смысл, в христологии – на божество Иисуса Христа, в евангельском учении – на Евангелие от Иоанна. Крайность школы – ересь монофизитства.
Представители школы:
Из ересиархов – Евтихий, Диоскор.
Православные представители – святители Афанасий и Кирилл, Григорий чудотворец, Дидим слепец, Петр и Дионисий Александрийские.