|
|
|
|
|
|
|
= -
=
| ||||||
|
В точке безубыточности выручка равна общим издержкам, прибыль равна нулю, а маржинальный доход – постоянным издержкам.
При многономенклатурном производстве точка безубыточности в стоимостном выражении распределяется между видами продукции пропорционально их участию в выручке предприятия.
|
|
= * 100 %
| |||
2. КОНЦЕПЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ
Современные концепции управления затратами являются действенными инструментами в их исследовании. Базовые концепции в теоретической и практической области управления затратами представлены в табл.
Таблица 1
Базовые концепции управления затратами
Концепция | Время создания | Основоположники |
Затратообразующие факторы | 1980-е гг | Шеррер, Остер и др |
Добавленной стоимости | 1980-е гг. | Дж.Шанк и В. Говиндараджан |
Цепочки ценностей | 1985г. | М.Портер |
Альтернативности затарт | 1980-е гг. | В. Ковалев |
Трансакционных издержек | 1960-1970-е гг | Р.Коуз и О.Уилшьямсон |
Функционального учета затрат по видам деятельности (АВС) | Вторая половина 1980-х гг. | Р. Купер и Р.Карлан |
Стратегического позиционирования | 1990-е гг. | Дж.Шанк и В. Говиндараджан |
Экономической добавленной стоимости (EVA) | Начало 1990-х гг. | Компания Stern Stewart Со |
Система сбалансированных показателей | Начало 1990-х гг. | Р.Каплан и Д.Нортон |
Концепция затратообразующих факторов традиционна для большинства видов предпринимательской деятельности. Эта концепция была сформулирована в 1980-х гг. Понимание поведения затрат означает понимание сложного взаимодействия набора затратообразующих факторов в реальной ситуации.
Затратообразующие факторы можно разбить на две группы:
1) структурные факторы (связаны со структурой и технологией производства);
2) функциональные (операционные) факторы (связаны со способностью предприятия успешно функционировать).
В перечне основных факторов изменения затрат ключевыми являются следующие идеи:
· при стратегическом анализе связь с объемом не является наиболее существенным фактором для объяснения динамики затрат;
· в стратегическом смысле полезнее объяснять позицию по затратам на языке структурных альтернатив и исключительных навыков, которые формируют конкурентную позицию предприятия;
· для каждого фактора затрат существует конкретная система анализа, которая необходима для понимания позиции предприятия;
· и структурные, и функциональные факторы влияют на себестоимость продукции.
Концепция добавленной стоимости широко распространена в западной теории и практике. Согласно этой концепции составляющие затрат рассматриваются на всех стадиях добавления стоимости — начиная с закупок сырья и материалов и заканчивая реализацией продукции (работ и услуг). Ключевым моментом в концепции добавленной стоимости является максимизация разницы (добавленной стоимости) между закупками и реализацией. Но из сферы внимания аналитиков выпадает большая часть материальных затрат, что немаловажно для материалоемких отраслей промышленности. Однако для нематериалоемких работ и услуг такой подход к анализу поведения затрат может быть вполне оправданным.
По мнению Дж. Шанка и В. Говиндараджана, управление затратами на основе добавленной стоимости, с одной стороны, начинается слишком поздно и не позволяет использовать в своих интересах связи с поставщиками, так как многие управленческие решения могут быть сведены на нет из-за их несогласованности с цепочкой ценностей поставщиков; с другой стороны, заканчивается слишком рано и не реализует всех возможностей использования связей с клиентами, так как для успешного позиционирования на рынке необходимо учитывать не только собственные затраты, но и затраты потребителя после покупки товара или получения услуги.
С этим трудно не согласиться, поскольку прекращение анализа затрат в момент реализации нивелирует все возможности использования связей с клиентами, которые могут быть так же важны, как и связи с поставщиками.
Концепция цепочки ценностей была создана М. Портером. Она коренным образом отличается от концепции добавленной стоимости.
Концепция базируется на необходимости выхода за пределы предприятия для эффективного управления затратами, и акцент переносится в анализе затрат на процессы, происходящие за пределами предприятия (рис. 3).
Концепция цепочки ценностей основана на расширительном подходе к формированию затрат и управлению ими с учетом затратообразующих механизмов по всей цепочке ценностей в рамках согласованного набора видов деятельности — от исходных источников сырья до готовой продукции или услуг, полученных конечными пользователями.
Анализ цепочки ценностей часто называют первым ключом к эффективному управлению затратами.
Безусловно, в этой концепции имеется рациональное зерно, однако, на наш взгляд, предлагаемые в ней подходы к управлению затратами труднореализуемы в отечественной деловой практике по ряду причин: из-за нестабильности экономической ситуации, отсутствия необходимой информации, затрат на получение информации и пр.
Концепция альтернативности затрат основана на том, что любое финансовое решение принимается в результате сравнения альтернативных затрат и практическая реализация всякого управленческого решения в этом случае связана с отказом от какого-то альтернативного варианта.
Действие данной концепции распространяется:
· на текущие операционные затраты (например, на осуществление доставки материальных ценностей собственным транспортом или силами специализированных организаций);
· на принятие финансовых решений текущего характера, например, в отношении управления дебиторской задолженностью: дебиторская задолженность равносильна омертвлению оборотных средств;.альтернативой могло бы быть депонирование средств в банке и получение процентов по депозитам или приобретение краткосрочных финансовых активов.
· на организацию внутрифирменного управления, в частности на создание системы управленческого контроля. Любая система контроля связана с затратами, которых в принципе можно избежать; вместе с тем отсутствие систематического контроля может привести к гораздо большим потерям;
· на принятие и проведение инвестиционных решений, например при оценке вариантов возможного вложения капитала.
В финансовом учете эти затраты не отражаются, но в стратегическом управлении альтернативные варианты желательно принимать во внимание.
Концепция трансакционных издержек. В качестве самостоятельной темы проблематика трансакционных издержек заявила о себе в 1960—1970-х гг. в США и Западной Европе и связана в первую очередь с именами двух экономистов; Р. Коуза и О. Уильямсона.
Трансакционные издержки — затраты, возникающие в связи с заключением контрактов (в том числе использованием рыночных механизмов)
По мнению Коуза, чтобы осуществить рыночную трансакцию, необходимо определить, с кем желательно заключить сделку, оповестить потенциальных партнеров об условиях сделки, провести предварительные переговоры, подготовить контракт, собрать сведения, чтобы убедиться, что условия контракта соблюдаются, и т.д.
Уильямсон считает трансакцию базовой единицей анализа. По его мнению, любую проблему, которую прямо или косвенно можно понимать как контрактную, полезно изучать с точки зрения минимизации трансакционных издержек. При этом все трансакционные издержки необходимо разделять на ex ante (включающие затраты на составление проекта контракта, проведение переговоров и обеспечение гарантий реализации соглашения) и ex post, которые включают в себя:
· затраты, связанные с плохой адаптацией к непредвиденным событиям и возникающие при нарушении соответствия механизма сделок обстоятельствам их реализации;
· расходы на тяжбы, сопровождающие двусторонние усилия по устранению сбоев ex post в контрактных отношениях;
· затраты, связанные с точным выполнением контрактных обязательств.
Трансакционные издержки можно интерпретировать как затраты на адаптацию предприятия к меняющимся рыночным условиям.
Базовой единицей в теории трансакционных издержек признается акт экономического взаимодействия, сделка, трансакция. Категория трансакции понимается предельно широко и используется для обозначения обмена товарами, юридическими обязательствами, сделками краткосрочного и долговременного характера, требующими детального документального оформления и предполагающими простое взаимопонимание сторон.
Выделим наиболее типичные виды трансакционных издержек: издержки поиска информации; издержки ведения переговоров; издержки измерения; издержки спецификации и защиты прав собственности; издержки оппортунистического поведения (несоблюдение условий сделки, поведение, нацеленное на получение односторонних выгод в ущерб партнеру. Издержки этого типа связаны с трудностями точной оценки постконтрактного поведения другого участника сделки); издержки «политизации» (они сопровождают принятие решений на самом предприятии, например руководитель может в одностороннем порядке принять невыгодное для подчиненных решение).
В современных условиях действенным методом снижения трансакционных издержек считается ведение бизнеса посредством распределение работ, например поручение работы внештатным исполнителям, выполнение производственных и управленческих функций специализированными организациями на контрактной основе.
Концепция функционального учета затрат (ABC — Activity-Based Costing) формализует учет и анализ затрат по видам деятельности в части распределения накладных расходов на продукцию. Системы ABC могут использоваться для калькуляции производственных затрат, анализа прибыльности, для управления и контроля затрат.
Относительно стратегического управленческого учета для распределения производственных накладных расходов необходимо рассматривать показатели, отличные от объема производства.
АВС-подход позволяет определять виды деятельности, приводящие к возникновению затрат, и исследовать основные носители затрат для этих видов деятельности, что обеспечивает более глубокое понимание категории затрат в долгосрочном периоде.
Действия, проводимые на этих этапах, в контексте метода ABC называются функциями. В основе управления, основанного на функциях, лежат аналитические методы, базирующиеся на использовании АВС-информации.
Р. Купер и Р. Каплан выделили три независимых, но согласованно действующих фактора, которые являются основными мотивами практического применения ABC:
1) процесс структурирования расходов существенно изменился. В частности, в современном бизнесе накладные расходы составляют около 60%, материалы —30%, труд —только 10% производственных издержек, в связи с чем использование в качестве базы распределения накладных расходов рабочих часов неактуально;
2) значительно возрос уровень конкуренции, что требует эффективного управления затратами;
3) снизились затраты по сбору и анализу информации, необходимой для ABC.
Согласно концепции ABC в долгосрочном плане в большинстве своем производственные затраты являются постоянными, что позволяет понять причины, вызывающие изменение накладных расходов стечением времени.
По теории ABC при расчете стоимости продукции должны учитываться все функции, обеспечивающие бизнес-процессы (бизнес-функции). Под бизнес-функцией понимают вид деятельности предприятия. В качестве примера подобных функций можно назвать производство, разработку технологии, логистику, распространение продукции, сервисное обслуживание, информационную поддержку, финансовое администрирование и общее управление.
Связь между продуктом и видом деятельности устанавливается путем отнесения на продукт затрат в соответствии с «потребностями» продукта в определенных видах деятельности.
Применение АВС-подхода происходит поэтапно:
1)определение основных видов деятельности промышленного предприятия;
2)создание для каждого вида деятельности центра (группировки) затрат;
3)определение для каждого вида деятельности носителя издержек;
4)отнесение на продукт затрат на все связанные с ним виды деятельности.
Традиционные системы распределения производственных затрат дают искаженную информацию о себестоимости продукции во всех случаях, когда значителен объем деятельности, не связанной с объемом производства. Имеются тенденции к занижению себестоимости мелкосерийной продукции и, наоборот, к завышению себестоимости крупносерийной продукции. В результате может быть принято ошибочное управленческое решение, а выбранная стратегия относительно данного продукта станет губительной. Согласно учету затрат по функциям, динамика затрат определяется их носителями.
В качестве примеров носителей затрат можно привести количество принятых заказов для отдела приема заказов, число заказов на покупку для затрат на обеспечение деятельности отдела снабжения, количество производственных периодов на наладку оборудования и т.д.
Для измерения затрат, зависящих от объема производства в краткосрочном периоде, в системе ABC используют, например, часы работы основных производственных рабочих, часы работы оборудования.
Одним из направлений применения АВС-метода является формирование на предприятии системы бюджетов, при этом действует АВС-модель определения объема и стоимости работ, а также потребностей в ресурсах. Полученная АВС-информация позволяет принимать целенаправленные решения о распределении ресурсов, опирающиеся на понимание взаимосвязей функций и стоимостных объектов, стоимостных факторов и объема работ.
ABC как высокоэффективный универсальный метод снижения затрат широко применяется в экономически развитых странах, например в США, Франции, Канаде, Японии, Англии, Германии. Его успешно используют промышленные гиганты, в частности «Дженерал Моторс», «Хьюлетт-Паккард», «Крайслер», «Дженерал электрик» (США),«Данон» (Франция).
Кроме того, концепция ABC заслуживает внимания, так как служит основой для других методов управления предприятием, а именно:
ABM (Activity Based Management) — управление, основанное на действиях (функциях, операциях);
ABB (Activity Based Budgeting) — бюджетирование на основе выполняемых действий (функций, операций);
ARP (Activity Resource Planning) — функциональное планирование ресурсов.
Преимущества метода ABC следующие:
1) более точное определение стоимости продукции, которое дает возможность руководству предприятия принимать верные стратегические решения:
· по назначению цен на продукцию;
· по выбору ассортимента продуктов;
· по выбору между возможностями изготавливать самостоятельно или приобретать;
· по вложению средств в научно-исследовательские работы, автоматизацию процессов, продвижение и т.п.;
2) ясность в отношении выполняемых функций, что позволяет:
· уделить больше внимания управленческим функциям, таким, как повышение эффективности дорогостоящих операций;
· выявить и сократить объем операций, не добавляющих ценности продукции.
У метода ABC имеются и недостатки:
1) процесс описания функций может оказаться излишне детализированным;
2) модель может быть сложной и ее трудно поддерживать;
3)этап сбора данных по функциям часто недооценивается;
4)для качественной реализации требуются специальные программные средства;
5) модель быстро устаревает в связи с организационными изменениями.
Концепция стратегического позиционирования была сформулирована в 1990-х гг.
Стратегическое позиционирование представляет собой осуществление видов деятельности, отличных от видов деятельности конкурентов, или выполнение похожей деятельности, но другими способами. Ключевая идея концепции состоит во включении в сферу управленческого учета и анализа затрат подробной информации о стратегическом развитии предприятия, отрасли и экономики в целом. Подчеркнутое внимание к стратегическому позиционированию — один из ключей к стратегическому управлению затратами.
По Портеру, предприятие может выдерживать конкуренцию:
· поддерживая низкие затраты (лидерство на основе затрат);
· предлагая продукцию, превосходящую продукцию конкурентов (дифференциация продукции и фокусирование).
Подходы к управлению затратами, обусловленные стратегическим позиционированием, представлены в табл.
Таблица 2
Подходы к управлению затратами, обусловленные стратегическим позиционированием
Акцент в управлении затратами | Базовая стратегия конкуренции | |
Лидерство на основе затрат | Дифференциация продукции | |
Роль спланированных затрат при оценке показателей работы | Очень важна | Не очень важна |
Значение гибкого бюджетирования для управления издержками | От высокого до очень высокого | От умеренного до низкого |
Важность выполнения бюджета | От высокой до очень высокой | От умеренной до низкой |
Анализ издержек сбыта | Часто формально не выполняется | Критично для успеха |
Значение себестоимости в ценообразовании | Высокое | Низкое |
Значение анализа цен конкурентов | Высокое | Низкое |
Традиционно учет и анализ затрат рассматриваются с позиции оценки отраженных в бухгалтерском учете хозяйственных операций. Так как учет не является самоцелью, а служит средством для достижения успеха в бизнесе, при оценке системы и методологии учета, принятых на предприятии, нужно исходить из их соответствия или несоответствия принятой стратегии развития.
Очевидна оправданность такого подхода к управлению затратами, однако его практическая реализация в отечественной сфере услуг требует высокого уровня внутрифирменного финансового менеджмента.
Концепция экономической добавленной стоимости (EVA — Economic Value Added) была разработана специалистами консалтинговой компании Stern Stewart & Со на базе теоретических разработок Ф. Модильяни и М. Миллера и широко применялась в середине 1990-х гг. Исследования, проведенные в 1990-х гг., свидетельствуют о том, что EVA обеспечивает получение более полезной информации по сравнению с учетными данными, такими, как бухгалтерская прибыль, рентабельность капитала или темпы роста прибыли в расчете на одну акцию. EVA — единственный показатель для оценки стоимости бизнеса с момента создания.
Экономически добавленная стоимость представляет собой показатель, с помощью которого измеряют прибыль предприятия. При этом традиционные финансовые отчеты трансформируют в EVA-отчеты путем исправления возможных искажений в операционной деятельности предприятия, вызванных требованиями бухгалтерского законодательства и корректировкой операционной прибыли.
Автор концепции EVA, С. Штерн, не остановился на разработке показателя EVA, а создал концепцию под названием «Система управления на основе показателя EVA» (EVA-based management). Эта система финансового управления задает единую базу для принятия решений основным и вспомогательным персоналом предприятия и позволяет моделировать, отслеживать, проводить и оценивать принимаемые решения в едином ключе — речь идет о добавлении стоимости к инвестициям акционеров.
Модель EVA развивалась в соответствии с концепцией экономической прибыли. В ней предполагается, что стоимость предприятия равна величине инвестированного капитала плюс надбавка, равная приведенной стоимости, создаваемой в последующем году2:
Стоимость (V) | = | Инвестированный капитал (IS) | + | Приведенная стоимость прогнозируемой экономической прибыли (PVEP) |
IS = (оперционные текущие активы – беспроцентные текущие обязательства) + чистые основные средства (недвижимость, производственные помещения, оборудование) + (прочие активы – прочие нетекущие беспроцентные обязательства).
Бесспорным преимуществом EVA является математическая точность.
В общем виде формула для расчета EVA будет выглядеть следующим образом:
где NOPAT (Net Operating Profit After Taxes) – чистая операционная прибыль за вычетом налога на прибыль;
С – капитал компании;
WACC (Waited Average Cost of Capital) – средневзвешенная стоимость капитала.
где EBIT – величина дохода до уплаты налогов и процентов (т.е. рассматривается прибыль от операционной деятельности, сгенерированная как за счет собственного, так и за счет заемного капитал);
Т – ставка налогообложения дохода.
где ЕС – средний за период собственный капитал;
LC – заемный капитал;
r1 – альтернативная стоимость собственного капитала;
r2 – стоимость заемного капитала.
Учитывая то, что коэффициент финансовой зависимости GR (Gearing Ratio) в процентах равен соотношению заемного капитала и суммы собственного и заемного капитала, WACC можно представить формулой:
Таким образом, EVA определяется как разница между чистой прибылью и стоимостью использованного для ее получения собственного капитала предприятия.
Как и другие финансовые показатели, в процессе анализа показатель EVA можно разделить на несколько частей:
где ROIC – рентабельность инвестированного капитала
где - рентабельность продаж по чистой прибыли
– длительность оборачиваемости инвестированного капитала.
В свою очередь, NOPAT можно представить формулой:
NOPAT = Выручка – (Себестоимость продаж + Управленческие расходы + Коммерческие расходы + Налоги + Прочие затраты)
NOPAT: Выручка = 1 – (Себестоимость продаж: Выручка + Управленческие расходы: Выручка + Коммерческие расходы: Выручка + Налоги: Выручка + Прочие затраты: Выручка).
IC = OCC+ЧОС + ЧПА,
где ОСС – операционные оборотные средства, которые исчисляются как разница между операционными текущими активами (ОТА) и беспоцентными текущими обязательствами (БТА);
ОСС = ОТА – БТО;
ОТА — включают все текущие активы, которые используются для основной деятельности предприятия;
БТО — привлеченные средства (кредиторская задолженность, отложенные платежи и т.п.);
ЧОС — чистые основные средства;
ЧПА — чистые прочие активы.
Эта особенность позволяет привязывать создание стоимости к определенным группам работников или подразделениям и таким образом получать критерий для дифференцированного вознаграждения за проделанную работу на предприятии.
Отметим, что это далеко не новая концепция в экономике, но только недавно ее стали использовать как инструмент управления затратами.
Преимущества EVA -подхода заключаются в следующем:
· открывается потенциал, заложенный в персонале любой организации, система управлении, представляющая лучшую информацию и мотивацию сотрудникам и учитывающая вклад каждого в создание стоимости для акционеров, может давать значительные результаты;
· формула расчета EVA позволяет учитывать доходность и риски проектов (операционные и финансовые);
· EVA -корректировки дают возможность избежать расхождений между финансовой отчетностью и реальным положением дел;
· при выборе инвестиционного проекта, увеличивающего размеры предприятия, менеджеру придется учитывать, каким образом это повлияет на стоимость предприятия, сравнивая значения экономической добавленной стоимости до и после реализации проекта.
Присущи EVA -подходу и некоторые недостатки:
· система показателей состоит только из финансовых показателей, что ведет к недооценке таких факторов долгосрочного успеха, как знания персонала, информационные технологии, корпоративная культура;
· достаточно сложны расчеты;
· жесткая взаимосвязь вознаграждения и показателя EVA может привести к принятию решений, направленных на краткосрочные выгоды;
· ориентация в основном на краткосрочную перспективу, а не на долгосрочную.
Эти недостатки не снижают ценности EVA, поскольку данный подход позволяет сконцентрировать внимание на приоритетных направлениях стратегического управления, позволяет четко сформулировать стратегические цели в рамках финансового аспекта.
В стратегическом управлении критерий EVA используется в комбинации с такими распространенными инструментами стратегического анализа, как матрица Бостонской консалтинговой группы, матрица рыночной привлекательности и конкурентных позиций (матрица GE/McKinsey) и др.
Концепция EVA становится основным принципом оценки деятельности предприятия. EVA является определенным индикатором качества управленческих решений: постоянная положительная величина этого показателя свидетельствует об увеличении стоимости предприятия, тогда как отрицательная — о ее снижении.
Система сбалансированных показателей (ССП) разработана в начале 1990-х гг. По мнению ее создателей Р.Хаплана и Д. Нортона, она обладает неоспоримыми преимуществами перед традиционными концепциями, используемыми для управления и комплексной оценки эффективности деятельности предприятия. Благодаря ССП осуществляется формирование целевых ориентиров стратегического развития, трансформация стратегических целей в показатели оперативного управления, мониторинг движения предприятия на пути к достижению стратегических целей. Актуализация и корректировка целей позволяет сопоставлять глобальные цели предприятия с текущими задачами каждого сотрудника.
В рамках ССП осуществляется взаимосвязь четырех важнейших стратегических элементов, по которым контролируются достижения стратегических целей и задач предприятия:
1) финансовый элемент;
2) потребительский элемент (клиенты);
3) внутренние бизнес-процессы; 4)обучение и рост.
Стандартная модель, разработанная Капланом и Нортоном для коммерческой организации, представлена на рис 4
В самом верху карты стратегии располагается финансовый элемент.
В общем случае он охватывает стратегии роста и результативности. Балансы и отчеты о прибылях и убытках описывают финансовое здоровье предприятия.
Стратегические цели и соотнесенные с ними риски выражаются в планируемом уровне доходности капитала, росте курсовой стоимости акций, рентабельности инвестиций.
Настоящее определяют два элемента:
а) клиенты. Этот элемент показывает конкурентное предложение. Перспектива клиентов критически важна для общей стратегии предприятия, потому что она четко определяет выбор рыночной позиции (например, ведущий поставщик определенного товара, партнер своих клиентов или разработчик образцовых бизнес-процессов) и ключевых клиентов, на которых предприятие ориентируется;
б) внутренние бизнес-процессы. Данный элемент в значительной степени определяется перспективой клиентов. Этот ракурс определяет ключевые внутренние процессы, в которых предприятие должно превзойти конкурентов.
Будущее определяет элемент обучения и роста. Эта перспектива лежит в основе корпоративного плана, задает основные составляющие культуры, технологии и навыков, которые критически важны для развития предприятия.
Предприятия могут дополнять перечень или заменять один из перечисленных элементов на элемент, более полно характеризующий миссию предприятия.
Отражающая стратегию гипотеза возникает как результат взаимодействия и взаимозависимости финансовых и нефинансовых показателей.
Основной принцип ССП: эффективно управлять можно лишь тем, что можно достоверно измерить, поэтому концепцию ССП нужно рассматривать не столько как систему показателей, сколько как всеохватывающую систему управления посредством взаимосвязи между:
· стратегическими и операционными показателями;
· фактическими и плановыми показателями;
· показателями по предприятию и его структурными единицами;
· показателями результативности и вознаграждения;
· показателями, относящимися ко всем стратегически важным аспектам деятельности;
Преимущества применения ССП для стратегического управления затратами очевидны, так как она имеет три четкие составляющие.
1. Стратегия. Впервые ССП позволяет сформулировать стратегию и довести ее до сведения всех работников таким образом, что каждый понимает ее необходимость и действенность.
2. Ориентир. Используя ССП как «навигатор», можно привести все ресурсы и достижения и инициативы в стратегическое соответствие с программами (планами) предприятия.
3. Организация. В ССП видны и логика и архитектура, необходимые для установления новых организационных связей между бизнес-единицами, вспомогательными сервисными подразделениями и отдельными сотрудниками, что позволяет мобилизовать весь персонал предприятия на работу в совершенно новых условиях.
При стратегическом управлении затратами большое внимание уделяется именно причинно-следственным связям. Особое значение Каплан и Нортон придавали созданию обратной связи, поскольку именно она позволяет проверить правильность и жизнеспособность выработанной стратегии.
Обратная связь в ССП представляет собой процесс, замыкающий контур непрерывного совершенствования системы показателей.
Для успешного функционирования ССП необходима качественная информация. В связи с тем что в рамках ССП устанавливаются стратегические цели, а оцениваются значения отдельных показателей на более короткий срок, просматривается неразрывная связь с такими технологиями управленческого учета, как бюджетирование, анализ отклонений, системы учета затрат, комплексное управление качеством.
Основные недостатки ССП:
· необходимость строго сформулированной стратегии и обязательность высокой корпоративной культуры;
· сложность выявления адекватных ключевых показателей и их измерения;
· отсутствие ответственности за общий результат;
· ориентация в основном на управление активами и ресурсами, а не на их финансирование.
Однако достоинств у ССП гораздо больше, чем недостатков.
3. СОСТАВЛЕНИЕ СМЕТ И КАЛЬКУЛИРОВАНИЕ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ (РАБОТ, УСЛУГ)
1. Содержание и назначение сметы виды смет
2. Управление затратами по центрам ответственности
3. Содержание и назначение калькуляции
СМЕТА - это внутрифирменный финансовый план, формализованный документ, отражающий предполагаемый уровень расходов предприятия (подразделений предприятия).
ЦЕЛИ СОСТАВЛЕНИЯ СМЕТЫ
· ПЛАНИРОВАНИЕ БУДУЩИХ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Предварительная оценка эффективности предстоящих операций уменьшает степень неопределенности будущего.
· КООРДИНАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ
Смета путем разумных ограничений позволяет урегулировать противоречия в целях подразделений в пользу предприятия в целом.
· МОТИВАЦИЯ
Смета как целевой показатель стимулирует работников к ее исполнению. Анализ выполнения сметы должен отражаться на системе материального стимулирования.
· УПРАВЛЕНИЕ ПО ЦЕНТРАМ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
Смета обеспечивает возможность управления по объектам затрат (подразделениям, сегментам рынка), что способствует выявлению проблемных участков.
· КОНТРОЛЬ
Тщательно разработанная смета - наилучший стандарт для оценки фактических затрат. Также смета позволяет отслеживать ряд экономических показателей.
Формально состав сметы определяется нормативными документами:
• Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) и порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли (утв. Постановлением Правительства РФ от 05.08.1992 № 552 с изменениями и дополнениями)
• Налоговый кодекс РФ (часть II, Глава 25)
ГРУППИРОВКА ЗАТРАТ В СМЕТЕ В СООТВЕТСТВИИ С НАЛОГОВЫМ КОДЕКСОМ РФ
- сырье и материалы
- инструменты, инвентарь и другое имущество, не являющееся амортизируемым
- топливо и энергия всех видов
- услуги производственного характера и др.
- суммы, начисленные в соответствии с принятыми формами и системами оплаты труда
- стимулирующие и компенсационные выплаты
- отпускные, единовременные вознаграждения за выслугу лет и пр.
- другие выплаты, предусмотренные коллективным или трудовым договором
• ПРОЧИЕ РАСХОДЫ
- начисленные налоги и сборы
- арендные платежи
- представительские, командировочные, рекламные расходы и др.
НАЗНАЧЕНИЕ СМЕТЫ:
· Определение общего объема потребляемых ресурсов различных видов
· Увязка разделов производственно-финансового плана: по материально-техническому снабжению, по труду и кадрам и т. д.
· Определение потребности в оборотных средствах Хозяйственные связи предприятия с контрагентами (поставщиками, банками и т.д.) формируются с учетом смет затрат
· Выявление резервов экономии по видам затрат.
НА ПРЕДПРИЯТИЯХ РАЗРАБАТЫВАЮТ СЛЕДУЮЩИЕ ВИДЫ СМЕТ:
· СМЕТЫ ОСНОВНЫХ ЗАТРАТ НА ПРОИЗВОДСТВО
- смета использования основных материалов
- смета по труду и заработной плате основных производственных рабочих
- смета затрат на технологическую энергию
· СМЕТЫ ЗАТРАТ НА СОДЕРЖАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ОТДЕЛОВ И СЛУЖБ
- смета службы логистики
- смета отдела сбыта и др.
· КОМПЛЕКСНЫЕ СМЕТЫ
- смета расходов на содержание и эксплуатацию оборудования
- смета хозяйственных расходов
- смета затрат на освоение новой продукции
- смета затрат на реализацию и др.
· ЦЕЛЕВЫЕ СМЕТЫ
- смета командировочных расходов
- смета расходов на рекламу и др.
ФОРМИРОВАНИЕ СМЕТЫ ОБЩЕПРОИЗВОДСТВЕННЫХ РАСХОДОВ НА ОСНОВЕ ШАХМАТНОЙ ВЕДОМОСТИ
Статья расходов | ИТОГО: | В том числе | |||
Материальные затра ты | Опла та труда | Амортизация | Прочие расхо ды | ||
1. Амортизация оборудования и транспортных средств | Х | ||||
2. Ремонт производственного оборудования и транспортных средств | Х | Х | |||
3. Эксплуатация оборудования | Х | Х | |||
4. Внутрипроизводственное перемещение грузов | Х | ||||
5. Инструменты и приспособления | Х | ||||
6. Содержание аппарата управления цехом | Х | ||||
7. Оплата труда прочего цехового персонала | Х | ||||
8. Амортизация зданий, сооружений, инвентаря | Х | ||||
9. Ремонт зданий, сооружений, инвентаря | Х | ||||
10. Содержание зданий, сооружений, инвентаря | Х | Х | |||
11. Испытания, опыты, исследования | Х | ||||
12. Изобретательство и рационализаторство | Х | ||||
13. Охрана труда | Х | ||||
14. Прочие общецеховые расходы | Х | ||||
ИТОГО: |
В зависимости от принципов составления и анализа выполнения смет различают жесткие и гибкие сметы.
Составление гибких смет предполагает последующую корректировку по фактическому уровню деятельности.
Неверно сравнивать фактические затраты на одном уровне деятельности со сметными, определенными для другого уровня.
|
|
Сметы составляются «снизу - вверх» в иерархическом порядке. На каждом уровне производится консолидация смет.
УПРАВЛЕНИЕ ЗАТРАТАМИ ПО ЦЕНТРАМ ОТВЕТСТВЕННОСТИ.
Центр ответственности может быть определен как сегмент организационной структуры предприятия (сегмент бизнеса), где управляющий несет ответственность за работу сегмента
В ответственность центру должны вменяться только те затраты, на которые оказывает значительное влияние руководитель этого центра (регулируемые на данном уровне затраты).
ПРИМЕР РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА МАТЕРИАЛЬНЫЕ ЗАТРАТЫ
Подразделение предприятия | Зона ответственности |
Отдел снабжения | • Цена закупа • Качество материалов |
Производственный отдел | • Объем потребления (на основе программы выпуска) • Технологические потери • Сверхнормативный брак • Сверхнормативные отходы |
Транспортно-экспедиционный отдел | • Транспортные затраты, включаемые в себестоимость материалов • Порча и потери в процессе транспортировки • Порча и потери в процессе погрузочно-разгрузочных работ |
Складская служба | • Порча и потери в процессе хранения |
В целях расчета прибыли по центрам все расходы предприятия, являющиеся косвенными для центров прибыли, должны быть распределены между ними.
ПРИМЕРНЫЕ БАЗЫ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ КОСВЕННЫХ РАСХОДОВ МЕЖДУ ЦЕНТРАМИ ПРИБЫЛИ
Статья затрат | База распределения |
Расходы на рекламу | Пропорционально прямым расходам на рекламу или объему продаж |
Расходы на оплату труда офисных служащих | Пропорционально расходам на оплату труда сотрудников центров прибыли |
Расходы на услуги связи | Пропорционально прямым расходам на услуги связи или количеству средств связи |
Расходы на юридические услуги | Пропорционально количеству договоров |
Аренда, содержание офисных зданий, налог на имущество | Пропорционально занимаемой площади |
Расходы на содержание легкового автотранспорта | Пропорционально количеству заявок на автомобили за период |
Расходы по обслуживанию оргтехники и программного обеспечения | Пропорционально количеству компьютеров |
Электроэнергия и коммунальные услуги | Пропорционально количеству сотрудников |
Канцтовары, продукты и прочие расходные материалы | Пропорционально количеству сотрудников |
Процесс учета и планирования затрат можно представить как суммирование затрат по центрам ответственности и распределение этих затрат на единицу продукции (работ, услуг). Второй этап обычно называют калькулированием себестоимости продукции.
Прямые расходы непосредственно делятся на количество единиц соответствующего вида продукции, косвенные расходы распределяются пропорционально какой-либо базе.
Рассчитываются ставки (коэффициенты) покрытия косвенных расходов.
|
покрытия суммарное значение базы распределения
|
|
|
= *
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СМЕТЫ И КАЛЬКУЛЯЦИИ
С М Е Т А | К А Л Ь К У Л Я Ц И Я |
Группировка затрат по экономическим (однородным) элементам | Группировка затрат по местам возникновения |
Объект расчета - центры ответственности | Объект расчета - единица продукции (работ, услуг) |
Рассчитывается на весь объем выпуска продукции | Рассчитывается на единицу продукции и на весь объем выпуска |
Основные цели расчета: • определение общих финансовых результатов; • определение потребности в оборотных средствах; • выявление резервов общей экономии по видам затрат. | Основные цели расчета: • обоснование цены затратным методом; • определение прибыли и рентабельности по видам продукции; • выявление резервов снижения себестоимости продукции по местам возникновения затрат. |
ПРИМЕРНЫЙ СОСТАВ КАЛЬКУЛЯЦИИ | 1. Сырье и основные материалы (за вычетом возвратных отходов) 2. Покупные изделия 3. Полуфабрикаты собственного производства 4. Топливо и энергия на технологические нужды 5. Износ специального инструмента и оснастки 6. Основная заработная плата основных производственных рабочих 7. Дополнительная заработная плата основных производственных рабочих 8. ЕСН с основной и дополнительной заработной платы основных производственных рабочих | Техническая себестоимость | Цеховая себестоимость | Производственная себестоимость | Полная себестоимость |
9. Производственные расходы 9.1. Расходы по содержанию и эксплуатации оборудования (РСЭО) 9.1.1.Амортизация оборудования и транспортных средств 9.1.2.Энергия для производственных целей 9.1.3.Вспомогательные материалы 9.1.4.Затраты на ремонт оборудования 9.1.5.Инструмент и оснастка 9.1.6.Основная и дополнительная заработная плата рабочих, обслуживающих оборудование, ЕСН 9.1.7.Затраты на внутренний транспорт 9. 1.8.Прочие расходы | |||||
9.2. Цеховые расходы 9.2.1.Амортизация цеховых зданий и сооружений 9.2.2.Энергия для хозяйственных целей 9.2.3.Расходные материалы, инвентарь 9.2.4.Затраты на ремонт цеховых зданий и сооружений 9.2.5.Основная и дополнительная заработная плата цехового персонала, ЕСН 9.2.6.Охрана 9. 2.7.Прочие расходы | |||||
10. Общехозяйственные расходы - структура аналогична цеховым расходам плюс: 10.1.Затраты на обучение персонала 10.2.Арендная плата 10.3.Банковское обслуживание 10.4.Проценты по кредитам 10.5.Командировочные расходы 10.6.Прочие расходы | |||||
11. Коммерческие расходы 11.1.Представительские расходы 11.2.Расходы на рекламу 11.3.Складские расходы 11.4.Транспортные расходы по доставке продукции 11.5.Комиссионные вознаграждения 11.6.Прочие расходы |