Лекция 2. Основные понятия и определения стратегического менеджмента

Рис. 3. Схема стратегического управления

-2- необходимо изучить все внешние фирмы, определяющие состояние и конкурентность внешней среды; выявить основные возможности и угрозы внешнего окружения.

-3- раскрываются возможности и потенциал, на которые фирмы могут рассчитывать в конкурентной борьбе.

На –1- и –3- этапах даются ответы на вопросы: Где находится фирма? Где должна находится в будущем?

-4- необходимо решить, как переместиться из того положения, где фирма сегодня находится в то положение, где фирма хочет видеть себя завтра.

Результаты –1- и –4- этапов называются стратегическим планом организации.

-5- создание организационной культуры, систем мотивирования и организации труда, системы лидерства фирмы, определение гибкости и т.д.

-6- так как стратегическое управление – это непрерывный процесс, то возникает потребность внесения корректирующих изменений, чтобы корректировка была своевременна, необходимо периодически проводить оценку стратегии для выявления ее соответствия требованиям окружения, потенциалу и возможностям фирмы. Это обеспечивает обратную связь между тем, как идет процесс к достижению целей и собственно целями. Обычно выделяют пять характеристик:


─ направление действий;

─ количество;

─ качество;

─ время;

─ затраты.


Понятие стратегии

Стратегия – искусство; выработка линии действия фирмы с целью определения ее места на рынке закрепления на нем и последующего расширения не смотря на изменения, которые ожидают фирму в ближайшем и далеком будущем.

Стратегия отвечает на вопрос: «Каким образом, с помощью каких действий фирма сумеет достичь своих целей в условиях изменяющего конкурентного окружения?»

Стратегия – это средство достижения конечного результата, долгосрочный план организации; заранее спланированная реакция организации на изменение внешней среды.

Внешняя среда характеризуется через определения: динамичная; сложная; неопределенная.

Стратегия дает ответы на вопросы относительно сущности организации:

1. Что представляет наш бизнес сегодня?

2. Каким должен стать наш бизнес завтра?

3. Каковы наши товары, функции и рынки?

4. Что нужно сделать, чтобы достичь поставленных целей?

Миссия фирмы

Миссия фирмы – основная общая цель фирмы, которая в концентрированном виде выражает причину и смысл существования фирмы и ее предназначение.

Формирование миссии включает в себя три аспекта:

1. Понимание, каким бизнесом реально занята организация в настоящее время.

2. Решение о том, есть ли необходимость изменить стратегический курс.

3. Коммуникация или распределение информации о миссии таким способом, чтобы она стала ясной и смогла заинтересовать работников, создать положительную реакцию.

Появление миссии реально сказалось на изменении конкурентного статуса фирмы.

Определение бизнеса должно содержать ответы на три вопроса:

1. Какие потребности удовлетворять?

2. Интересы каких групп потребителей удовлетворять?

3. Каким образом удовлетворять потребности?

Цели фирмы

Цели выражают отдельные конкретные направления деятельности фирмы.

Цели делятся на неэкономические и экономические. Неэкономические цели фирмы могут выражаться в улучшении условий труда. Экономические цели фирмы выражаются в хозяйственной деятельности:

─ рентабельность;

─ качество продукции;

─ достижение технического превосходства;

─ создание определенного имиджа.

С точки зрения периода цели делят на краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные. Краткосрочные цели имеют конкретное содержание и могут выражаться как получение прибыли. Среднесрочные и долгосрочные цели заключаются в достижении целей фирмы и ее миссии.

Для различных организаций среднесрочные и долгосрочные цели различаются, и это зависит от срока окупаемости деятельности фирмы, то есть продолжительности производственного и операционного циклов.

Восемь ключевых пространств, в рамках которых фирма определяет свои цели:

1. Положение на рынке. В этой области формируется показатели конкурентоспособности.

2. Инновация показывает возможности производства новых товаров, определяются задачи внедрения новых рынков, технологий и методов организации производства.

3. Производительность – взаимосвязь результатов с ресурсами, которые этот результат производят.

4. Ресурсы – оценка всех имеющихся ресурсов, сравнение с необходимым уровнем и определение потребности в ресурсах, которые могут быть: трудовыми, информационными, финансовыми, материальными. Самые главные и важные финансовые ресурсы, поэтому для фирмы важно иметь финансовую устойчивость. Информационные ресурсы в настоящее время становятся важными «Кто владеет информацией, тот правит миром».

5. Доходность и прибыльность.

6. Управленческие аспекты.

7. Персонал.

8. Социальная ответственность.

Решающими для организации являются финансовые цели, но при условии ограничения на все остальные цели.

Цели представляют собой результаты, которых стремится добиться организация в ближайшей перспективе. Цели могут быть поставлены перед организацией в целом, перед ее структурными подразделениями, а также перед конкурентными исполнителями.

Отличительные черты цели называются SMART – характеристикой.

S – быть точным и ясным, чтобы не оставалось места для их неправильного или множественного толкования.

M – выражать количественно все, что можно и даже субъективные ожидания.

А – то есть достижимыми и начальник, и подчиненный должны быть уверены что поставленная цель достижима.

R – цели должны соотноситься со стратегией, миссией, хозяйственными целями и интересами исполнителя.

Т – четко отчерчены во времени.

Факторы, определяющие стратегию

Факторы, определяющие стратегию, делятся на две группы:

1. Внешние.

2. Внутренние.

Внешние:

─ фирмы макроуровня определяются государством, страной, содружеством;

─ средние фирмы – мезоуровень (отрасль, регион);

─ фирмы микроуровня (ближайшее окружение предприятий).

Внутренние:

─ сильные и слабые стороны;

─ способность к конкуренции;

─ качество руководителей;

─ организационная культура.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: