Развитие и становление аудита в России

Тема 7. Региональное развитие аудита

Основные вопросы:

1. Развитие и становление аудита в России

2. Развитие аудита в Казахстане

3. Аудит в странах СНГ

Цель занятия: Дать общее представление о становлении и развитии аудита и аудиторской деятельности на постсоветском пространстве. Ознакомить студентов с особенностями аудита в Казахстане, России и других странах СНГ.

Литература:

1. David O'Regan International Auditing: Practical Resource Guide / John Wiley & Sons, 2003

2. Ножкина Т.В. Международный аудит: Учебное пособие / Петропавловск-Камчатский: КамчатГТУ, 2007. – 127с.

3. Галузина С. М., Пупшис Т. Ф. Международный учет и аудит / Краткий курс, С-Пб.: Питер, 2011. – 182с.

4. Нурсеитов Э.О., Нурсеитов Д.Э. Международные стандарты аудита: принципы и практика, Экономика, 2008. - 478 с.

5. Закон Республики Казахстан от 20 ноября 1998 года № 304-I «Об аудиторской деятельности» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 04.07.2013 г.) Опубликован: «Казахстанская правда» от 24 ноября 1998 г. № 220(22691); Ведомости Парламента Республики Казахстан, 1998 г., № 22, ст. 309 (с изменениями и дополнениями на 2013 год)

Вопросами гармонизации и стандартизации учета занимается целый ряд межправительственных и профессиональных организаций, которые можно разделить на региональные и международные (мировые). К региональным организациям относятся:

• Европейское экономическое сообщество;

• Европейская федерация бухгалтеров‑экспертов (FEE);

• Африканский совет по бухгалтерскому учету (ААС);

• Межамериканская ассоциация бухгалтеров (IAA);

• Конференция бухгалтеров стран Азии и Тихого океана (САРА);

• Федерация бухгалтеров стран Юго‑Восточной Азии АСЕАН (FA);

• Южно‑Азиатская федерация бухгалтеров (SAFA);

• Северная федерация бухгалтеров (HFA) и др.

Первые упоминания об аудиторах в России относятся к началу 18 века. Аудиторами в то время назывались юристы (причем только военные). Звание аудитора в России было введено Петром I, который в воинском уставе 1716 г. и в «Табели о рангах» к воинским чинам причислил и аудитора. Петр I сделал это по примеру Польши, где аудитором называли судью, затем лицо, участвующее в судебном слушании, и, наконец, следователя. В 1797 г. аудиторы в России стали статскими чиновниками. В 1833 г. с целью обучения аудиторов в Петербурге была учреждена школа, переименованная затем в Аудиторское училище.

Должность аудитора, по существу, совмещала должности делопроизводителя, судебного секретаря и прокурора. После проведения в России военно-судебной реформы 1867 г. должность аудитора была упразднена.

Затем в России были предприняты еще три попытки создать систему независимого финансового контроля путем образования:

1) института присяжных бухгалтеров (1831);

2) института бухгалтеров (1909);

3) института государственных бухгалтеров экспертов (1928).

Однако все эти попытки потерпели крах, в основном из за отсутствия юридических гарантий аудиторской деятельности, а также нестабильной политической и экономической обстановки.

В последние 20 лет произошли значительные изменения в развитии аудита в России. Для успешной работы вновь создаваемых коммерческих структур в период перехода к цивилизованным рыночным отношениям было необходимо вновь создать органы независимого финансового контроля. Этот период можно условно разбить на три этапа:

1) создание первых аудиторских структур (1987–1988 гг.);

2) увеличение количества и форм аудиторских структур (1989–1991 гг.);

3) создание нормативной базы аудита (с 1992 г. – по настоящее время).

Первый этап. С выходом в 1988 г. Закона «О кооперации в СССР» в стране стали создаваться кооперативы, открываться частные фирмы и СП, т. е. появились экономические субъекты, не являющиеся собственностью государства. В связи с этим возник вопрос о том, кто будет проводить финансовые проверки их деятельности. Эту проблему попытались решить путем создания:

• хозрасчетных контрольно-ревизионных групп при республиканских и областных

• контрольно-ревизионных аппаратах (КРУ). Первая такая группа была создана при КРУ Минфина Казахской ССР;

• кооперативов по оказанию консультационных услуг, в том числе СП;

• акционерного общества по оказанию аудиторских и консультационных услуг (такое общество было создано под названием «Инаудит»).

АО «Инаудит» было образовано на базе Главного управления валютного контроля Минфина СССР специальным постановлением Совета Министров СССР от 8 сентября 1987 г. № 1033 245 «О создании советской аудиторской организации». Уставный капитал «Инаудита» был определен в 800 000 руб., а основными акционерами стали: Минфин СССР – 55 %; Министерство внешней торговли СССР – 10 %; Госбанк СССР – 5 %; всесоюзные объединения «Автоэкспорт», «Станкоимпорт», «Совфрахт», «Соврыбфлот» и др. – по 5 %. В «Инаудите» были созданы 10 отделов, которые, имея высококвалифицированных сотрудников, оказывали широкий комплекс услуг СП, действовавшим в СССР и за границей.

Второй этап связан с принятием законов «О предприятиях в СССР», «О собственности в СССР», «О предприятиях и предпринимательской деятельности». В соответствии с этими законами в стране стали появляться коммерческие структуры, занимающиеся аудиторской деятельностью:

• российские аудиторские фирмы, зарегистрированные в основном как товарищества с ограниченной ответственностью (ТОО) и акционерные общества закрытого типа (АОЗТ). В учредительных документах первых аудиторских фирм были даны определения аудита и сформулированы его цели;

• иностранные аудиторские фирмы и СП в частности в январе 1990 г. было образовано СП «Эрнст энд Янг Внешаудит» – так на аудиторском рынке СССР появилась крупнейшая межконтинентальная аудиторская фирма, входящая в то время в «большую шестерку»;

• общественные организации бухгалтеров аудиторов, в частности Ассоциация бухгалтеров СССР, которая затем была преобразована в Ассоциацию бухгалтеров и аудиторов и сыграла большую роль в деле подготовки и переподготовки аудиторов.

Третий этап характеризуется бурным развитием аудита:

• появились многочисленные новые аудиторские фирмы, причем не только в Москве, Санкт Петербурге, но и почти во всех крупных городах России;

• под видом СП в Москве открыли свои филиалы крупнейшие межконтинентальные аудиторские фирмы «большой шестерки»: «Делойт энд Туш», «Артур Андерсен», «Эрнст энд Янг», «Куперс энд Лайбренд», «КПМГ», «Прайс Уотерхаус»;

• развернулась широкомасштабная подготовка аудиторов.

К концу 1992 г. позиции аудита в России упрочились, причем в отличие от западных стран он создавался не сверху, а снизу, т. е. не по указу или постановлению органов власти, а по требованию жизни.

Однако без нормативной базы такая мощная служба, как аудит, развиваться уже не могла. Принятие специального законодательного акта должно было утвердить три главных принципа аудита:

1) независимость;

2) обязательность;

3) ответственность.

Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2263 «Об аудиторской деятельности в Российской Федерации» были утверждены Временные правила аудиторской деятельности в Российской Федерации, вступившие в силу с момента опубликования Указа, т. е. с 29 декабря 1993 г., и действовавшие до принятия соответствующего закона.

Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 119 ФЗ «Об аудиторской деятельности» заменил Временные правила аудиторской деятельности в Российской Федерации.

Сейчас на российском рынке работает несколько групп аудиторско консультационных компаний:

1) «большая четверка», образовавшаяся путем объединения части аудиторских компаний «большой шестерки»;

2) несколько десятков других западных аудиторских компаний;

3) несколько десятков крупных и средних (свыше 50 сотрудников) российских фирм;

4) несколько тысяч небольших российских фирм и отдельных аудиторов индивидуалов – предпринимателей без образования юридического лица (ПБЮЛ).

Первые три группы играют ведущую роль, в значительной мере формируя эту сферу бизнеса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: