double arrow

Категорически запрещается смешивать тормозные жидкости, изготовленные на различной основе во избежание их расслаивания

При обнаружении подтекания тормозной жидкости в любом месте гидропривода выезд на линию категорически запрещен!

В автомобилях с гидровакуумной установкой работоспособность тормозной системы можно проверить, нажав левой ногой на педаль, затем пустить двигатель – педаль должна несильно переместиться вниз. При изменении частоты вращения коленчатого вала педаль и нога должны оставаться на месте.

При загорании лампочки аварийного сигнализатора «Уровень жидкости» следует немедленно остановиться.

При ТО-1 дополнительно к работам по ЕО необходимо очистить от пыли и грязи все доступные элементы тормозной системы, у легковых автомобилей тщательно очистить скобы (суппорт) передних дисковых тормозных механизмов, проверить крепление основных узлов, штуцерных соединений и т. д. Следует соблюдать осторожность при подтягивании гайки штуцерных соединений во избежание «подрезки» развальцованной головки трубопровода – подтягивание штуцерных гаек гаечным ключом лучше проводить левой рукой, а правой в это время прижимать трубопровод к гнезду сопрягаемого элемента гидросистемы привода.

Необходимо проверить уровень тормозной жидкости в бачке
главного тормозного цилиндра, отвернув пробку заливной горловины, тщательно прочистить воздушное отверстие в ней. При необходимости долить жидкость той же марки («Нева», «Томь», «Роса»).

При работе автомобиля на особо пыльных дорогах рекомендуется производить полную замену жидкости один раз в год, в противном случае возможно образование твердых грязевых комков в главном цилиндре. При нормальных условиях эксплуатации автомобиля жидкость следует менять один раз в три года.

При предположении, что в гидросистему привода попал воздух, систему необходимо прокачать.

Перед началом прокачки гидросистемы необходимо отрегулировать зазор между поршнем и штоком главного тормозного цилиндра (в тех моделях, где это предусмотрено).

Рис. 10.2. Главный цилиндр гидравлического тормозного привода
автомобиля ГАЗ-53-12:
а –узел замочного кольца с упорной шайбой поршня; б – исходное
положение толкателя и поршня с манжетой; в – узел ш-репускного
и обратного клапанов; 1 – замочное кольцо; 2 – упорная шайба;

3 и 5 – манжеты поршня; 8 – выпускной клапан;

9 – пробка заливной горловины; 11 – корпус; 12 – штуцер; 13 – возвратная
пружина; 14 – поршень; 15 – защитпый колпак; 16 – толкатель;

18 – тяга; 19 – педаль тормоза

Прокачку следует начинать с дальнего колесного тормозного цилиндра от главного тормозного цилиндра, последовательно переходя к остальным, открывая клапаны прокачки, располагаемые в верхней части колесного тормозного цилиндра, где обычно скапливается воздух, отворачивая их гаечным ключом, предварительно надев на головку клапана резиновый шланг, который опускают в прозрачный сосуд с тормозной жидкостью (рис. 10.3). При выполнении прокачки двумя механиками один по команде должен несколько раз резко нажать на тормозную педаль, создавая тем самым давление в системе, и держать ее в нажатом состоянии до тех пор, пока другой слесарь открывает клапан и выпускает жидкость.

Рис. 10.3. Удаление воздуха из гидросистемы привода тормозного механизма

автомобиля

Если жидкость выходит с пузырьками воздуха, то прокачку данного цилиндра следует повторить. В ходе прокачки надо следить за уровнем жидкости в бачке главного цилиндра, периодически доливая ее. После окончания прокачки довести уровень жидкости в бачке до нормы (15–20 мм от края заливной горловины, или в соответствии с ТУ для данной модели автомобиля).

На АТП для этой же цели используют передвижную установку С-905, которая имеет дополнительный бачок и систему шлангов для сбора отработавшей жидкости из гидросистемы тормозных механизмов.

В двухконтурных тормозных системах, каждый контур следует прокачивать отдельно. У автомобилей с гидровакуумным усилителем пр.окачку рекомендуется начинать с дополнительного цилиндра усилителя, используя перепускные клапаны.

В некоторых автомобилях предусмотрена частичная регулировка колесных тормозных механизмов задних колес. Регулировка предусматривает подвод колодок к тормозным барабанам, в основном в верхней части, возле колесного тормозного цилиндра. Колеса перед регулировкой должны быть вывешены. Регулировку производят, медленно вращая регулировочный эксцентрик 5 (рис. 10.4) за шестигранную головку болта.

Сначала регулируют переднюю колодку, вращая колесо вперед – как только оно затормозится, эксцентрик начинают вращать в обратном направлении, до начала свободного вращения колеса (допускается легкое задевание накладок за барабан). Таким же образом регулируют и вторую колодку, но колесо при этом вращают уже в другую сторону, чтобы регулируемую колодку отжимало от колесного тормозного цилиндра.

Рис. 10.4. Проверка (а) и регулировка (б) зазора между

тормозной колодкой и барабаном:

1 – барабан тормозного механизма; 2 – фрикционная накладка; 3 – тормозная колодка; 4 – опорный диск; 5 – регулировочный эксцентрик.

При ТО-2 дополнительно к работам ТО-1 проводят углубленную диагностику (как поэлементную, так и полную) технического состояния тормозной системы. Для этого используются как небольшие переносные приборы, так и стационарные стенды (преимущественно с беговыми барабанами). Перед постановкой автомобиля на ТО-2, при наличии деселерометра, целесообразно провести ходовые испытания.

При ТО-2 в обязательном порядке снимаются все колеса и барабаны автомобиля при оценке состояния колесных тормозных механизмов и их техническом обслуживании.

При обнаружении течи из колесных тормозных цилиндров – их заменяют. Производить ремонт на постах, путем замены поршеньков с манжетами, не рекомендуется. При заедании поршеньков в цилиндрах, в том числе и в дисковых тормозных механизмах, необходимо заменить колесные тормозные цилиндры. Ремонт следует проводить в агрегатном цехе.

Колодки с изношенными накладками или при наличии на них сколов и трещин – заменяют. Менять рекомендуется сразу обе колодки. При незначительном замасливании накладок колодок их промывают ветошью, смоченной в чистом бензине. После высыхания бензина, поверхность накладок, так же, как и рабочую внутреннюю поверхность барабанов, зачищают шлифовальной шкуркой до полного удаления рисок и задиров.

При ТО-2 в порядке сопутствующего ремонта разрешено
производить замену любых неисправных узлов и деталей.

Предварительно качество проведенных работ и регулировок можно оценить по ходу педали: при нажатии на нее она не должна опускаться более чем на '/2 хода, после чего сопротивление нажатию должно резко возрасти.

ТО и ремонт тормозной системы с пневматическим поводом.

Основные неисправности пневмотормозов

Снижение эффективности действия тормозов — увеличивается тормозной путь и время срабатывания тормозов.

Причины:

• повышенный износ или замасливание фрикционных накладок;

• повышенный износ тормозных барабанов – сопровождается появлением эллипсности и многочисленных рисок и задиров рабочей поверхности;

• увеличение зазора между накладками колодок и тормозными барабанами;

•пониженное давление воздуха в системе пневмопривода тормозов – происходит при утечке воздуха в местах негерметичности, при ослаблении натяжения приводного ремня, при повышенном износе цилиндро-поршневой группы компрессора и выходе из строя клапанной системы разгрузочного устройства или регулятора давления (в т.ч. неправильная регулировка его);

• неисправная работа тормозного крана — происходит при неправильной регулировке или повышенном износе деталей и нарушении работы клапанных механизмов;

• повышенный свободный ход педали тормозов.

Неравномерное действие тормозов

Причины:

• наличие вышеуказанных неисправностей в отдельных колесах;

• отсоединение штока тормозной камеры от тормозного рычага колесного механизма или выход из строя самой тормозной камеры.

Полный отказ тормозов при нормальном давлении воздуха в системе пневмопривода.

Причины:

• замерзание неслитого вовремя копденсата из ресиверов – происходит при низкой температуре с образованием ледяных пробок в магистральных трубопроводах;

• заклинивание тормозного крана – в случае примерзания клапанов к седлам и т.д.

Нерастормаживание колес автомобиля при полностью отпущенной педали тормоза.

Причины:

• прорыв сжатого воздуха в тормозные камеры – происходит при негерметичности клапанов тормозного крана. В отдельных колесах нерастормаживание возможно при обрыве стяжных пружин колодок, при заедании разжимного кулака, эллипсообразном износе барабанов, а в зимнее время – при прихватывании (примерзании) отсыревших накладок колодок к тормознымбарабанам после длительных стоянок; возможен также срыв отдельпых элементов накладок, приводящий к заклиниванию колеса.

Техническое обслуживание тормозной системы
с пневматическим приводом

ЕО заключается в проведении перед выездом на линию осмотра и проверки общего состояния узлов и элементов тормозной системы, включая приводной ремень компрессора, крепления основных узлов. Не пуская
двигатель, при достаточном давлении в пневмосистеме (не ниже
0,15–0,2 МПа) можно определить на слух по характерному шипению места значительных утечек воздуха.

О герметичности пневмосистемы в целом можно судить по утечке сжатого воздуха, после продолжительной стоянки она не должна превышать 0,05 МПа за 1 ч. При резком нажатии на тормозную педаль при неработающем двигателе давление в пневмосистеме должно снизиться, а давление в ресиверах и тормозных камерах выровняться и стать одинаковым, при этом стрелки шкал манометра не должны колебаться.

При ТО-1 дополнительно к работам ежедневного технического обслуживания необходимо проверить крепеж всех узлов и элементов тормозной системы, шплинтовку соединительных пальцев штоков тормозных камер. Герметичность пневмосистемы проверяют нанесением кисточкой мыльной пены на возможные места утечек сжатого воздуха. Затем проверяется натяжение приводного ремня компрессора и при необходимости регулируется его натяжение перемещением корпуса компрессора при ослабленных болтах крепления. С помощью линейки проверяется
свободный ход тормозной педали. При необходимости регулируют свободный ход рычага тормозного крана регулировочными болтами, он должен составлять 1–2 мм.

При ТО-1 рекомендуется проверить и при необходимости
отрегулировать колесные тормозные механизмы путем частичной регулировки для уменьшения зазора между колодками и барабаном возле разжимного кулака (рис. 20.16), вращяя четырехгранные хвостовики осей червяка, имеющие лунки для шариков фиксаторов (при повороте оси червяка раздаются характерные щелчки, поэтому данный регулировочный механизм называют иногда «трещеткой»).

Рис.10.5. Регулировка тормозных механизмов: 1 – четырехгранник;

2 – хвостовик оси; 3 – рычаг; 4 – ось червяка; 5 – червячное колесо

При ТО-2 дополнительно к работам ТО-1 вскрывают все колесные тормозные механизмы путем снятия тормозных барабанов и производят работы, аналогичные операциям ТО-2 для гидротормозных механизмов.

После установки тормозных барабанов на место также производится полная регулировка тормозного механизма.

Контрольные вопросы:

1. Перечислите основные неисправности рулевых управлений.

2. Перечислите основные причины, признаки и возможные последствия повышенного люфта рулевого колеса.

3. Перечислите причины, признаки и возможные последствия заедания или затрудненного поворота рулевого колеса.

4. Перечислите основные причины полного отказа в работе РУ.

5. Перечислите основные операции, проводимые водителем при ЕО.

6. Каковы основные методы контроля работоспособности РУ на линии?

8. Как производится регулировка рулевых шарниров продольных тяг?

9. С помощью каких приборов производится диагностика РУ?

10. Перечислите основные неисправности гидротормозов.

11. Перечислите основные причины и признаки неэффективного действия тормозов.

12. По каким причинам тормозная система не обеспечивает равномерности действия тормозов? К каким последствиям это может привести?

13. Каковы причины полного отказа тормозов?

14. Каковы причины нерастормаживания колес?

15. Какова методика прокачки тормозов?

16. Перечислите основные неисправности пневмотормозов.

17. Перечислите основные причины, признаки и возможные последствия снижения эффективности действия ручных тормозов.

18. Назовите причины неравномерного действия тормозов и возможные последствия этой неисправности.

19. Каковы причины полного отказа действия тормозов?

20.Перечислите причины, признаки и возможные последствия нерастормаживания тормозов.

Тема 11.


Сейчас читают про: