Основные правила проектирования городских насаждений

Проектирование городских насаждений представляет собой комплексную проблему, для удовлетворительного разрешения которой должны быть соблюдены следующие основные требования:

1) соответствие проекта культурно-просветительному или специальному назначению объекта;

2) решение планировки с учетом возможного в будущем изменения размеров данного объекта в связи с перепланировкой прилегающих участков;

3) расчленение территории на участки, предназначенные для различных целей;

4) размещение входов на территорию в соответствии с подводящими к данному объекту направлениями путей массового движения; размещение зданий, сооружений и площадок на территории в соответствии с их назначением, графиком движения посетителей и транспорта, при кратчайших связях входов с объектами массового посещения, с учетом возможности круглогодового использования территории и с соблюдением санитарно-гигиенических (разрывы, нормы освещенности) и противопожарных (подъезд к зданиям) требований;

5) всемерное сохранение существующей растительности;

6) размещение на территории объекта растительности в соответствии с функциональным назначением различных участков, климатическими и почвенными условиями (с учетом возможности искусственного улучшения последних);

7) использование насаждений в качестве защитных зон, внутренних оград, изолирующих отдельные участки или сооружения, фонов для декоративных сооружений и зданий, средств организации движения посетителей;

8) соответствие структуры посадок их назначению и климатическим условиям;

9) подбор ассортимента растений, соответствующего местным природным условиям;

10) обеспечение в цветочном оформлении объекта длительности и непрерывности цветения при широком использовании многолетних растений;

11) решение объекта как целостного архитектурного ансамбля в увязке с архитектурой окружающих территорий;

12) использование разнообразных по форме, цвету и фактуре растений при комплексности архитектурного решения зданий и окружающей растительности и органическом включении ее в архитектуру зданий.

Перечисленные требования в той или иной мере относятся ко всем категориям городских насаждений.

К числу основных вопросов проектирования относится структура собственно насаждений на озелененной территории и прежде всего количество деревьев и кустарников на единицу площади.

Территория, не занятая деревьями и кустарниками, отводится под газоны и цветы.

Парки, скверы, бульвары, озелененные участки при различных учреждениях и другие зеленые насаждения должны быть благоустроены, а также приспособлены и оборудованы в зависимости от их назначения для проведения культурно-просветительных мероприятий, прогулок, отдыха, спорта, развлечений и т.д. Одновременно парки, скверы и прочие озелененные территории должны являться подлинными произведениями искусства.

Архитектурная композиция плана парка, сада, сквера и любого другого озелененного участка выражается в членении территории на части и в пропорциях отдельных частей, в размещении сооружений, площадок, насаждений, в направлении дорог, в размерах всех элементов, входящих в состав данной территории. Весьма существенной стороной композиции плана является организация пространства и перспективы, т.е. вида с различных точек. В одних случаях то или иное пространство на озелененной территории может быть ограничено растительностью или зданиями, и тогда образуются замкнутые перспективы. В других случаях пространство организуется так, что перед взором открываются глубокие, открытые перспективы. Композиция плана в садово-парковом искусстве решается различными приемами.

Первый планировочный прием называется регулярным, геометрическим (а иногда – классическим) и характеризуется следующими основными признаками:

1) четким разграничением территории на части правильного геометрического очертания, обычно симметрично расположенные;

2) преобладанием прямых и широких дорог;

3) правильной геометрической формой площадок, водоемов, цветников;

4) симметричными посадками в аллеях, на площадях и в цветниках;

5) применением формованных (стриженных) деревьев и кустарников.

Второй планировочный прием называется пейзажным (иногда его именуют ландшафтным или живописным) и характеризуется следующими основными признаками:

1) преобладанием извилистых дорог;

2) неправильной формой водоемов и площадок;

3) свободной группировкой деревьев, кустарников, цветов.

Пейзажная планировка находит наиболее широкое применение в композиции больших зеленых массивов.

Третий планировочный прием заключается в сочетании регулярного и пейзажного приемов.

Выбор планировочного приема определяется основными условиями, влияющими на характер планировки территории: ее природными особенностями и назначением как всей территории, так и отдельных ее частей.

Для регулярной планировки наиболее подходит по природным условиям территория с ровным рельефом, так как на ней легко проложить прямые и широкие аллеи, создать симметричное членение частей. Значительно сложнее осуществить регулярную планировку на пересеченной местности, где требуется выровнять поверхность, создать террасы, построить лестницы, подпорные стены, т.е. провести работы значительного объема.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: