Все цены, действующие в экономике страны, взаимосвязаны и составляют единую систему. Эта система подвержена постоянному влиянию разнообразных рыночных факторов, поэтому находится в непрерывном движении и развитии.
Во всей системе цен определяющую роль играют цены на продукцию базовых отраслей: топливно-энергетического комплекса, металлургии, машиностроения и транспорта.
Взаимосвязь и взаимозависимость цен, составляющих единую систему, определяются двумя важнейшими факторами:
- единством процесса формирования затрат во всех сферах и отраслях экономики
- взаимосвязью всех элементов рыночного механизма хозяйствования и всех субъектов, действующих на рынке
Все цена классифицируются в зависимости от определенных экономических признаков:
1) в зависимости от обслуживаемой сферы товарного обращения различают следующие виды цен:
- оптовые
- розничные
- закупочные
- на строительную продукцию
- тарифы транспорта
- тарифы на платные услуги населению
- цены внешнеторгового оборота (экспортные и импортные)
2) в зависимости от степени свободы цен от воздействия государства при их определении различают цены:
- свободные
- регулируемые
- фиксированные
3) в зависимости от времени действия различают цены:
- долговременные
- текущие
- скользящие
- гибкие
- сезонные
4) по территории действия выделяют цены:
- единые
- региональные
5) в зависимости от порядка возмещения потребителем транспортных расходов по доставке грузов различают цены
- в месте производства продукции
- единые, включающие все расходы по перевозке товара
- зональные
- установленные на основе базисного пункта
6) в зависимости от степени новизны товара различают цены:
- на новые товары
- товары, реализуемые на рынке относительно долго
7) по новым товарам выделяются следующие виды цен:
- «снятие сливок». С момента освоения и появления нового товара на рынке на него устанавливается максимально высокая цена. Такая цена рассчитана на покупателя, который готов купить этот товар по этой цене
- «проникновения (внедрения на рынок)». Фирма устанавливает цену ниже, чем цены на аналогичные товары конкурентов. Цель – привлечь максимальное число покупателей и занять наибольшую долю рынка
- «следование за лидером» Эта цена устанавливается с учетом цены, предлагаемой главным конкурентом – ведущей фирмой отрасли. Цена фирмы не должна превышать цену лидера
- с возмещением издержек. В том случае цены устанавливаются фирмой с учетом фактических издержек и средней нормы прибыли на рынке или в отрасли
- престижная. Эта цена устанавливается на эксклюзивные товары очень высокого качества известной фирмы, обладающие уникальными признаками и свойствами
Руководство организации выбирает один из перечисленных видов цен с учетом многих факторов, а именно: от скорости внедрения на рынок нового товара, доли рынка, контролируемой данной фирмой, характера товара (степени новизны, взаимозаменяемости с другими товарами), срока окупаемости капитальных. Конкретных условий рынка (степени его монополизации, ценовой эластичности спроса, круга покупателей), положения фирмы отрасли (финансового положения, связей с другими производителями).
Для товаров, продаваемых на рынке длительное время, используются следующие виды цен:
- потребительского сегмента рынка. Эта цена устанавливается на примерно аналогичные виды товаров и услуг, реализуемых по разным ценам разным социальным группам покупателей с неодинаковым уровнем доходов
- преимущественная. Предусматривается определенное снижение цены на свои товары фирмой, занимающей основную долю рынка (70-80%). Главная цель фирмы – воспрепятствовать проникновению на рынок новых конкурентов
- на изделия, снятые с производства. Ориентирована на ограниченный круг покупателей, имеющих потребности именно в этих товарах. Цены на эти товары устанавливаются выше, чем на обычные товары
- ниже, чем у большинства фирм. Они устанавливаются на товары, дополняющие другой товар, реализуемый по обычной цене. Эти цены используются как реклама.
- договорная. В том случае покупателю предлагаются льготы или какие-либо скидки с обычной цены.