ПРИМЕРНАЯ СХЕМА НАКОПЛЕНИЯ ЗАТРАТ
ПРИНЦИПИАЛЬНАЯ СХЕМА АНАЛИЗА ОТКЛОНЕНИЙ
МЕТОД НОРМАТИВНЫХ ЗАТРАТ
МЕТОДЫ КАЛЬКУЛИРОВАНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ (РАБОТ, УСЛУГ), продолжение
1 Метод нормативных затрат
2 Метод фактических затрат
3 Позаказный метод калькулирования
4 Попроцессный метод калькулирования
СОДЕРЖАНИЕ МЕТОДА
ЭТАП 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ НОРМАТИВНЫХ ЗАТРАТ
Нормативные затраты устанавливаются как плановые значения для эффективных объемов выпуска. Норма обеспечивает оценку затрат на единицу продукции (в отличие от сметных затрат, формируемых на объем выпуска). Разрабатывают нормы для следующих статей затрат:
• Нормы материальных затрат (на основе технологических карт и справедливых цен)
• Нормы трудозатрат (на основе исследования операций и справедливых тарифных ставок)
• Нормы накладных расходов (на основе расчетных ставок распределения)
ЭТАП 2. УЧЕТ ФАКТИЧЕСКИХ ЗАТРАТ И КАЛЬКУЛИРОВАНИЕ ФАКТИЧЕСКОЙ СЕБЕСТОИМОСТИ
Сбор фактической информации по завершении отчетного периода.
ЭТАП 3. УЧЕТ И АНАЛИЗ ОБЩИХ ОТКЛОНЕНИЙ
Расчет отклонений по общей сумме затрат и по отдельным статьям.
В целях корректного анализа нормативные затраты должны быть пересчитаны на фактический объем выпуска.
ЭТАП 4. УЧЕТ И АНАЛИЗ ОТКЛОНЕНИЙ ПО ЦЕНТРАМ ОТВЕТ-
СТВЕННОСТИ
В целях определения ответственности и поиска источников возникновения благоприятных и неблагоприятных отклонений учет и анализ детализируются по центрам затрат.
1. Совокупное отклонение по основным материальным затратам
совокупное отклонение по основным нормативные материальные затраты фактические
= -
материальным затратам на фактический выпуск материальные затраты
Расчет совокупного отклонения по основным материальным затратам:
1.1. Отклонения по ценам на материалы:
отклонение по цене нормативная фактическая количество фактически
=(-)*
на материал цена цена закупленного материала
Расчет по материалу А: Расчет по материалу Б:
1.2. Отклонения по расходу материалов:
отклонение по расходу нормативное количество материала фактически потребленное
=(-)*
материала для обеспечения фактического выпуска количество материала
нормативная
)*
цена
Расчет по материалу А:
Расчет по материалу Б:
Итого отклонение по расходу материалов:
2. Совокупное отклонение по зарплате основных производственных рабочих:
нормативная зарплата
совокупное отклонение фактическая зарплата
= основных рабочих —
по зарплате основных рабочих основных рабочих
на фактический выпуск
Расчет совокупного отклонения по зарплате основных производственных рабочих:
2.1. Отклонения по тарифным ставкам:
отклонение по нормативная фактическая фактическое количество
= (—) *
тарифной ставке тарифная ставка тарифная ставка отработанных часов
Расчет отклонения по тарифной ставке:
2.2. Отклонения по производительности
отклонение нормативное время фактически нормативная
= (—) *
по производительности на фактический выпуск отработанное время тарифная ставка
Расчет отклонения по производительности:
3. Совокупное отклонение по постоянным накладным затратам:
совокупное отклонение нормативным постоянные фактические постоянные
= —
по постоянным затратам накладные расходы накладные расходы
Расчет совокупного отклонения по постоянным накладным расходам:
3.1. Отклонения по сумме постоянных накладных расходов
отклонение по сумме сметные постоянные фактические постоянные
= —
постоянных расходов накладные расходы накладные расходы
Расчет отклонения по сумме постоянных накладных расходов:
3.2. Отклонения по объему выпуска
нормативная ставка
отклонение по фактический сметный
= (—) * покрытия постоянных
объему выпуска выпуск продукции выпуск продукции
накладных расходов
Расчет отклонения по объему выпуска:
3.2.1. Отклонения по использованию мощности
отклонение по фактическое сметное нормативная ставка
= (—) * покрытия постоянных
использованию мощности время труда время труда накладных расходов
Расчет отклонения по использованию мощности:
3.2.2. Отклонения по эффективности труда
нормативна я ставка
отклонение по нормативное фактическое
= (—) * покрытия постоянных
эффективно сти труда время труда время труда
накладных расходов
Расчет отклонения по эффективности труда:
4. Совокупное отклонение по переменным накладным затратам:
совокупное отклонение нормативные переменные
фактические переменные
по переменным = накладные расходы -
накладные расходы
накладным затратам на фактический выпуск
Расчет совокупного отклонения по переменным накладным затратам:
4.1. Отклонения по сумме переменных расходов
сметные переменные накладные
отклонение по сумме фактические переменные
= расходы, скорректированные —
переменных расходов накладные расходы
на фактическое время работы
Расчет отклонения по сумме переменных расходов:
4.2. Отклонения по эффективности труда
нормативная ставка
отклонение по нормативное фактическое
= (—) * покрытия переменных
эффективности труда время труда время труда
накладных расходов
Метод нормативных затрат позволяет вести учет затрат по отклонениям и выявлять причины благоприятных и неблагоприятных изменений себестоимости. Метод рационален для предприятий крупносерийного и массового типов, у которых производственный процесс состоит из ряда повторяющихся операций. По мере сокращения серийности эффективность системы снижается, потому что увеличение номенклатуры приводит к росту затрат на формирование и ведение нормативной базы.
Метод фактических издержек предполагает расчет только фактических затрат и их последующее сравнение с общими плановыми показателями. Отсутствие нормативной базы делает невозможным анализ отклонений по технико-экономическим факторам. Усовершенствовать учет и контроль в данном случае помогает применение гибких смет с корректировкой переменных затрат на фактический объем деятельности (см. тему «Виды смет»).
Использование метода фактических затрат затрудняет оценку выполнения плана по себестоимости, так как на величину фактических издержек повлияют изменения:
• Норм расхода ресурсов
• Цен на ресурсы
• Количества выпущенной продукции
• Структуры производственной программы (разные виды продукции обладают различными характеристиками ресурсоемкости)
ПОЗАКАЗНЫЙ МЕТОД КАЛЬКУЛИРОВАНИЯ
Позаказный метод калькулирования используется в условиях единичного (индивидуального) производства при изготовлении уникальной (выполняемой по специальному заказу) продукции, которая должна удовлетворять определенные требования заказчика. Повторяемость моделей при этом отсутствует или минимальна.
Затраты на производственные материалы, оплату труда основных производственных рабочих и накладные расходы относят на каждый индивидуальный заказ или на партию продукции. При определении себестоимости единицы продукции общую сумму производственных затрат по заказу делят на количество единиц продукции в заказе.
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МЕТОДА:
• Аккумулирование данных обо всех понесенных затратах в разрезе индивидуальных заказов (партий)
• Аккумулирование затрат по каждой завершенной партии в течение производственного цикла (времени выполнения заказа), а не за отчетный период времени
• Ведение только одного общего счета «Незавершенное производство»
Для каждого заказа открывается карточка учета затрат. Прямые расходы относят непосредственно на заказ, косвенные расходы распределяются по ставкам покрытия. При использовании позаказного метода, как правило, большая часть накладных расходов являются косвенными.
Разновидность позаказного метода - калькулирование себестоимости по контракту. Эта система используется при производстве продукции с длительным производственным циклом (отрасли строительства, тяжелого машиностроения и пр.). В этом случае прибыль определяется за каждый отчетный период исходя из принципов осмотрительности и равномерности признания доходов и расходов.
ПОПРОЦЕССНЫЙ МЕТОД КАЛЬКУЛИРОВАНИЯ
Попроцессный метод калькулирования используется в серийном и массовом производствах, когда продукция каждого вида выпускается в большом количестве или используются непрерывные производственные процессы. При этом одинаковые изделия проходят в определенной последовательности через все этапы производственного цикла, называемые процессами.
Себестоимость единицы продукции определяется делением общей суммы производственных затрат за период между видами произведенной за этот период продукции (т.е., образуется усредненная себестоимость). Накопление затрат происходит по подразделениям параллельно производственному циклу.
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МЕТОДА:
• Аккумулирование затрат по подразделениям, а не по единицам продукции
• Аккумулирование затрат за календарный (отчетный) период времени, а не в течение длительности производственного цикла
• Открытие по каждому производственному подразделению индивидуального счета «Незавершенное производство»
Прямые расходы относят непосредственно на продукцию, косвенные расходы распределяются по ставкам покрытия. При использовании попроцессного метода большая часть накладных расходов, по сравнению с позаказным, могут являться прямыми.
Основная проблема - распределение понесенных за период затрат между готовой продукцией и остатками незавершенного производства подразделений. В этих целях произведенный объем работ переводят в эквивалентные единицы с учетом:
• Коэффициента готовности по материалам
• Коэффициента готовности по обработке
Процесс А | |
Материалы 2000 Зарплата рабочих 2000 Накладные расходы 2000 | Передано на процесс Б 6000 |
Процесс Б | |
Передано с процесса А 6000 Материалы 2000 Зарплата рабочих 4000 Накладные расходы 1000 | Передано на процесс В 13000 |
Процесс В | |
Передано с процесса Б 13000 Материалы 4000 Зарплата рабочих 6000 Накладные расходы 2000 | Передано на склад готовой 25000 продукции |
Готовая продукция | |
Передано с процесса В 25000 |
6. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ В ОАО «РЖД»
Управление затратами представляет собой непрерывное взаимодействие органа и объекта управления. В качестве органа управления выступают подразделения и должностные лица ОАО "РЖД". Они устанавливают отклонение объекта управления от желаемого состояния и принимают управленческие решения в соответствии с целью управления. Объектом управления является процесс формирования затрат.
Орган и объект управления в своем взаимодействии образуют систему управления затратами ОАО "РЖД". Их взаимодействие осуществляется следующим образом:
· орган управления вырабатывает управляющие воздействия (приказы, указания, нормативы, методики и т. д.), направленные на достижение цели управления;
· после управляющего воздействия в орган управления поступает информация в виде обратной связи (статистические отчеты, справки, доклады и т. д.);
· орган управления перерабатывает поступившую к нему информацию и для получения желаемых результатов вновь вырабатывает управляющие воздействия.
Для обеспечения рационального разделения деятельности и повышения эффективности управления реализуется функциональный подход, сущность которого состоит в выделении конкретных функций управления, представляющих собой в определенной степени обособившиеся виды управленческой деятельности.
В настоящее время не существует общепринятого перечня функций управления затратами. Однако можно предложить следующий состав таких функций управления: учет, калькулирование, анализ, планирование и аудит. Каждая из этих функций играет особую роль в управлении затратами (рис. 1).
Факторы, влияющие на уровень снижения затрат, отражают совокупность частных причин (обстоятельств), обуславливающих изменение условий производства по направлениям их воздействия на производственный процесс с целью их снижения. Они связаны с экономией затрат по всем видам ресурсов (по всем статьям и элементам).
В экономической литературе выделяют следующие группы факторов, влияющих на уровень снижения затрат:
– повышение технического уровня производства:
– совершенствование управления, организации производства и труда;
– изменение объема и структуры продукции, структуры производства;
– изменение условий хозяйствования.
В группе повышение технического уровня производства в качестве основных выделяют:
– внедрение новой и совершенствование применяемой техники и технологии;
– расширение масштабов применения новой техники, технологии, модернизация и улучшение эксплуатации действующего оборудования;
– применение новых видов и замена потребляемого сырья, материалов, топлива и энергии, улучшение их использования;
– повышение качества выпускаемой продукции, улучшение ее характеристик.
К группе совершенствование управления, организации производства и труда – относятся:
– рационализация управления производством;
– улучшение организации и обслуживания производства;
– улучшение организации труда и использования рабочего времени;
– ликвидация излишних затрат и потерь (включая потери от брака)
В группе изменение объема и структуры продукции, структуры производства – выделяют следующие факторы:
– относительное изменение условно-постоянных расходов как следствие изменение объема производства продукции;
– относительное изменение амортизационных отчислений;
– изменение структуры выпускаемой продукции;
– ввод новых производств (а в объединениях также и ввод новых предприятий)
–выделение из состава предприятий непрофильных видов деятельности.
Четвертая группа факторов – изменение условий хозяйствования – включает:
– изменение цен на производимую продукцию;
– изменение цен на потребляемое сырье, материалы, комплектующие изделия и полуфабрикаты, топливо, энергию;
– изменение оплаты труда в соответствии с решением правительства;
– изменение системы налогообложения
– переоценка основных фондов и изменение норма амортизации.
Приоритетные направления в управлении затратами можно выбрать на основе анализа существующей структуры расходов влияющих на расходы факторов
Все факторы, влияющие на уровень снижения затрат можно подразделить по масштабам их действия: общегосударственные, внутриотраслевые и внутрипроизводственные
Факторы, влияющие на затраты ОАО «РЖД», по масштабам воздействия можно также подразделить на три группы: факторы, действующие на уровне отрасли (микросистемы), факторы, действующие на уровне рынка транспортных услуг, факторы, действующие на уровне государства (рис. 2).
Очевидно, что непосредственно от работы железнодорожного транспорта зависят факторы, действующие на уровне микросистемы.Поэтому именно эта группа факторов в управлении затратами играет решающую роль.
Все факторы микросистемы в разной мере зависят от работы железнодорожного транспорта и имеют различную силу влияния на затраты. Для определения степени важности каждого из этих факторов в управлении затратами был применен экспертный методПолученные результаты позволили проранжировать влияющие на расходы факторы в порядке их важности в управлении затратами следующим образом: технология эксплуатационной работы, техническая оснащенность, организация и мотивация труда, информатизация и автоматизация, износ основных фондов, квалификация кадров
Также следует отметить, что эффективное управление затратами может рассматриваться только в контексте системы управления финансовыми результатами и финансовым состоянием компании. Оно требует совершенствования прогнозирования, планирования, нормирования, учета и анализа расходов, мотивации ресурсосбережения. Задачи управления расходами, учитывая размеры, сложную организационную и технологическую структуру такой компании как ОАО «РЖД», необходимо реализовывать в рамках единой корпоративной информационной системы. При этом информационная система должна преобразовываться из хранилища данных в действительно «информационную систему», содержащую как информацию, так и механизмы для принятия эффективных управленческих решений по улучшению хозяйственной деятельности, управления издержками, прибылью и капиталом.