Тема 3. Государственное регулирование страховой деятельности в России

Страховая деятельность во всех странах находится под надзором государства. Это объясняется значением страхования в экономической и социальной жизни общества. Интересы общества в широком развитии страхования предполагают прямое участие государства в наблюдении за функционированием этой сферы. Эта необходимость определяется двумя обстоятельствами. Во-первых, государство заинтересовано в развитии страхования, так как оно решает важные народнохозяйственные задачи, обеспечивая компенсацию ущербов и пополняя инвестиционные ресурсы. Во-вторых, страхователи нуждаются в защите, так как они доверяют страховым компаниям свои деньги, часто не будучи в состоянии сделать заключение о надежности своих вложений.

Поэтому в каждой стране существует законодательство о надзоре за страховыми организациями, в соответствии с которым строится система надзора. В дореволюционной России деятельность страховых обществ подлежала надзору со стороны Министерства внутренних дел, что предписывалось законами 1894 и 1898 гг. Первоначально надзор осуществлялся учрежденным в 1894 г. Страховым комитетом, позднее, с 1904 г. — Отделом страхования и противопожарных мер в Главном управлении по делам местного хозяйства Министерства внутренних дел. В функции надзора входило: наблюдение за исполнением правил о страховании, за сохранностью и правильностью помещения капиталов; рассмотрение проектов уставов и изменений в них, рассмотрение полисных условий, отчетов и балансов; назначение в случае необходимости ревизии акционерных страховых обществ и их ликвидация и многое другое.

Задачи страхового надзора были достаточно широкими, однако в полной мере они никогда не выполнялись. После введения службы по надзору акционерные страховые общества стали уплачивать сбор на возмещение ее расходов. Размер платежа определялся законодательными органами на каждые три года.

Одновременно на страховые компании были возложены обязательства в отношении государственного бюджета — уплата страховой пошлины и гербового сбора. Эти налоги уплачивались страхователями вместе с премией. Страховая пошлина в разные годы колебалась от 75 до 25 коп. с 1000 руб. застрахованной суммы, но не могла превышать 20% премии. Она вносилась ежемесячно правлением страховой компании в местное губернское казначейство. Гербовый сбор по страховым документам уплачивался за каждый лист в зависимости от величины премии. Максимальная ставка составляла 51 коп. со 100 руб. премии, начиная с премий свыше 300 руб. Гербовый сбор вносился также в местное казначейство, абсолютные размеры этих двух сборов были невелики.

Российское законодательство строго регламентировало инвестирование капиталов страховщиков. Оно разрешалось: в государственные процентные бумаги и гарантированные правительством облигации, в закладные листы учреждений поземельного кредита, в облигации городских кредитных обществ и городских займов, в ссуды под заклад ценных бумаг, в городскую недвижимость и в ссуды под залог городских домов, в ссуды и авансы под полисы по страхованию жизни, на вклады и на текущие счета коммерческих банков. В пределах этого списка действовали известные ограничения. В наибольшей мере они касались взаимоотношений страховых компаний и банков.

Помещать средства в частные банки страховщики имели право лишь с разрешения МВД и Министерства финансов. Этими разрешениями определялась сумма, в пределах которой страховые компании могли помещать свои средства во все вообще частные кредитные учреждения, а также конкретные банки и размеры вкладов в каждый банк в отдельности. Практика такого рода, очевидно, диктовалась стремлением защитить интересы страхователей на случай банкротства кредитных учреждений.

Регламентации затрагивали и другие каналы инвестирования. Так, в городскую недвижимость можно было вкладывать не более 40% свободных средств и не более чем на пятилетний срок. Действовали правительственные решения о ссудных операциях страховых компаний, например, ссуды под ценные бумаги ограничивались сроками и не должны были превышать ссуды Государственного банка и т.п.

Необходимость введения государственного страхового надзора в России обусловливалась нестабильностью фи­нансового состояния отдельных страховщиков. Так, стра­ховое общество «Россия» в начале XX века было убыточ­ным, особенно по финансовым отчетам 1906 г., вследствие принятия в перестрахование рисков из Сан-Франциско, где в то время произошло землетрясение. Убыт­ки составили 7,5-8,0 млн. руб., что превышало основной и запасной капиталы общества. Во время падения курса цен­ных бумаг в период русско-японской войны и революцион­ных беспорядков (1904—1906 гг.) многие страховщики вре­менно не смогли выполнять требования к платежеспособ­ности, однако страховой надзор, принимая во внимание исключительность ситуации, не стал настаивать на приме­нении санкций. Отметим, что аналогично поступил и страховой надзор Минфина РФ после августовского финансового кризиса 1998 г.

Обязательные отчисления в страховые резервы, по действующим в начале века нормативам, должны были сос­тавлять не менее 40% страховой премии, оставленной страховщиком на собственном удержании по огневому стра­хованию, и до 30% плюс 10% чистой прибыли по операциям с запасным капиталом. Фактически же у многих страховщи­ков обязательные отчисления оказались значительно ниже, в частности страховое общество «Россия» в 1898 г. отчис­ляло в резервы 26% собранной премии, а в 1907 г. — 8,84%.

В результате уже в 1916 г. отдельные экономисты стали призывать к введению государственной монополии на страхование как единственному способу защиты страхова­телей. Эта идея и была позже реализована ленинским декретом «О государственном имущественном страховании» от 6 октяб­ря 1921 г., непосредственным поводом к подписанию кото­рого послужило, по мнению историков, письмо кресть­ян Весьегонского уезда Тверской губернии с просьбой во­зобновить окладное страхование строений от огня, проводимое со второй половины XIX века земскими страховыми компаниями и прекратившееся в период гражданской войны. Даль­нейшее развитие событий хорошо известно, отметим лишь, что государство, став собственником страхового фонда, стало использовать его для решения задач экономического и со­циального развития, в том числе и не имеющих отношения к страхованию. В результате изъятия страховых резервов в конце 80-х годов из системы Госстраха СССР госу­дарственные страховые компании до настоящего времени не смогли индексировать выплаты по смешанно-накопительному страхованию. Только в 2001 г. в федеральном бюджете впервые были предусмотрены средства на частичную индексацию этих выплат.

В социалистической экономике роль государственного регулирования в области страхования ограничивалась управлением и контролем за деятельностью двух страховых организаций, являвшихся государственными учреждениями — Ингосстраха и Госстраха СССР.

При переходе к рынку механизмом, обеспечивающим защиту интересов страхователей, служит система лицензирования страховых организаций до начала их деятельности и последующий контроль за исполнением действующего законодательства в области страхования.

Для реализации системы государственного регулирования страховой деятельности в России Указом Президента Российской Федерации в феврале 1992 г. был образован Государственный страховой надзор (Федеральная служба России по надзору за страховой деятельностью — Росстрахнадзор), который был создан в форме федерального органа исполнительной власти. На него возложены функции контроля за соблюдением требований законодательства в сфере страхования и регулирования этой деятельности посредством лицензирования, ведения единого реестра страховых и перестраховочных организаций, регистрация страховых брокеров. В 1996 г. Росстрахнадзор ликвидирован, а его функции переданы Департаменту страхового надзора Министерства Финансов РФ, далее по тексту — страховому надзору.

В настоящее время государственный страховой надзор осуществляется Федеральной службой страхового надзора, созданной в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2004 №203 «Вопросы федеральной службы страхового надзора». Позже, постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 г. было утверждено Положение о Федеральной службе страхового надзора.

Функции надзорных органов заключаются в следующем:

- выдача страховщикам лицензий на осуществление страховой деятельности;

- лицензирование аудита страховщиков;

- организация проведения аттестации на право аудита страховщиков;

- ведение единого государственного реестра страховщиков и объединений страховщиков, а также реестра страховых брокеров;

- контроль за обоснованностью страховых тарифов и платежеспо­собностью страховщиков;

- установление правил формирования и размещения страховых резервов, показателей и форм учета страховых операций и отчетности о страховой деятельности;

-.установление нормативных размеров соотношений между активами и принятыми обязательствами страховщика;

- разработка нормативных и методических документов по вопросам страховой деятельности, законодательно отнесенным к компетенции федерального органа исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью, в том числе методики расчета соотношений между активами и принятыми обязательствами страховщика, методики расчета ставок страховых взносов и типовых правил страхования;

- обобщение практики страховой деятельности, разработка и представление в установленном порядке предложений по развитию и совершенствованию законодательства РФ о страховании;

- проведение мероприятий по профессиональной подготовке и переподготовке кадров страхового надзора.

Для осуществления своих функций надзорные органы вправе:

- устанавливать условия лицензирования страховой деятельности на территории РФ в соответствии со страховым законодательством;

- запрашивать и получать от страховщиков установленную отчетность о страховой деятельности, информацию об их финансовом положении, получать необходимую для выполнения возложенных на нее функций информацию от предприятий, учреждений и организаций, в том числе банков, а также от граждан;

- производить проверки соблюдения страховщиками законодательства РФ о страховании и достоверности предоставляемой ими отчетности;

- при выявлении нарушений страховщиками требований законодательства давать им предписания по их устранению, а в случае невыполнения предписаний приостанавливать или ограничивать действие лицензий этих страховщиков впредь до устранения выявленных нарушений либо принимать решение об отзыве лицензий;

- обращаться в арбитражный суд с иском о ликвидации страховщика в случае неоднократного нарушения последним законов РФ, а также ликвидации предприятий и организаций, осуществляющих страхование без лицензий;

- принимать участие в экспертизе учебных программ по страхованию в высших учебных и средних специальных заведениях, программ специализированных организаций по подготовке и повышению квалификации кадров для страховых организаций;

- взимать за выдачу каждой лицензии на осуществление страховой деятельности и регистрацию объединений страховщиков плату в размере, установленном законодательством РФ,

- устанавливать требования по платежеспособности с учетом особенностей осуществляемых страховщиком операций;

- устанавливать по согласованию с Министерством финансов РФ и Государственным комитетом РФ по статистике план счетов и правила бухгалтерского учета, показатели и формы учета страховых операций и отчетности страховщиков, публикаций страховщиками годовых балансов, счетов прибылей и убытков.

При осуществлении своей деятельности федеральный орган надзора может создавать временные советы, комиссии, привлекать экспертов, назначать уполномоченных для проведения проверок страховых организаций.

В связи с имеющимися пробелами в страховом законодательстве федеральный орган страхового надзора не только выполняет функции государственного регулирования страховой деятельности, но и непосредственно разрабатывает проекты законодательных актов и предложения по различным вопросам страхования. К проведению этой работы привлекаются специалисты страховых организаций, представители объединений страховщиков и страховой науки.

Предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на страховом рынке обеспечиваются Федеральной антимонопольной службой Российской в соответствии с антимонопольным законодательством РФ, а также Федеральным Законом "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг" от 23.06.99 № 117-ФЗ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: