Тема 3.2 Этика финансовой работы с различными группами населения

По сравнению с представителями других профессий для бухгалтеров понятие профессиональной этики является особо важным. Профессиональные организации, объединяющие профессиональных бухгалтеров, играют важную роль в создании и распространении стандартов бухгалтерской этики.

Ключевые правила

Профессиональные организации бухгалтеров существуют во многих странах мира: США, Канаде, Австралии, Японии и Великобритании. Каждая из перечисленных организаций обучает и экзаменует бухгалтеров на право получение сертификата. Например, в Institute of Management Accountants (IMA) — крупнейшей ассоциации бухгалтеров в США — действует программа, при прохождении которой бухгалтеры получают сертификат Certified Management Accountant (CMA), свидетельствующий, в свою очередь, о достаточной компетенции бухгалтера в данной области и о соответствии его знаний требованиям IMA.

Ассоциацией IMA были выпущены стандарты этики для бухгалтеров, специализирующихся в области управленческого учета. В табл. 1.1 представлены ключевые принципы IMA, относящиеся к компетенции, конфиденциальности, честности и объективности бухгалтеров предприятий. Помимо этого, IMA предоставляет своим членам возможность пользования горячей телефонной линией, позвонив по которой, они могут получить совет опытного специалиста-консультанта в области действующих стандартов профессиональной этики. Конфиденциальность информации гарантируется.

Стандарты профессиональной этики бухгалтеров, специализирующихся в области управленческого учета Специалисты, занимающиеся управленческим учетом и финансовым менеджментом, перед лицом своих клиентов и своей фирмы обязаны соблюдать стандарты профессиональной этики.

IMA были опубликованы стандарты поведения в данной области, касающиеся компетенции, конфиденциальности, честности и объективности должностных лиц, работающих в данной сфере.

КОМПЕТЕНЦИЯ

Специалисты, занимающие управленческим учетом и финансовым менеджментом, обязаны:

достичь необходимого уровня профессиональной компетенции путем постоянного повышения квалификации;

выполнять свои профессиональные обязанности в соответствии с действующими законами, правилами и стандартами;

формировать полные и четко оформленные заключения и рекомендации после проведенного анализа соответствующей информации.

КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ

Специалисты, занимающие управленческим учетом и финансовым менеджментом, обязаны:

не раскрывать конфиденциальную информацию, полученную в процессе выполнения работы, за исключением случаев, требуемых законом;

информировать подчиненных относительно конфиденциальности информации, полученной ими в процессе выполнения своей работы, и следить за соблюдением ими конфиденциальности полученной информации;

воздерживаться от использования конфиденциальной информации для неэтичных или незаконных целей как персонально, так и через третьих лиц.

ЧЕСТНОСТЬ

Специалисты, занимающие управленческим учетом и финансовым менеджментом, обязаны;

избегать фактических или возможных конфликтов интересов;

воздерживаться от осуществления любого вида деятельности, которая может нанести ущерб их способности выполнять свои обязанности в рамках профессиональной этики;

отказываться от любых подарков, гостеприимства и т. д., т. е. от того, что может оказать влияние на их последующие действия;

признавать профессиональные ограничения и другие сдерживающие факторы, несоблюдение которых может принести вред эффективной деятельности организации;

сообщать и передавать как благоприятную, так и неблагоприятную информацию, а также оценки и мнения профессионалов;

воздерживаться от непосредственного участия в деятельности или от поддержки деятельности, которая может дискредитировать их профессию.

ОБЪЕКТИВНОСТЬ

Специалисты, занимающие управленческим учетом и финансовым менеджментом, обязаны:

формировать и передавать достоверную и объективную информацию;

полностью раскрывать всю соответствующую информацию, необходимую для более полного понимания пользователем представленных отчетов, комментариев и рекомендаций.

Типичные проблемы

В процессе своей деятельности бухгалтеры часто сталкиваются с различными проблемами, касающимися соблюдения ими правил профессиональной этики. Рассмотрим два примера:

♦ Пример 1. Бухгалтер организации владеет информацией, что подразделение, занимающееся разработкой программного обеспечения, работает неэффективно и приносит фирме лишь убытки. Бухгалтер также в курсе того, что это явилось результатом ошибок в руководстве. Руководитель подразделения упорно доказывает, что новый продукт займет лидирующее положение на рынке, однако не может привести убедительные аргументы в свою пользу. Последние два продукта, выпущенные подразделением, не имели успеха на рынке. У главного бухгалтера много друзей в данном подразделении, и он не желает конфликта с его руководителем.

♦ Пример 2. Поставщик упаковочных материалов при заключении нового контракта предлагает бухгалтеру компании, осуществляющей закупку материалов, полностью оплаченный уик-энд в клубе для игры в боулинг. Вручая приглашение, поставщик не упоминает о заключаемом контракте. Отметим, что бухгалтер не является другом поставщика. Владеющий определенной информацией бухгалтер опасается, что, вручив приглашение, поставщик захочет узнать информацию относительно цен конкурентов па аналогичные заказы.

В каждом из этих примеров бухгалтер сталкивается с проблемой соблюдения им правил профессиональной этики. В первом случае речь идет о компетенции, объективности и честности. Бухгалтеру следует сделать запрос о предоставлении руководителем подразделения убедительных доказательств жизнеспособности нового продукта на рынке. Во втором примере имеют место такие понятия, как конфиденциальность и честность. Нарушение правил этики не всегда очевидно. В данном случае, например, поставщик возможно и не имел каких-то скрытых намерений, предлагая бухгалтеру оплаченный уик-энд. Однако в большинстве компаний тем не менее в любом случае запрещается служащим принимать какие-либо подарки от своих контрагентов. В табл. 1.2 представлено руководство IMA по разрешению этических конфликтов на предприятии. Во втором примере бухгалтеру следовало бы обсудить приглашение поставщика с главным бухгалтером организации, и, возможно, это приглашение получило бы официальный статус и было бы принято.

Таблица 1.2 Разрешение этических конфликтов При применении стандартов этичного поведения специалисты, занимающиеся управленческим учетом и финансовым менеджментом, зачастую сталкиваются с проблемами идентификации неэтичного поведения, а также разрешения конфликтов, уже возникших в связи с несоблюдением правил профессиональной этики. Столкнувшись с подобной проблемой, специалистам следует обратиться к установленной политике организации, направленной на разрешение таких конфликтов. Если же политика организации не дает ответа на этот вопрос, рекомендуем рассмотреть следующие варианты действий:

обсудить проблему с непосредственным вышестоящим лицом за исключением случаев, когда это лицо также вовлечено в конфликт. В данном случае обращаться необходимо на более высокий уровень управления. К разрешению конфликта могут быть привлечены такие структуры, как аудиторская комиссия, совет директоров, собственники компании и др. Необходимо заметить, что вышестоящее лицо, участвующее в конфликте, должно быть в курсе подобных действий;

провести конфиденциальное обсуждение данного вопроса с объективным консультантом (например, специалистом-консультантом IMA) для достижения наилучшего понимания хода дальнейших действий;

проконсультироваться со своим личным адвокатом по поводу своих законных прав и обязанностей, появляющихся в связи с возникшим конфликтом;

в случае если все внутренние ресурсы разрешения конфликта исчерпаны, а конфликт остается, возможен отказ от должности и предоставление меморандума соответствующему представителю организации, а также предоставление информации внешней стороне.

Многие профессиональные организации бухгалтеров занимаются вопросами этики и этичного поведения. Разрабатываемые ими положения включают в себя многое из того, что обсуждается и разрабатывается IMA. Например, Chartered Institute of Management Accountants (США) в Великобритании выделяет аналогичные четыре правила, представленные в табл. 1.1, — компетенцию, конфиденциальность, честность и объективность


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: