Решение проблемы конкурентоспособности

Таблица 2.2. Четыре стадии достижения конкурентоспособности сервисной фирмой

Важнейшие показатели
Стадия Характеристика стадии Качество обслуживания Освоение новых технологий Персонал Форма управления
I. Вывод новых услуг на рынок Клиент пользуется услугами фирмы по причинам, не связанным с высокими показателями ее эффективности. Фирма в лучшем случае реагирует на запросы клиентов совершенствованием операций Полностью зависит от издержек; очень сильно варьируется Только когда это необходимо для выживания, под принуждением Скован в работе Управление персоналом
II. Достижение требуемой квалификации Клиенты не стремятся сознательно приобрести услугу данной фирмы, но осознанность не исключается. Операционные функции выполняются на посредственном уровне, без энтузиазма Соответствует ожиданиям некоторых потребителей; соответствует одному - двум основным критериям качества Если оправдано снижением издержек Эффективный ресурс; дисциплинирован; точно выполняет технологические процедуры Управление процессом
III. Приобретение отличительной компетенции Клиенты стремятся приобрести услугу именно этой фирмы, основываясь на ее хорошей репутации поставщика услуг, который стремится выполнять любые запросы потребителей. Операции постоянно совершенствуются, что стимулируется эффективностью управления персоналом и систем, обеспечивающих направленное обслуживание клиента Превышает некоторые ожидания клиентов; соответствует многим основным критериям Если это явно приводит к улучшению качества обслуживания Наделен правом выбора альтернативных процедур Работа с клиентами и стимулирование работы персонала
IV. Предоставление услуг мирового класса Название компании отождествляется с высочайшим уровнем обслуживания. Уровень ее обслуживания не просто удовлетворяет клиента, он восхищает его и, следовательно, расширяет сферу его ожиданий до уровня, которого не могут достичь конкуренты фирмы. Операции часто обновляются и совершенствуются. Постоянно улучшается каждый элемент процесса предоставления услуг, что обеспечивает преимущество возможностей по сравнению с возможностями конкурентов Повышенный интерес клиентов; носит наступательный характер; качество неизменно повышается Источник преимуществ лидера, обеспечивает возможность делать то, чего не могут делать конкуренты Активный и новаторский; самостоятельно создает новые процедуры Высший управленческий персонал является источником новых идей. Поощряет сотрудников в стремлении к карьерному росту

В первом столбце таблицы перечислены четыре этапа, которые постепенно проходит сервисная компания в процессе достижения высокого уровня конкурентоспособности. В шапке таблицы приведены четыре основных критерия, которые должны учитываться операционными

менеджерами высшего звена при разработке стратегии. В остальных ячейках представлена интерпретация мнений, высказанных высшими руководителями компаний, представляющих

каждую из обсуждаемых стадий.

Относительно данной модели необходимо сделать следующие замечания. Во-первых, следует

помнить, что каждая стадия, достигнутая конкретной фирмой, не является однозначной. Любая компания, работающая в сфере услуг, объединяет в себе уникальный набор вариантов качества обслуживания, кадровой политики и т.д. Она может по разным показателям находиться на разных стадиях описанной модели или включать подразделения, которые находятся на более высокой или низкой стадии по сравнению с остальными. Во-вторых, уровень

конкурентоспособности фирмы может быть очень высоким (стадии III и IV), несмотря на то, что она еще не достигла наилучших результатов по всем показателям (перечисленным в шапке

таблицы). Такая ситуация возможна, если компания исключительно эффективно работает в

направлениях, наиболее важных для достижения успеха. В-третьих, следует помнить, что обойти какую-либо из описанных выше стадий невозможно. Каждая фирма должна приобрести

определенную квалификацию, прежде чем достигнет уровня компетенции, который выделял бы ее среди конкурентов; и она должна пройти стадию достижения такой компетенции, прежде чем сможет выйти на мировой уровень.

В 1985 году Комиссия по вопросам производительности труда в промышленности (Commission

on Industrial Productivity) Массачусетсского технологического института (Massachusetts Institute ofTechnology) рекомендовала следующие меры, способствующие повышению

конкурентоспособности.

1. Уделяйте меньше внимания проектам, приносящим кратковременную прибыль, и

инвестируйте больше средств в научно-технические исследования и конструкторские разработки.

2. Периодически пересматривайте корпоративную стратегию своей компании, включая в нее

реакцию на изменение конкурентной ситуации на международном уровне. Это, в свою очередь,

означает рост уровня инвестиций в персонал и оборудование с целью улучшения производственных возможностей фирмы.

3. Уничтожьте коммуникационные барьеры в пределах организации и признайте общность

своих интересов с интересами других компаний и поставщиков. (связь с другими компаниями, в

частности, усиливает позиции в международной конкуренции).

4. Признайте, что персонал является ценным ресурсом, который следует воспитывать и

обучать, а не простыми издержками, которые всячески следует сокращать.

5. В процессе управления производственными операциями не бойтесь возвращаться к основам.

Создавайте качество на стадии конструкторских разработок. Уделяйте больше внимания

модернизации процесса, а не сосредоточивайтесь на внедрении инноваций в саму продукцию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: