Ст. 12. И взяли Лота, племянника Аврамова, жившего в Содоме, и имущество его и ушли

Глава 14

Глава 13

Ст. 1. Аврам поднялся на юг Ханаана.

Стт. 3-4. Аврам вновь приносит жертву в благодарность за избавление.

Стт. 2, 5-6. Богатство часто играет губительную роль. Описываемый случай – один из примеров подобного рода. Лот, вышедший из Харрана с Аврамом ради обетований, данных ему, теперь не может жить с ним.

Ст. 7. Обе части стиха взаимосвязаны. Все крупные раздоры, даже войны начинаются со споров «внизу». Споры пастухов Аврама и Лота происходили на виду у местных жителей и порочили обоих.

Стт. 8-9. Последняя часть речи Аврама переводится буквально так: если лево, я оправею, если право, я олевею. Эти слова не надо понимать как ссору, желание разойтись и не знать друг друга. Наоборот, во избежание раздора Аврам предлагает Лоту партнерство вместо совместного проживания: действовать так, как работают парные органы: правая и левая рука, нога и так далее.

Здесь также нетрудно увидеть еще одно испытание Аврама. Благополучно вернувшись, наконец, в землю, указанную ему Богом, он теперь вынужден расстаться с единственным кроме жены близким для себя человеком и остаться в своеобразной изоляции в чужой земле в окружении чужого и страшного народа.

Стт. 10-12. Долг Лота – настоять на том, чтобы Аврам как старший и призванный в эту землю первым выбрал себе место проживания, но великодушие Аврама настолько велико, что он уступает это право Лоту, и ему самому не остается даже определенного места для жительства. Он стал просто жить в земле Ханаанской, в то время как Лот выбрал себе для проживания долину содомскую.

Ст. 13. Жители же Содомские были раим хатаим пред Господом. Раим – множественное число от ра, зло. Аналогично хатаим от хатат. Этим выражением называются люди, сознательно делающие зло, погрязшие во зле. Заметим, что именно это место выбрал себе Лот для проживания.

Стт. 14-16. В новых, еще более тяжелых для Аврама условиях Господь вновь его подкрепляет. Но теперь обетования даются ему одному. Отделившись от Аврама, Лот отделился и от участия в обетованиях.

Ст. 17. Пройти по земле в долготу и в широту значит вступить во владение, то есть Аврам прошел как хозяин (ср. Деян. 7. 5).

Ст. 18. У дубравы Мамре Аврам поселился надолго: последующие три богоявления были именно здесь.

1 И было во дни Амрафела, царя Сеннаарского, Ариоха, царя Елласарского, Кедорлаомера, царя Еламского, и Фидала, царя Гоимского, 2 пошли они войною против Беры, царя Содомского, против Бирши, царя Гоморрского, Шинава, царя Адмы, Шемевера, царя Севоимского, и против царя Белы, которая есть Сигор. 3 Все сии соединились в долине Сиддим, где [ныне] море Соленое.

Вейhи. Не успел Аврам отойти от предыдущего испытания, как его уже ждет новое: война. Пять царей ханаанских вышли против четырех, но потерпели поражение, перевес ханаанских царей. Выражение стиха 10:

1) Победа достигается праведностью – грешный терпит поражение; 2) чисто человеческое объяснение происходивших явлений, что не противоречит первому.

Ст. 14:10. В долине же Сиддим было много смоляных ям. И цари Содомский и Гоморрский, обратившись в бегство, упали в них, а остальные убежали в горы.

«В долине же Сиддим было много смоляных ям» — не случайно. Сражение на пересеченной местности. Пересеченная местность благоприятствует действиям маленького войска, отличающегося большей маневренностью, чем большое. Преимущество за малым войском. Цари ханаанские были полностью разгромлены.

Напрямую затрагивало Аврама. Хотя Лот и избрал лучшую землю, у Аврама с Лотом партнерство. Лот выбрал жизнь среди грешных людей; с ними он и попал в плен.

Стт. 13-16. И пришел один из уцелевших и известил Аврама Еврея, жившего тогда у дубравы Мамре, Аморреянина, брата Эшколу и брата Анеру, которые были союзники Аврамовы. 14 Аврам, услышав, что сродник его взят в плен, вооружил рабов своих, рожденных в доме его, триста восемнадцать, и преследовал [неприятелей] до Дана; 15 и, разделившись, [напал] на них ночью, сам и рабы его, и поразил их, и преследовал их до Ховы, что по левую сторону Дамаска; 16 и возвратил все имущество и Лота, сродника своего, и имущество его возвратил, также и женщин и народ.

Для Аврама лучше сидеть и молчать, сил нет для борьбы с 4 царями. Предприятие Аврама – полнейшее безумие, верная гибель. Но для него смерть лучше невыполнения родственного долга.

В Священном Писании, как уже говорилось на вводных лекциях, две стороны: божественная и человеческая. Говоря с религиозной точки зрения, Аврам одерживает победу праведностью. Эта мысль (о победе праведностью) прослеживается во всей Библии. Но религиозная интерпретация нисколько не затеняет естественные человеческие факторы успеха. Аврам проявляет себя как талантливый стратег. Он не торопится нападать на врагов; выжидая удобный момент, он преследует неприятелей до Дана (ст. 14). Когда противники, миновав границы восставших царей, почувствовали себя в безопасности, могли расслабиться и, возможно, отпраздновать победу, Аврам напал на них, притом ночью, с разных сторон, когда все уже спали. Такое нападение смертельно для самой крупной и хорошо вооруженной и дисциплинированной армии.

Ночь и внезапность нападения – два важнейших благоприятствующих фактора для маленького отряда, выступающего против большой армии. Подобным образом были одержаны победы Иисуса Навина под Гаваоном, Гедеона над мадианитянами, Давида над амаликитянами, захватившими Секелаг. Тактикой внезапности особенно часто пользовался Иуда Маккавей.

Когда на сражение сходились две большие армии, обе долго готовились к сражению, не решаясь вступить в битву, часто стояли недвижимо месяцами. При этом выкрикивали взаимные оскорбления, увещали друг друга сдаться без боя, поносили все святое (богов, царя и т. д.) у противника, психологически давили на врага, выставляя со своей стороны богатырей (уместно вспомнить победу Давида над Голиафом). Но когда против большой армии выступал маленький отряд, кучка отчаянных, главной задачей было не дать противнику времени опомниться, выстроиться на сражение, застать неприятеля врасплох. Внезапность – козырь маленького войска, в частности ночное нападение. Самое большее, что могло быть в этом случае, – предводитель отряда подбадривал своих бойцов словом, а затем отряд кидался в бой. Задача состояла в том, чтобы не дать большому войску выстроиться на сражение. Войска союзников-победителей вышли за пределы земли ханаанской, опасность миновала, нужно отпраздновать победу. В стране неприятелей происходит расслабление (пьянство, блуд и тд.), маленькое войско застигает врасплох и побеждает.

Стт. 17-20. Когда он возвращался после поражения Кедорлаомера и царей, бывших с ним, царь Содомский вышел ему навстречу в долину Шаве, что [ныне] долина царская; 18 и Мелхиседек, царь Салимский, вынес хлеб и вино, – он был священник Бога Всевышнего, – 19 и благословил его, и сказал: благословен Аврам от Бога Всевышнего, Владыки неба и земли; 20 и благословен Бог Всевышний, Который предал врагов твоих в руки твои. [Аврам] дал ему десятую часть из всего.

Бытует мнение, что только Авраам сохранил верность Богу, видно что не так. Еще во времена Аврама сохранялось истинное богопочитание. О личности Мелхиседека ничего неизвестно. Ясно только, что это не левитское священство, а остаток патриархального. Подробное учение о Мелхиседеке имеется в седьмой главе Послания к Евреям.

Ст. 21. И сказал царь Содомский Авраму: отдай мне людей, а имение возьми себе.

Речь царя содомского говорит о нравах Содома, это вызов Авраму. Аврам одержал победу, и вся добыча принадлежит ему. Обращение царя содомского к Авраму – вызов, дерзость. Другой на месте Авраама взялся бы за меч.

Стт. 22-24. Но Аврам сказал царю Содомскому: поднимаю руку мою к Господу Богу Всевышнему, Владыке неба и земли, 23 что даже нитки и ремня от обуви не возьму из всего твоего, чтобы ты не сказал: я обогатил Аврама; 24 кроме того, что съели отроки, и кроме доли, принадлежащей людям, которые ходили со мною; Анер, Эшкол и Мамрий пусть возьмут свою долю.

Аврам не отвечает на вызов, потому что он не такой человек и понимая, что тут, в Содоме, свои законы. Он показывает, что цель его похода – не захват добычи, а другая, высшая. Поэтому он полностью отказывается от добычи, оставляя лишь союзникам право взять свою долю. Тем большую награду он получил свыше.

Глава 15.
4-е Богоявление Авраму

Ст. 15:1. После сих происшествий было слово Господа к Авраму в видении [ночью], и сказано: не бойся, Аврам; Я твой щит; награда твоя [будет] весьма велика.

Аврам одержал невероятную победу, и ему говорится «не бойся», он попал в самое тяжелое положение, которое когда-либо было в его жизни, потому что этой победой он стал врагом для всех. Он мог ожидать мести как со стороны месопотамских царей, так и со стороны облагодетельствованных им ханаанских, которые теперь могли видеть в нем опасного жителя, имеющего силу диктовать свои условия, свою волю. От такого человека лучше потихоньку избавиться. Авраам стал врагом для всех. Аврам это понимал и поэтому переживал настолько тяжелый кризис, что нуждался в подкреплении свыше. Награда твоя весьма велика – за отказ от материальной награды, его ждет награда высшего плана.

Ст. 15:2-3. Аврам сказал: Владыка Господи! что Ты дашь мне? я остаюсь бездетным; распорядитель в доме моем этот Елиезер из Дамаска. И сказал Аврам: вот, Ты не дал мне потомства, и вот, домочадец мой наследник мой.

Никакая награда не имеет ценности для Аврама без детей. Бездетность означает прекращение рода.

Обращаясь к Богу, Аврам называет Его словом Адонай (переведено Владыка, др. значения – господин, хозяин). Адонай – повелитель всего. В отличие от этого Бааль (в русском переводе Ваал) – перевод также Господь (но разница в том, что повелитель, хозяин какой-то сферы жизни или какой-то территории). Не имеет никакого значения, какую форму или внешнее выражение имеет божество. Закон запрещает им поклоняться.

Стт. 4–5. И было слово Господа к нему, и сказано: не будет он твоим наследником, но тот, кто произойдет из чресл твоих, будет твоим наследником. 5 И вывел его вон и сказал: посмотри на небо и сосчитай звезды, если ты можешь счесть их. И сказал ему: столько будет у тебя потомков.

Впервые говорится о том, что у Авраама родится сын. Распорядитель в доме в каком-то смысле является членом семьи. В лучае смерти хозяина при отсутствии детей и близких родственников он становится наследником дома. Но не таково обещание Божье Авраму. Именно его сын должен стать наследником.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: