Операционная стратегия
Операционная стратегия (Operations Strategy) заключается в разработке общей политики и
планов использования ресурсов фирмы, нацеленных на максимально эффективную поддержку ее
долговременной конкурентной стратегии. Операционная стратегия, в совокупности с
корпоративной стратегией (Corporate Strategy), охватывает весь спектр деятельности компании и предполагает долговременный процесс, что призвано обеспечить фирме возможность быстро реагировать на любые неизбежные изменения в будущем.
При обсуждении операционной стратегии мы преимущественно касаемся производственных операций. Однако следует помнить, что операционная стратегия в сфере услуг во
многом аналогична операционной стратегии на производстве, особенно если компания
предоставляет услуги, связанные с материальными поставками.
Операционная стратегия выражается в принятии решений, связанных с разработкой
производственного процесса и инфраструктуры, необходимой для его поддержания. Разработка
процесса заключается в выборе подходящей технологии, составлении временного графика
процесса, определении товарно-материальных запасов, а также способа размещения данного
процесса. Решения, связанные с инфраструктурой, касаются систем планирования и управления,
способов обеспечения качества и контроля качества, структуры оплаты труда и организации
операционной функции компании.
Операционную стратегию можно рассматривать как составную часть общего процесса
планирования, обеспечивающую соответствие операционных задач задачам более широкой
организационной структуры. Поскольку задачи более широкой организационной структуры с
течением времени имеют тенденцию изменяться, операционная стратегия также должна
разрабатываться с учетом возможных будущих изменений потребностей покупателей продукции фирмы. Операционные возможности любой фирмы можно рассматривать как некий портфель возможностей, наиболее точно подходящих для адаптации к изменяющимся запросам клиентов фирмы относительно ее продукции и/или услуг.
Если взглянуть на операционную стратегию с исторической точки зрения, то следует
вспомнить, что после Второй мировой войны компании США переживали период резкого
всплеска потребительского спроса, который сдерживался во время войны. В результате, чтобы
удовлетворить возросшие потребности населения, американские производители сосредоточились на выпуске больших объемов продукции. В тот же период японские промышленные компании направили свои усилия на повышение качества выпускаемых товаров. Таким образом, для обеспечения своей конкурентоспособности компании разных стран руководствовались совершенно разными приоритетами. Путь к успеху любой операционной стратегии заключается в том, чтобы максимально точно определить все возможные варианты приоритетов; понять, каковы могут быть последствия выбора каждого из имеющихся вариантов, а также то, на какие компромиссы придется идти в случае избрания того или иного варианта.