Классификация бюджета
Финансовое планирование и бюджетирование - как часть бизнес-плана
Важной задачей в области управления финансами предприятия является задача бюджетирования или задача формирования комплексного финансового плана.
Финансовый план дает четкое понимание и возможность анализа различных вариантов достижения поставленных целей, с последующим выбором из них оптимального по заданным критериям (прибыль, поступления денежных средств, структура баланса и т. д.).
Цель финансового планирования – обеспечение воспроизводственного процесса соответствующими как по объему, так и по структуре финансовыми ресурсами; определение объекта планирования; разработка систем финансовых планов с выделением оперативных, административных и стратегических планов; расчет необходимых финансовых ресурсов; расчет объемов и структуры внутреннего и внешнего финансирования, выявление резервов и определение объемов дополнительного финансирования; прогноз доходов и расходов предприятия.
Процесс бюджетирования на предприятии объединяет работу по составлению оперативного, финансового и общего бюджетов, управлению и контролю за выполнением бюджетных показателей.
Процесс составления организацией бюджета называется бюджетным циклом, который состоит из таких этапов, как:
планирование, с участием всех подразделений;
определение показателей, которые будут использоваться при оценке деятельности;
обсуждение возможных изменений в планах, связанных с новой ситуацией;
корректировка планов, с учетом предложенных поправок.
В зависимости от поставленных задач различают следующие виды бюджетов:
1. Генеральные и частные.
2. Гибкие и статические.
При оперативном планировании необходима разработка целей и постановка задач, которые основываются на текущих показателях. В этом случае проявляется преимущество бюджета, с помощью которого осуществляется не только планирование, но и контроль проводимых мероприятий.
Обычно составляются стратегические, долгосрочные и оперативные планы.
Преимущества использования бюджета
Планирование, как стратегическое, так и тактическое позволяет контролировать производственную ситуацию. Бюджет, являясь составной частью плана, содействует четкой и целенаправленной деятельности предприятия, служит основой для оценки выполнения плана центрами ответственности, что создает объективную основу для деятельности организации в целом и ее подразделений.
Бюджеты классифицируются по срокам на:
краткосрочные (год, квартал);
долгосрочные, связанные с капитальными вложениями, составляются на более длительный период (пять, десять лет).
1. Планирование операций, обеспечивающих достижение целей организации. Составление бюджета основано на уточнении и детализации стратегических планов на заданный бюджетом период.
2. Коммуникация и координация различных подразделений предприятия и видов деятельности. Этот вид функций предполагает объединение интересов отдельных работников и групп в целом по предприятию для достижения намеченных целей.
3. Ориентация руководителей всех рангов на достижение задач, поставленных перед их центрами ответственности.
4. Контроль текущей деятельности, обеспечение плановой дисциплины. В качестве основы для оценки выполнения плана центрами ответственности лучше использовать именно бюджетные данные, а не отчетные данные прошлых лет.
5. Повышение профессионализма менеджеров. Составление бюджетов способствует детальному изучению деятельности своих подразделений и взаимоотношений центров ответственности на предприятии.