Золотой сертификат

Государственный сберегательный заем Российской Федерации

Облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ) были выпущены во исполнение Указа Правительства Российской Федерации от 09.08.95 г. №836 «О государственным сберегательном займе Российской Федерации» согласно генеральным условиям выпуска и обращения облигаций государственного сберегательного займа Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 10.08.1995 г. №812. В отличие от ГКО и ОФЗ ОГСЗ не были заморожены 17 августа 1998 г., однако возникший вследствие отказа государства платить по прочим своим внутренним обязательством кризис доверия привел к тому, что рынок ОГСЗ был, по сути, уничтожен.

ОГСЗ начали размещаться 27 сентября 1995 г. На оснований условий выпуска облигаций государственного сберегательного займа Российской Федерации первой серии, утвержденных приказом Минфина России от 05.09.1995 г. №99. Срок обращения ОГСЗ составлял один год, номинал 100 000 руб. и 500 000 руб.

Целью эмиссии ОГСЗ явилось стремление привлечь к финансированию бюджетного дефицита свободные средства населения. В частности владельцам облигаций Российского внутреннего выигрышного займа 1992 г. предоставлено право добровольно обменивать их на ОГСЗ. То, что к моменту выпуска ОГСЗ удалось добиться стабилизации курса доллара, делало эту задачу практически выполнимой.

В качестве эмитента ОГСЗ выступил Минфин России. Общий объем эмиссии ОГСЗ так же, как и ОФЗ, определяется в пределах лимита государственного внутреннего долга, устанавливаемого федеральном бюджете на соответствующий год.

Таким образом, следует отметить стремление экономического руководства страны упорядочить процесс финансирования бюджетного дефицита и ввести его в определенные рамки. Объем эмиссии в 1995-1998 гг. дожжен был составить 10 трлн руб.; десятью сериям по 1 трлн руб. каждая.

Круг владельцев ОГСЗ, несмотря на их ориентацию на средства населения, определен так же, как и для ОФЗ, т.е. фактически не ограничен.

Однако в отличие от ОФЗ и ГКО ОГСЗ является документарными и предъявительскими ценными бумагами. Доход по ОГСЗ начисляется ежеквартально, и согласно генеральным условиям выпуска должен был превышать уровень доходности прочих государственных ценных бумаг. На проекте этот доход был приравнен к доходности по ГКО.

Естественно, такая доходность должна быть была бы приводить к стремлению вложить средства в ОГСЗ в первую очередь со стороны финансовых структур. Поэтому полномочия организации согласно условиям проведения подписки на ОГСЗ продать в течении 60 дней, с момента начала выпуска не менее 90 % облигаций, приобретенных по подписки у Минфина России. Вероятно, это мера была сочтена недостаточной, и в условиях выпуска ОГСЗ первой серии доход по купону уровнен с последний официально объявленной купонной ставкой по ОФЗ.

Среди других условий подписки – наличие лицензий на право работы со средствами населения; установление Минфина России минимальной цен приобретаемых у него по подписки ОГСЗ на уровне 98% номинальной стоимости; установление минимального объема покупки – 10 млрд руб. по номинальной стоимости и максимального объема – 200 млрд руб. Естественно, в первую очередь удовлетворяются заявки, поданные по более высокой цене.

Хотя Минфин России и был заинтересован в развитие рынка ОГСЗ (единственному на тот момент привлекательного мелкого инвестора), к факторам, сдерживающим его расширения, можно отнести частые выпуски ОГСЗ и отсутствие широкой рекламной компании.

На этом рынке коммерческие банки выступили в качестве мелких агентов мелких инвесторов. Отсутствие организованного рынка ОГСЗ привело к низшим по сравнению к ГКО и ОФЗ ликвидностью данной бумаги. Недоверие государства привело к тому, что население не стремилось вкладывать средства в государственные бумаги, краткосрочные с ОФСЗ малорентабельны для мелких инвесторов из за высокого уровня банковской маржи.

Рынок ОГСЗ носит черты банковского еще в большей степени, чем рынок ОФЗ. В предложение подписки на ОГСЗ банки даже выделены в специальную группу. Коммерческие банки вплоть до самого краха государственных ценных бумаг в августе 1998г. активно внедряли свои схемы работы с ОГСЗ.

Размещение золотого сертификата Министерства финансов Российской федерации началось 27 сентября 1993 года., погашение в соответствии с проспектом эмиссии –через год.Данная ценная бумага уже не выпускается и не обращается, однако представляет большой интерес. Во-первых,потому, что планируется продолжать эмиссию ценных бумаг с золотым обеспечением. Во-вторых, возможно, некоторые из сертификатов ещё не погашены, так как владельцы забыли предъявить все или часть своих сертификатов.

Данная бумага была обеспечена 10 кг золота 0,9999-й пробы, и владельцы сертификатов,не только физические, но и юридические лица, пожелавшие этого, своевременно получили золотые слитки либо самостоятельно.либо через коммерческие банки, имеющие разрешение Банка России на совершение операций с драгоценными металлами. Вообще же большинство инвесторов предпочли денежную форму погашения.

Первоначальная цена размещения золотого сертификата составила 136 378 300 рублей, цена погашения -304 444 700 рублей,годовой доход-13 %.

Объём эмиссии золотого сертификата определялся в сумме эквивалентной 100 т золота по цене Лондонского рынка(второй фиксинг) на дату начала эмиссии.Доход по сертификату начислялся и выплачивался ежеквартально, также исходя из цены золота на Лондонском рынке.

Сертификат не был особенно доходной бумагой,поскольку резкого роста цены золота на мировом рынке не произошло Вторичного рынка золотых сертификатов так и не возникло. Не был особенно выгоден сертификат и Минфину России.Вместе с тем эта бумага заполнила на рынке брешь, образованную отсутствием высоконадёжных, неспекулятивных бумаг.

И на рынке золотых сертификатов банки играли ключевую роль. Продажа сертификатов осуществлялась посредством их размещения Минфином России среди уполномоченных коммерческих банков. Сертификаты покупались рядом банков в связи с тем, что они приступило к формированию собственных золотых резервов. Кроме того, обладание золотым сертификатом в некоторой степени служило основанием для получения банком лицензии на право ведения операций с драгоценными металлами. Свою роль играло и то, что золотые сертификаты могли вноситься банками под резерв,создаваемый по привлечённым средствам.

Наибольшую выгоду эта ценная бумага принесла крупным коммерческим банкам, имеющим лицензию на право совершения операций с драгоценными металлами. На момент начала погашения сертификатов таких банков насчитывалось 39.

Дальнейшее развитие рынка «золотых» государственных ценных бумаг было запланировано Указом Президента Российской Федерации от 05.09.1995 г. № 899 «О выпуске государственных ценных бумаг, обеспеченных золотом».

В начале февраля 1996 г. было объявлено,что в феврале –марте того же года будут вновь выпущены золотые сертификаты на сумму в 1,5 трнл рублей. Доходность этих бумаг планировалось приравнять к доходности по облигациям ВЭБа(использовались для оформления валютного долга Внешэкономбанка), срок обращения установить установить в 3 года, обеспечение -примерно 30 т золота. Тем не менее, как уже было упомянуто, золотых бумаг на рынке до сих пор не появилось.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: