Ортогональное проецирование

Аксинометрическая плоскость

Аксонометрической называется проекция, у которой проекторы перпендикулярны плоскости проекции иначе имеем косоугольную проекцию.

Среди аксонометрических проекций различают:

1) Ортогональную проекцию – когда проекционная плоскость перпендикулярна главным координатным осям.

2) Изометрию, когда в плоскости проекции 3 оси одинакого сокращены.

3) Диметрию, когда в плоскости проекции 2 оси одинакого сокращены.

4) Триметрия – разное сокращение по всем 3 осям.

Рассмотрим часто употребляемое в техническом черчении ортогональное проецирование, которое слагается из фронтальных, профильных и горизонтальных проекций.

Рассмотрим проекции в плоскостях:

X=0, y=0 и z = 0

Преобразование проецирования на соответсвующую нклевую плоскость всегда содержит нулевой столбец соответствующий плоскости проекции, поэтому матрицы преобразования проецирования будут иметь следующий вид:

Матрицы преобразования проецирования в плоскостях X=0, Y=0, Z=0

M(X=0)=, ,

Естественная видовая плоскость экрана xoy поэтом рассмотрим различные виды ортогональных проекций на плоскость z=0(имея ввиду, что на плоскости x=0 и y=0 всё выполняется аналогично).

Для того чтобы получить необходимый вид проекции необходимо:

1. Выполнить вращение объекта вокруг оси x или y, до тех пор, пока требуемый вид объекта не примет фронтальный вид.

2. Выполнить проецирование из бесконечности на плоскость z=0.

Тогда алгоритмы ортогонального проецирования запишутся как:

· M(Фп) = М(R(X,0)) * M(z=0)
фронтальная проекция, вид спереди.

· M(Фз) = M(R(X,180)) * M(z=0)
фронтальная проекция, вид с тыла.

· M(ФВ) = М(R(X,90)) * M(z=0)
горизонтальная проекция, вид сверху.

· M(ФН) = М(R(X,-90)) * M(z=0)
горизонтальная проекция, вид снизу.

· M(Фл) = М(R(Y,90)) * M(z=0)
профильная проекция, вид слева.

· M(Фп) = М(R(Y,-90)) * M(z=0)
профильная проекция, вид справа.

Подстовляя М(R(X,угол)) и M(R(Y,угол)), значение углов соответсвующих видовых преобразований, получим:

M(Фп)=

M(Фз)

M(Гв)=

M(Гн)=

Профильные:

M(Гл)=

M(Фп)=

Эти матрицы составляют программное обеспечение ортогонального проецирования и после выполнения умножения матрицы описания объекта в ОК на соответсвующую матрицу видового преобразования, получаем нужную проекцию.

P*=P*M(вида)

Пример решения задач:

1. Рассмотрим примеры вычисления ортоганальных проекций для равнобедренной усечённой пирамиды (рис1 из лекции 1).

Запишем матрицу усечённой пирамиды в координатах

Построим профильную проекцию, вид слева

P*=P*=


Y*

3 b(c) a(d)

f(g) 1 2 e(i) X*


горизонтальная, вид сверху

P*=P*=

f 1 2 g 3 X*

-1 b c

-2 a d

-3

e i

Y


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: