И каждый из них рискует по своему.
Собственник может быть предпринимателем, но только в исключительных случаях и узком сегменте рынка.
Понятие предпринимательства и предпринимателя прочно связывают с понятием Риска.
Понятие «предприниматель» появилось в XVIII веке и часто ассоциировалось с понятием «собственник» - обладающий определенным капиталом.
Чаще всего в современных структурах управления собственник стоит особняком – наблюдает и контролирует процессы образования и присвоения Прибыли отоборачиваемости вложенного им капитала.
При рассмотрении предпринимательско-производственного процесса субъектно-персонифипированная система выглядит так:
- собственник (С),
- предприниматель (П),
- менеджер (М),
- исполнитель (И), куда входят рабочие и служащие, в том числе исполнительный менеджерский персонал низшего звена.
В этой схеме укладываются интересы практически всего активного трудоспособного населения.
Нередко в малом предпринимательстве предприниматель исполняет не все три, а две или одну функцию.
Рассмотрим возможные варианты группировок субъектов бизнеса и исполняемых и ми функций.
С – П – М - И
1. (С + П + М). Предприниматель един в трех лицах. Если он обладает высокой компетентностью, выдающимися предпринимательскими способностями, то при наличии имеющихся или организуемых предпринимателем материальных условий производства, государственной законодательной поддержки, благоприятной социально-политической среды этот случай может стать очень эффективным. Как правило, такой вариант предполагает наличие и нормальные условия реализации частной собственности. При этом предприниматель действует в условиях полной материальной ответственности и риска.
2. (С + П) + М. Схема развития. Собственник и предприниматель представлены одним лицом, которое нанимает при расширении своего дела наемных менеджеров (коммерческого директора, директора по маркетингу, директора по внешнеэкономической деятельности, бухгалтера, экономиста и т.д.)
При соблюдении всех условий, определенных в первом случае, а также при наличии у предпринимателя таких черт и способностей, как коммуникабельность, умение работать с коллективом, здесь следует ожидать большего эффекта, и этот случай свидетельствует о более высоком уровне развития предпринимательства.
3. С+(П+М). Этот вариант предполагает пассивное поведение собственника, предоставляющего условия производства и доверяющего ведение дел предпринимателю, являющемуся одновременно и управляющим. В этом случае предприниматель берет всю ответственность и риск на себя и вправе рассчитывать на больший предпринимательский доход в виде части прибыли.
4. (С + М) + П. Такой случай практически маловероятен в связи с несовместимостью интересов лиц, задействованных в такой комбинации.
5. (С) + (П) + (М). Каждый субъект предпринимательства действует самостоятельно. Это характерно для условий предпринимательства на крупных предприятиях, корпорациях, акционерных обществах. В малом бизнесе такой случай предполагает использование заемного капитала и найм менеджеров. Важно отметить, что во всех указанных комбинациях центральной фигурой выступает предприниматель, в какой бы ипостаси он ни находился.
Одним из основных вопросов в понимании предпринимательства является разграничение функций собственника и предпринимателя. Ученые еще в прошлом веке отмечали различия в формах деятельности этих двух субъектов хозяйствования. Практика показывает, что основным предпринимателем часто являлся и является сам собственник.
Вместе с тем деловое активное предпринимательство не всегда становится функцией собственника.
Коренным вопросом этого противоречия является различие, которое нам видится между активным и пассивным предпринимательством.
Собственник участвует в создании прибыли и рискует, чаще всего, пассивно от:
- возможной потерей собственности,
- усиления конкуренции,
- усложнения рыночной конъюнктуры,
- нерадивого поведения управляюших и работников
Предприниматель рискует потерять ВСЁ (или получить ВСЁ):
- имидж
- бизнес
- деньги
Но! и получить мах. Прибыль (доход), имидж (брэнд), признание, выделиться среди конкурентов и др. Но сделать это невозможно без риска.
Др. словами риск – это обязательная имманентная функция предпринимателя.
…
Кто же такой – Предприниматель? Почему он рискует? Какую содержательную нагрузку несет для предпринимателя РИСК?
Что представляет собой РИСК предпринимателя?
Английский экономист Ричард Кантильон, впервые дал определение «предпринимателя», как «человека с неопределенными, нефиксированными доходами, получаемыми от осуществления деятельности в торговле, сельском хозяйстве и ремесле».
В его книге «Опыт о природе торговли вообще» ( 1775 г.), подчеркнуто, что «главной чертой предпринимательства является риск, а его основная экономическая функция состоит в приведении в соответствие спроса и предложения на различных товарных рынках без государственного регулирования».
В классической теории предпринимательский риск представлялся как «не что иное, как ущерб, который наносится осуществлением выбранного решения».
Такое одностороннее толкование сущности риска вызвало возражение у многих других экономистов, что повлекло за собой выработку иного содержания предпринимательского риска. [2]
Американец Джон Морис Кларк (1884-1963), считал «риск единственным источником предпринимательской прибыли».
Адам Смит и Давид Риккардо рассматривали предпринимателя, прежде всего, как «носителя рациональности» (т.е. способности рисковать разумно)
А. Смит в работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.) дал характеристику предпринимателя «как реализатора рискованных коммерческих идей».
По Смиту «предприниматель сам вносит капитал, планирует, организует производство и распоряжается результатами своего труда. Его прибыль – это компенсация собственника за риск».
А. Смит относился скептически к предпринимательской деятельности управляющих и способности их рисковать разумно: «От директоров акционерных компаний, которые заведуют в большей степени чужими деньгами, чем собственными, нельзя ожидать такой неусыпной осторожности, какую участники частного торгового товарищества проявляют в управлении своим капиталом. Поэтому небрежность и расточительность должна всегда в большей или меньшей степени проявляться в управлении такой компанией»[3].
Французский экономист Жан Батист Сей («Курс политэкономии» - 1829-30 г.г.), ставил предпринимателя в центр процесса производства и распределения, показал его активную роль в создании продукта.
Он считал, что в основе предпринимательской деятельности лежит способность организовать производство и сбыт продукции. «Предприниматель – это человек, организующий людей в рамках производственной единицы…, человек, который использует капитал, вложенный в непродуктивное прошлое и идет на риск, желая создать более продуктивное будущее».
При этом он считал, что «только через риски, неизбежные при внедрении инновационных решений (осуществляется) преодоление разрыва между «сегодня» и «завтра» создается материальное благополучие при переходе социальной системы на новый режим функционирования».
Немецкий ученый XIX века Иоганн Генрих фон Тюнен (1780-1850). Он полагал, что «у государственного служащего доход гарантирован, а у предпринимателя - нет. Поэтому его риск должен компенсироваться большим доходом, чем у служащего. Предприниматель должен получать доход, как за риск, так и за предпринимательское искусство».
Классическая теория английского философа и экономиста Джона Стюарта Милля (1806-1873) жестко связывает понятия предпринимательской прибыли и риска. В книге «Принципы политической экономики» Д. Милль рассматривает предпринимательскую прибыль как сумму «заработной платы» капиталиста, процента на вложенный капитал и платы за риск. Плата за риск, это компенсация возможного ущерба, связанного с опасностью потери капитала в результате предпринимательской деятельности. В этом подходе любая рисковая деятельность вознаграждается (опасная работа оплачивается выше)».
Но, по моему мнению, доход предпринимателя – это часть прибыли, а у менеджера – заработная плата и премия. А мериканский экономист Ф. Нейт считал, «… менеджер становится предпринимателем тогда, когда его действия становятся самостоятельными и он готов к ошибке и личной ответственности».
Прямую зависимость степени готовности предпринимателя рисковать от ожидаемой прибыли отмечал Карл Маркс (1818-1883): «…раз имеется в наличии достаточная прибыль, капитал становится смелым. Обеспечьте 10 процентов, и капитал согласен на всякое применение, при 20 процентах он становится оживленным, при 50 процентах положительно готов сломать себе голову, при 100 процентах он попирает все человеческие законы, при 300 процентах нет такого преступления, на которое он не рискнул бы, хотя бы под страхом виселицы».
Немецкий экономист и философ Макс Вебер (1822-1881) видел в предпринимательской деятельности воплощение рациональности. (Под рациональностью он понимал функциональную эффективность, получение максимальной выгоды от использования вложенных средств и приложенных усилий и т.п). Вебер считал, что в основе предпринимательства лежит рациональная этика протестантизма. Он доказывал, что мировоззрение, нравственность оказывают важнейшее влияние на деятельность предпринимателя.
Американский экономист Джон Бейтс Кларк, на рубеже XIX-XX веков, утверждал, что одним из четырех базовых факторов производства является деятельность предпринимателя (наряду с капиталом, средствами производства и землей, трудом рабочих).
Т.е. предпринимательство становится четвертым фактором производства. А основной функцией предпринимателя является координация.
Английский ученый Альфред Маршал (1842-1924) и Артуром Пигу (1877-1959) разработали «неоклассическую» теорию предпринимательского риска.
Суть этой теории сводится к следующему:
- в рыночной экономике предприятие работает в условиях неопределенности, поэтому прибыль является величиной случайной и переменной;
- предпринимателя интересует не только величина прибыли, но и размах ее возможных колебаний;
- предпринимательское поведение в этих условиях должно зависеть не от абсолютной величины прибыли, а от «полезности», которая понимается как наивыгоднейшее сочетание ожидаемой прибыли и ее вероятности – среднеожидаемым значением.
По данной теории небольшая, но гарантированная прибыль выгоднее, чем большая, но получение которой стоит под вопросом (риском). Отсюда делается вывод о невыгодности участия, например, в азартных играх и лотереях.
Основы современного понимания предпринимательства заложил Йозеф Шумпетер (1883-1950). В книге «Теория экономического развития» (1912 год.), он показывает ключевую роль предпринимателя в экономическом развитии общества.
Шумпетер известен как автор концепции экономической динамики, центральное место в которой отводится предпринимательской деятельности.
Он считал, что функциональной сущностью предпринимателя является выявление и использование новой комбинации факторов производства, то есть реализация нововведений. Главное «…делать не то, что другие» и «…не так, как делают другие».
И. Шумпетер считает, что главное в предпринимательстве - инновационная деятельность, а право собственности на предприятие не является его существенным признаком.
А все новое всегда сопровождается риском.
Предпринимателем может быть любой, осуществляющий новые комбинации факторов производства: служащий акционерного общества, государственный чиновник и менеджер предприятия любой формы собственности.
Почти вековой опыт экономического развития, налаженный после выхода книги Шумпетера, показывает, что инновационная деятельность сама по себе является основой предпринимательства и рисков.
Заслуга Й. Шумпетера состоит в создании целостной теории предпринимательства, сочетающей экономическое обоснование инновационной функции предпринимательства и попытку разработки психологического портрета предпринимателя.
Тем самым были заложены основы функционального подхода в изучении предпринимательства и личного компонента рисков.
Существенный вклад в современное представление о предпринимательстве внес также Джон Мейнард Кейнс (1883-1946). Он трактует понятие «предприниматель» как своеобразный социально-психологический тип хозяйственника, для которого главное «…не рациональная калькуляция Вебера или новаторство Шумпетера, сколько набор определенных психологических качеств». К основным предпринимательским качествам Кейнс относит: умение соотнести потребление и сбережения, способность к риску, дух активности, уверенность в перспективах и др.
В качестве основных мотивов предпринимательской деятельности он рассматривает: стремление к лучшему, стремление к независимости, желание оставить наследникам состояние.
Кейнс также вводит понятие «издержек риска», понимая под ними те средства, которые предприниматель должен включать в затраты для страховки на случай получения меньшей реальной выручки, чем планировалось.
К «издержкам риска» относятся средства для покрытия возможных аварий и катастроф, падение рыночных цен, преждевременного износа оборудования и т.д.
По Кейнсу, предприниматель должен учитывать следующие виды предпринимательского риска:
- риск кредитора от возможной потери ссуды;
- риск от потери реальной стоимости денег с течением времени.
Кейнс так же высказал оригинальную идею о необходимости учёта при определении целесообразности риска не только материальной выгоды, но и удовольствия от участия в азартном деле. Это, в частности, помогает объяснить широкое распространение «невыгодных» азартных игр.
Фридрих фон Хайек (1899-1992), лауреат Нобелевской премии. Для поддержания рыночного порядка считал необходимым соблюдение двух правил: отказ от присвоения чужой собственности и выполнения добровольно взятых на себя договорных обязательств.
Конкуренция рассматривается как процесс поиска нового в условиях неопределённости (рисковости), в центре которого стоит предприниматель. Хайек стоял на либеральных позициях, согласно которым функции государства в экономике ограничиваются до минимума. Основой же развития экономики являются рыночные отношения и предпринимательская деятельность.
Лауреат Нобелевской премии по экономике 1988 года Морис Аллэ доказал, что только рыночная организация хозяйства на принципах конкуренции с ведущей ролью предпринимателей может быть экономически эффективна.