З А Н Я Т И Е № 3

Внешняя торговля – это предпринимательская деятельность в области международного обмена товарами и услугами.

Как Вы уже знаете внешняя торговля, одна из первых и наиболее развитых форм международного сотрудничества.

Внешняя торговля имеет исключительно важное значение для национального бизнеса любой страны. (Бизнес – это экономическая деятельность предприятия, направленная на получение прибыли). Экспорт препятствует падению нормы прибыли и увеличивает емкость рынка. Особое значение это имеет для малых стран, так как они больше зависят от внешней торговли, чем крупные. Одно из причин этой зависимости состоит в том, что технически рентабельно выпускать большой объем продукции, превышающей спрос в своей стране. Например, у шведской компании «Вольво» с малой емкостью отечественного рынка необходимость в экспорте продукции значительно выше, чем у «Дженерал моторс», имеющей такой рынок, как США.

Наличие большого числа зарубежных покупателей уменьшает риски производителя при потере нескольких покупателей на зарубежных рынках или ухудшении условий торговли на внутреннем рынке. Выводя сбыт за пределы своей страны, производитель может свести к минимуму колебания спроса, т.к. циклы деловой активности в разных странах не совпадают во времени, а также одни и те же товары могут находиться на различных этапах жизненного цикла.

Внешняя торговля способствует снижению издержек производства. Мировой опыт показывает, что компания может снизить свой издержки на 20 – 30 % каждый раз, когда удваивает объем выпуска продукции. Это явление носит название кривая накопления опыта (experience curve). Кривая накопления опыта зависит от таких факторов как:

- снижением доли условно-постоянных издержек производства за счет увеличения объема выпуска продукции;

- повышение эффективности производства за счет опыта, связанного с производством большого объема продукции;

- скидки, получаемые при закупке и перевозки больших объемов сырья и материалов.

Внешняя торговля повышает прибыльность бизнеса. В зависимости от состояния конкурентной среды на зарубежных и отечественном рынках, которое зависит от этапа жизненного цикла товара, производитель имеет возможность продать один и тот же товар с большей выгодой за рубежом, чем на отечественном рынке. Нахождение товара на этапе зрелости внутри страны приводит к снижению его внутренних цен, в то время как нахождение этого товара на этапе роста на зарубежном рынке связано с более высокой его ценой.

Повышение прибыльности может быть связано с различиями в налогообложении за рубежом и внутри страны (обложение налогом доходов или регулирование цен).

Внешняя торговля способствует:

1 эффективной организации производства, т.к. с её помощью происходит

обмен достижениями науки и производство, новыми технологиями;

2 она стимулирует конкуренцию и ограничивает монополию;

3 наличие качественной продукции иностранных фирм на внутренних рынках

заставляет национальных производителей изобретать и внедрять новые технологии с более низкими издержками производства и т. п. В результате товары становятся дешевле, повышается качество национальных товаров.

Стимул к участию в торговле может исходить не только от экспортера, но и от импортера в случае, если фирма ищет более дешевое или качественное сырье, комплектующие, готовые изделия, чтобы использовать их на своих предприятиях. Или же фирма хочет пополнить свой ассортимент новыми товарами, разработанными за рубежом. Это дает экспортерам возможность предложить на продажу больший объем товаров, а импортеру – загрузить имеющиеся торгово-распределительные мощности.

Если международные поставки сырья, материалов и комплектующих снижают издержки производства или повышают качество продукции, то компания-покупатель будет более стойко противостоять конкуренции со стороны импортируемых готовых изделий или же сама более эффективно конкурировать на экспортных рынках

Примером глобальной конкуренции может служить автомобильная промышленность, где снижение издержек зависит от субподрядчиков, в том числе и иностранных.

Импортер, так же как и экспортер, может распределить свои операционные риски. Увеличивая число поставщиков, фирма станет менее зависима от требований или судьбы единственного поставщика. Например, в США многие крупные потребители, том числе автомобильная промышленность, увеличили количество поставщиков стали, привлекая европейских и японских поставщиков. Эта стратегия снизила риск недостаточного снабжения американской автомобильной промышленности в случае забастовок отечественных сталелитейщиков, но в то же время увеличила проблемы в сталелитейной промышленности страны.

Таким образом, внешняя торговля является мощным фактором экономического роста. С её помощью страны не только повышают производительность своих ресурсов, эффективность производства, но и увеличивают национальное богатство.

Внешняя торговля включает обмен:

а) разнообразными товарами в материально-вещественной форме;

б) оказание различных услуг;

в) выполнение работ при взаимодействии с иностранными контрагентами.

Международный обмен товарами, работами, услугами экономически целесообразен для страны, если она затрачивает на производство экспортных товаров, работ, услуг меньше общественного труда, чем должна затратить на производство товаров, работ, услуг взамен импортируемых (на сумму средств, вырученных от экспорта).

Обмен товарами, работами, услугами может быть выгоден всем странам при условии правильного формирования структуры экспорта и импорта (т.е. какой товар, работу, услугу ввозить и какую вывозить из страны). При этом вывоз товаров, работ, услуг первичен, так как страна должна, получив за вывозимый товар, работу, услугу валюту, обеспечить себе возможность ввоза товаров, работ, услуг.

Для достижения наибольшего экономического эффекта от участия в международном разделении труда следует развивать производство экспортных товаров, работ, услуг, которые позволяют получить наибольшую валютную выручку на единицу затрат общественного труда, и ввозить те товары, работы, услуги, собственное производство которых потребовало бы наибольших затрат общественного труда на единицу затрачиваемых валютных средств. Наибольший эффект достигается от вывоза готовой наукоемкой продукции. В мировой торговой практике сложилось такое соотношение: 40 % международного товарооборота приходится на сырьевые товары, а 60 % - на готовую промышленную продукцию.

Предлагаемые к обмену товары, работы, услуги должны обладать двумя группами свойств: потребительскими, т.е. быть полезными для личного или общественного потребления, а также конкурентоспособными, т.е. быть наиболее удобными и выгодными покупателю, чем другой товар, работа, услуга удовлетворяющие те же потребности. Между потребительскими свойствами товаров, работ, услуг и их конкурентоспособностью есть закономерность: всякий конкурентоспособный товар обладает потребительскими свойствами, но не каждый товар, обладающий такими свойствами, конкурентоспособен.

Конкурентоспособность товара, работы, услуги – понятие интегральное (т.е. «сборное», комплексное) и относительное. Интегральное, так как его можно разложить на отдельные составляющие, а относительное – потому, что конкурентоспособность определяется только в сравнении с другими товарами, работами, услугами в конкретное время и на конкретном рынке.

Сравнение обмениваемых товаров, работ, услуг производится по техническому уровню и качеству товаров, по коммерческим условиям (цена, условия поставки, платежи и т.п.), по условиям приобретения и использования, по экономическим условиям. Реальная конкурентоспособность экспортной продукции оценивается только на внешнем рынке при сопоставлении с другими товарами, работами, услугами и условиями их продажи.

Внешняя торговля имеет несколько разновидностей:

- встречная торговля:

а) бартерные операции;

б) встречные закупки;

в) выкуп устаревшей продукции;

г) операции с давальческим сырьем

д) компенсационные операции;

- торговля готовой продукцией:

- торговля готовой продукцией в разобранном виде.

- торговля кооперированной продукцией.

ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ

Встречная Торговля готовой Торговля готовой Торговля

торговля продукцией продукцией в кооперированной

разобранном виде продукцией

Встречная торговля – самый давний вид международной торговли, заключавшийся ранее в натуральном обмене товарами. В современных условиях она приобрела новое содержание и получила определенное развитие в международном товарообмене.

К встречной торговле относятся такие внешнеторговые операции, при совершении которых в едином контракте фиксируются твердые обязательства контрагентов произвести полный или частичный сбалансированный обмен товарами. Во втором случае разница в стоимости покрывается денежными платежами.

Таким образом, суть встречной торговли заключается в полной или частичной оплате импорта встречным экспортом. Одной из особенностей встречной торговли является расширение практики встречных закупок экспортерами тех товаров, которые не используются в своей стране, а заранее предназначаются для продажи в другие страны.

Обязательное звено во встречной торговле – банки, открывающие для контрагентов специальные счета «условного депонирования», на которые зачисляются платежи покупателей за импортированные товары, а экспортеры получают с этих счетов причитающиеся им суммы только после выполнения всех своих встречных обязательств. Но так как часто сроки выполнения взаимных обязательств не совпадают, то контрагенты вынуждены обращаться к банкам за кредитами. При встречной торговле банки более охотно финансируют экспортные обязательства, рассматривая встречные обязательства как гарантии возврата кредитов импортерами.

С 70 –х годов банки и страховые компании стали сами выступать участниками встречной торговли, создавая собственные торговые компании, таким образом, развитие современной встречной торговли сопровождается слиянием промышленного, торгового и финансового капитала.

По своей экономической сущности встречная торговля включает две стадии обмена: на первой стадии – экспортная операция, на второй – встречная импортная. Затем может быть стадия реализации товаров на внутреннем рынке или дополнительная экспортная операция. Такая многооперационность встречной торговли ведет к снижению эффективности экспорта в связи с необходимостью дополнительного финансирования процесса обращения товара – чрез посредников. Кроме того, из-за удлинения цикла экспортной операции во времени увеличивается сроки оборота денежных средств, что ведет к росту расходов на обращение. Тем не менее, встречная торговля в последние годы интенсивно развивается. По данным американских экономистов, она занимает 40% мирового товарооборота и в ней участвуют более 100 стран.

Бартерные операции – разновидность встречной торговли. Это безвалютный, но оцененный, сбалансированный обмен товарами. Для определения эквивалентности обмена могут быть использованы мировые цены.

Бартерные операции оформляются бартерным контрактом. Бартерный контракт – это фактически два контракта купли-продажи объединенных в один. Как правило, условия обоих контрактов полностью идентичны (по условиям страхования, штрафным санкциям, форс-мажорным условиям и т.д.). При бартерных операциях взаимные претензии решаются дополнительными поставками или удержанием товаров. Например, если экспортер нарушил сроки поставки, то на сумму штрафных санкций он должен поставить дополнительное количество товара при этом в контракте должно быть предусмотрено какими товарами будет осуществляться дополнительная поставка, т.к. товары по стоимости и по другим показателям могут быть различны.

В бартерных операциях могут участвовать банки для кредитования на период от поставки до реализации встречного товара.

Встречные закупки – к такому виду внешнеторговых сделок относятся сделки, в которых экспортер принимают на себя встречные обязательства по закупкам под давлением импортера, но встречный товар покупают не на полную сумму экспортной поставки. При этом по сложившейся на сегодня международной практике величина встречных закупок зависит от остроты конкуренции между экспортерами и колеблется от 5 до 100 % сумм экспортных контрактов. В ответ, стремясь компенсировать потери, экспортеры повышают цены на экспортируемые товары. По данным ООН, они не превышают следующих размеров: 3 % при объеме встречных обязательств 10 % – до 30 % и 20 % - до 50 %.

Выкуп устаревшей продукции – суть данной сделки в том, что при поставке новых товаров экспортер выкупает устаревшие модели, а их остаточная стоимость засчитывается в стоимость новых товаров. Выкуп устаревшей продукции является одним из эффективных способов увеличения продаж в условиях жесткой конкуренции на рынках сбыта. Наиболее широко применяется этот способ торговли при сбыте легковых автомобилей, сельхозмашин, компьютеров и др. В Западной Европе в конце 80-х годов более 70 % новых автомобилей сбывалось при выкупе устаревших моделей.

Выкупленные устаревшие модели фирмы обновляют эти товары и реализуют их на том же рынке менее обеспеченным слоям населения. Много такой продукции приобретают фирмы развивающихся стран. Продажа выкупленных устаревших товаров позволяет компаниям получать прибыль при затратах на выкуп, реновацию и повторный сбыт.

Операции с давальческим сырьем – это внешнеторговые сделки, по которой одна из сторон экспортирует сырье и ввозит продукты переработки или готовую продукцию, другая сторона сделки – перерабатывает это сырье (которое и называется давальческим). За переработку экспортеры сырья осуществляют дополнительную поставку.

Международные сделки с давальческим сырьем являются сбалансированными, безвалютными и оцененными.

Международные операции с давальческим сырьем оформляются одним контрактом. Оценке в контракте подлежат стоимость сырья, стоимость переработки и готовой продукции.

Компенсационные операции – при осуществлении компенсационной сделки каждая сторона контракта готовит два списка товаров: в одном – товары, которые он может предложить, в другом – товары, которые он хотел бы приобрести. На переговорах по заключению контракта стороны обсуждают номенклатуру поставляемых товаров и в результате составляют два списка, затем стороны подписывают контракт, который имеет два приложения содержащих перечень товаров, поставляемых друг к другу, с указанием цен.

Если при исполнении контракта между стоимостью поставляемых товаров есть разница, то она должна храниться контрагентом - должником на специальном счете в банке страны контрагента, поставляющего товар на большую сумму. Названная разница должна быть потрачена должником страны контрагента и

носит называние «неконвертируемым сальдо».

Как мы уже определились, внешняя торговля включает обмен товарами в материально-вещественной форме, которая в том числе включает торговлю:

- готовой продукцией;

- готовой продукцией в разобранном виде.

Торговля готовой продукцией делится на группы:

- машины, оборудование, приборы;

- сырьевые товары;

- продовольственные товары;

- потребительские товары.

Торговля каждой из названных групп товаров имеет свои особенности, свои специфические рынки.

Особенности торговли машинами и оборудованием заключается в следующем:

- отношения между продавцом и покупателем не завершаются после поставки товаров;

- большинство машин и оборудования проходят предпродажный сервис за счет продавца (распаковка, расконсервация, проверка заводских регулировок, обкатка, монтаж и т. д.);

- послепродажный сервис, который должен обеспечить работу оборудования в течение всего времени его физического износа, которое разделяется на гарантийный и послегарантийный периоды.

Подписывая внешнеторговый контракт на импорт машино-техической продукции, импортеру необходимо заключить контракт на монтаж оборудования, контракт на обучение местного персонала работе на оборудовании (зачастую в самом договоре купли-продажи продавец ставит условие обучения кадров работе на новом оборудовании с целью обеспечить правильную эксплуатацию), контракта на техническое обслуживание приобретенного оборудования в гарантийный и послегарантийный периоды, а также на поставку дополнительного комплекта деталей и узлов для ремонта.

Внешнеторговые сделки с сырьевыми товарами имеют следующие особенности:

- контракты на поставку сырья имеют обычно долгосрочный характер, так как импортер стремиться обеспечить себе непрерывный процесс производства на импортном сырье;

- длительность сделок приводит к необходимости регулярного индексирования цен;

- для обеспечения непрерывности и ритмичности производственных процессов должен строго соблюдаться график поставки сырья.

Особенность торговли продовольственными товарами состоит в то, что потребители не закупают товары на внешнем рынке самостоятельно. Закупку продовольствия осуществляют посреднические фирмы за свой счет по оптовым цена, которые ниже цен реализации на рынках сбыта.

Торговля потребительскими товарами также осуществляется через посредников. Реализации товаров обязательно предшествует рекламная компания и пробные продажи.

Особенности торговли готовой продукцией в разобранном виде.

В разобранном виде чаще всего экспортируют машины, оборудование, строительные конструкции, мебель и др.

В развивающихся странах на ввоз продукции в разобранном виде обычно устанавливают пониженные пошлины. Делается это для того, чтобы стимулировать такой способ поставки, так как он содействует развитию национальной промышленности и повышению занятости рабочей силы, а так же для того чтобы вызвать конкуренцию поставщиков.

Поставщики из промышленно развитых стран с высоким уровнем заработной платы стремятся получить дополнительную прибыль за счет сборки изделий в странах с более низкой стоимостью рабочей силы. Торговля товарами в разобранном виде, используется также для экспорта отдельных видов продукции, когда их транспортировка на рынки сбыта дешевле в разобранном виде, чем в собранном, например транспортировка тракторов морем в разобранном виде в 2 – 3 раза дешевле, чем в собранном.

Использование этого способа выхода на внешний рынок накладывает на экспортеров дополнительные требования:

- изделие должно быть разделено таким образом, чтобы его сборка не потребовала высокой квалификации иностранных рабочих при условии соблюдения высокого качества собранного изделия;

- разделение изделия на узлы должно дать максимальную экономию на транспортных изделиях;

- точность изготовления отдельных частей должна исключить необходимость подгоночных работ при сборке;

- поставка узлов и деталей должна обеспечить непрерывность и ритмичность сборки готовой продукции в стране импортера;

- запасы узлов и деталей за границей должны быть оптимальными, так как значительные запасы замедляют оборот капитала, а малые запасы повышают опасность сбоя процесса сборки продукции.

Внешняя торговля опосредует практически все формы внешнеэкономической деятельности. Например, одна из форм международного научно-технического сотрудничества – совместное исследование, результат которого патентуется, затем патент продается и представляет собой экспорт услуг.

Как Вы уже знаете внешняя торговля одна из самых первых и долгое время единственная форма международных экономических отношений. В настоящее время эта форма внешнеэкономических связей между странами является преимущественной. Для российских предпринимателей внешняя торговля на сегодня является основополагающим видом внешнеэкономической деятельности.

Естественно, что эта форма ВЭД имеет наиболее объемную правовую базу в соответствии, с которой российские коммерсанты организуют эту специфическую форму внешнеэкономической деятельности.

Основные правовые документы, регулирующие внешнеторговое сотрудничество российских предпринимателей с иностранными партнерами:

- «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 8 декабря 2003 года № 164-ФЗ;

- «О мерах по защите экономических интересов при осуществлении внешней торговли товарами»;

- «Таможенный кодекс»;

- закон «О таможенном тарифе»;

- закон «О валютном регулировании и валютном контроле»;

- Налоговый кодекс;

- «О защите прав потребителей»;

- «О техническом регулировании»;

- и др.

Наиболее важным документом из перечисленных является Федеральный закон от 8 декабря 2003 года № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: