Последствия грехопадения

Ст. 7. И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания.

Первые же слова седьмого стиха подтверждают исполнение обещаний змея, и при этом люди узнали, что они наги. Появилась страстность. Человек стал смесью добра со злом. Человек познал уже добро и зло. Смоковные листья и опоясания – жалкое состояние человека, но и начало человеческой культуры, подменяющей собой первоначальное блаженное райское состояние и стремящейся компенсировать его.

Ст. 8. И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня; и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая.

Исполнение другого обещания змея будете как боги.. Человек стал как бы богом для себя самого, высшее начало в своем лице, высшее я. Присутствие Бога тяготит человека. День – палящая жара, все скрываются в тень. Господь является людям во время прохлады дня, когда спадает нестерпимая восточная жара, когда люди обычно выходят из укрытий. Это самое благоприятное время для хозяйственных дел. Однако человек скрывается от Бога без объективных на то причин.

Ст. 9. И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: где ты?

Не Бог враждует с человеком, а человек с Богом. Господь Сам зовет человека к Себе. Вопрос где ты можно истолковывать очень многогранно. Это вопрос о состоянии человека, вопрос о том, почему человек уходит от Бога, о местоположении человека по отношению к Богу, о месте человека в мире, это первый призыв человека к покаянию. Этот вопрос (как и весь библейский текст) обращен к каждому из нас, постоянно в течение жизни стоит перед каждым из нас.

Ст. 10. Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся.

Изменение психологии человека. Ответ человека показывает, что его психология стала рабской. Творец воспринимается как деспот, а не как Отец. Богоявление внушает страх.

Ст. 11. И сказал: кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть?

Всеведение Божие. Бог знает причину отпадения человека. Господь прямо показывает, что Он знает о грехе человека, призывая его к покаянию второй раз, но человек отвергает этот призыв.

Ст. 12. Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел.

Ответ Адама не надо воспринимать как дерзость Богу, как полное непризнание своей вины и перекладывание ее на жену (хотя и это тоже имеет место, но отчасти, акцент надо сделать не на этом). Все вокруг плохие, я один хороший. Другой оттенок, Адам обвиняет Бога, что дал Ему такую жену, напоминает Богу о том порядке, который Им самим установлен, дал жене власть направлять поступки мужа (вспомним значение слов езер кенэгдо), то есть формально Адам действовал в соответствии с этим порядком. Жена действительно злоупотребила своей властью и направила мужа по неправильному пути.

Ст. 13. И сказал Господь Бог жене: что ты это сделала? Жена сказала: змей обольстил меня, и я ела.

Хоть ответ человека логически и обоснован, змей обольстил и я ела, виноват змей. 3-ий раз призыв к покаянию обращен к жене. Господь теперь ждет раскаяния со стороны жены, но его нет.

Ст. 14-15. И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей; 15 и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту.

Змея Господь не спрашивает о причинах поступка, а сразу говорит о последствиях. Как в первом стихе показано два лица змея, так и здесь Господь говорит сначала змею как животному, а потом как сатане. Впервые появляется Арур ата – проклят ты. Понятие арур противоположно понятию браха, благословения. Арири – бесплодный, лишенный возможности продолжать род. Будешь ходить на чреве своем – с еврейского языка буквально «в извивании (гехон) своем ты будешь ползать. Каждый, видимо, по себе знает действие греха. Не напоминает ли он извивание змеи? И прах (афар) ты будешь есть во все дни жизни».

Афар – символ низменности, лишение вкуса к жизни. Соответственно с этого момента удел каждого человека борьба со змеем внутри себя, т.е. греха. Гехон с еврейского означает извивание. Вспомним, что раньше о грехопадении говорилось как о вселении нахаша в человека.

Жалить в пяту – приносить боль, страдание, но не смертельно ранить. Поражать в голову – наносит смертельную рану, сокрушать само дело змея. Это место обычно называют первоевангелием, первым мессианским обетованием.

Ст. 16. Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою.

Жене сказал: Харбэ арбэ (умножая умножу) ицвонэх (страдание твое) венеронэх (и беременность твою), бе эцев телди ваним (в страдании будешь рождать потомков), ве эль ишех (и к мужу твоему) тшукатэх (стремление, влечение твое), веhу йишмоль бах (и он станет управлять тобой).

Страдание – не кара, не наказание, а благо. Оно формируют личность, душу женщины. Ицавон буквально можно перевести как формирующие страдания (от глагола иацар). Они способствуют преодолению самости, прекращению греха, покаянию, обращению к Богу. Именно беременность и рождение детей формирует личность женщины. В семейной женщине есть уже серьезное отношение к жизни, можно доверять. Отличительные черты многодетной матери, верной мужу, пусть и один два ребенка, всегда присуще внутреннее благородство, любовь и забота к ближним, несмотря что должна бы быть измотана жизнью. Ругань баб в автобусе, полноценная комсомольская молодость с н-числом мужиков и абортов, казалось бы пожили в свое удовольствие, желание тряхнуть стариной, но обрюзжили. А вот именно женщина пожертвовавшая собой для детей, полна жизни и крастоты. Тшукатэх – прежде всего это чувство глубокой внутренней привязанности, влечение, устремление (не обязательно половое), обуславливающее зависимость жены от мужа, женщина чувствует свою зависимость от мужчины, необходимость опереться на кого-то. Раньше закон брака строился на основании давак (до грехопадения), теперь к нему присоединяется тшукатэх (после г-падения, господство мужа над женой)

Стт. 17-19. Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; 18 терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; 19 в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься.

Как бы отвечая Адаму, Господь говорит, что воля даже самого близкого человека не должна идти вразрез с волей Божьей, ничья воля, ни чей голос не должны быть исполнены, если противоречат воле Божьей. и неправильные шаги, на которые нас подталкивают даже самые близкие люди, имеющие, возможно, власть над нами, не должны совершаться нами. Арур hа адама баавурэха – проклята земля из-за/ради тебя/для тебя. Совершив грех, человек нарушил общий строй земли, но его достоинство так высоко, что не он проклинается, а ради него проклинается земля. «Со скорбью» – бе ицавон. Формирование личности женщины через рождение детей, то же что и жене говорилось, жизненные тяготы формируют личность мужчины. «Терния и волчцы» – коц и дардар – два вида колючек. Коц – колючки отталкивающие, отталкивают показывая отделенность человека от земли, символ проклятости земли ради человека. Дардар цепляющиеся колючки, цепляются, показывая привязанность человека к земле, зависимость человека от земли, но и те, и другие символизируют проклятость земли ради человека. Лехем – не только хлеб (это только одно из возможных вариантов перевода этого слова), значит все необходимое для жизни человека (молитва Господня о хлебе насущном).

«В прах возвратишься». Не «пойдешь» (телех), а возвратишься (ташув). Логическое завершение греха – это физическая смерть. Традиционно это место понимается как предсказание о физической смерти. Но это лишь один из вариантов понимания этого места. С одной стороны кара за грех, с другой стороны физическая смерть – окончанием жизненных тягот. В свете вышесказанного уместно вспомнить, что человек создан из праха земного, и теперь ему предсказывается возвращение в прах, в первоначальное состояние, ты есть прах и в прах возвратишься. Если говорит о разложении тела, это уже не есть человек, надо понимать как возвращение в первоначальное состояние, т.е. возвратишься к тому, кем был создан, эти слова можно понимать и как пророчество о воскресении, обновлении.

Стоит обратить внимание на то, в каком контексте произносится это пророчество. Физическая смерть для человека под грехом – не кара, а благодеяние. Она является избавлением от всех страданий этой жизни, средством для борьбы с грехом. Умерший освободился от греха – пишет апостол Павел (Рим. 6. 7). «Памятуй о смерти и вовек не согрешишь», – такая фраза во многих перифразах часто встречается в аскетических творениях.

Ст. 20. И нарек Адам имя жене своей: Ева, ибо она стала матерью всех живущих.

Имя «Ева» (Хава) значит жизнь. В раю человек нарекал имена животным, теперь он дает имя жене. Это говорит об изменении достоинства, положения жены. Теперь власть мужа над женой.

hайта эм коль хай – стала матерью всего живого. Иша – женщина, рождающая в потенции; эм – женщина родившая.

Ст. 21. И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их.

у александрийцев аллегорически – страстная плоть. У антиохийцев буквально (блаж Феодорит) – процесс окультуривания человека, начатый им самим, получает свое подтверждение от Бога, но не в примитивной форме опоясаний из листьев, а в форме приличных одежд. Таким образом одежда для человека под грехом – Божественное установление.

Ст. 22. И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно.

Третий совет Троицы (4ый Вавилонское смешение). Если посмотреть поверхностно разумом грешного человека, то Бог представляется разозлившимся на человека, мстительным, сводящим счеты с человеком. Карает смертью, боится как бы не съел еще от древа жизни. Адам действительно познал добро и зло, стал как один из нас, но познал не тем путем, стал не просто добром, но смесью со злом. Каждый человек смертен, смерть – избавление от страданий, память о смерти главный инструмент по борьбе с грехом. Мысль, что живет не вечно, впереди гроб, могила, в сознание это остается, хоть и неприятно, даже и при этом осознании, в мире есть много зла. Опять приходится возвращаться к вопросу о значении смерти для грешного человека. Говоря словами святителя Иоанна Златоуста, если бы человек стал бесконечно долго жить, он стал бы бесконечно долго (вечно) грешить. Даже при существующем положении в мире масса зла. До чего дошел бы человек, если бы он стал вечно жить в этом состоянии греха? На самом деле здесь предохранительная мера для человека.

Слова йишлах ядо (протянул руки своей) обозначают самовольное действие.

Ст. 23. И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят.

Итак всего человек лишен, Господь высылает человека из сада, так как сам он уже превратился из существа рая в существо земли. Пребывание вне рая больше соответствует его состоянию и меньше напоминает о том блаженном райском состоянии, которого он уже лишился. Перед человеком в саде эдемском стояла задача хранения души, теперь послан возделывать землю, вне рая создан, теперь он высылается из рая.

Ст. 24. И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни.

Пламенный меч сложное место, по всей видимости тайна от нас сокрытая. Эт hа херувим(cherubim) – поставил херувимов (мн. число). В Септуагинте это приобретает единственное число. Херувим – керуб. Херувим Ветхого Завета – совсем не рафаэлевский херувимчик и не крылатый юноша, изображаемый в настенных росписях наших храмов 19 века. Это крылатый сфинкс. Казалось бы пришли из язычество, однако язычество – это искажение богооткровенной религии. Херувимы на Востоке в древности не были чисто религиозной атрибутикой. Они украшали троны царей, подчеркивая величие власти. Ставились на границах государств. Это были устрашающие существа. В разные времена у разных народностей они изображались по-разному. В истинной вере (псалмы) Бог изображается седящим на херувимах, они как бы носители Бога. У евреев в разные времена изображались по разному. Храм Соломона строили финикийцы, поэтому там несомненно были изображения херувимов финикийского типа. В видении пророка Иезекииля (Иез. 41. 19) описываются двуглавые херувимы один с лицом человека и другой с лицом льва, – это изображения ассирийского типа, встречаются в развалинах многих ассирийских храмах. На это его видение повлияло, безусловно, то, что он сам видел в иерусалимском храме до своего пленения. Ахаз многое переделал по ассирийскому образцу, даже жертвенник (4 Цар. 16. 11).

Возвращаясь к теме изгнания из рая, можно сказать, что с этого момента берет свое начало ветхозаветная религия как религия устрашения, в которой отношения между Богом и человеком под грехом основаны на страхе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: