Эта структура управления формируется путем создания специализированных служб (штабов) при каждом линейном руководителе. Штабы не наделены полномочиями принимать самостоятельных решений по изменению, выполнению определенных задач. Они выполняют задачи в соответствии с положением и инструкциями в пределах своей службы. Штабные руководители отвечают за решение вторичных задач, подчиненных главным целям взаимоотношения между штабными и линейными подразделениями сложны и не всегда доброжелательны.
Тип | Схема | Достоинства | Недостатки |
Штабная | 1.Единство подчиненности 2. Полнота ответственности 3.Компетентность решений | Большая нагрузка на руководителей по согласованию решений штаба |
В чистом виде обычно перечисленных организационных структур не бывает. Доминирует смешанная структура, включающая в себя элементы вышеприведенных организационных структур. В настоящее время классические линейно-функциональные структуры присущи лишь мелким и части средних компаний. Они редко используются на уровне транснациональных корпораций, чаще — на уровне их подразделений за рубежом. Для крупных компаний доминирующим стал дивизиональный подход к построению организационных структур управления.
Дивизиональная структура организации - э то деление организации на элементы и блоки по видам товаров или услуг, или по группам потребителей, или по регионам, где реализуются товары. Дивизиональные организационные структуры используют крупные диверсифицированные корпорации с широкой номенклатурой товаров и услуг.
Разновидностями дивизиональной организационной структуры являются продуктовая, рыночная, территориальная и инновационная.
Продуктовая. При этой структуре полномочия по производству и сбыту какого-либо товара передается одному руководителю. Эта структура наиболее эффективна при разработке, освоении производства и организации реализации новой продукции. Компании с такой структурой способны быстрее реагировать на изменения условий конкуренции, технологии и покупательского спроса. Деятельность по производству определенного вида продукции находится под руководством одного человека, улучшается координация работ. Возможный недостаток продуктовой структуры — увеличение затрат вследствие дублирования одних и тех же видов работ для разных видов продукции. В каждом продуктовом отделении создаются свои функциональные подразделения.
Рис. 5 Дивизионно-продуктовая структура
Рыночная – ориентирована на потребителя. При такой структуре все подразделения объединяются вокруг определенных групп потребителей, которые имеют сходные или специфические потребности. Целью такой структуры является наиболее полное удовлетворение этих потребностей. В качестве примера организации, использующей организационные структуры управления, ориентированные на потребителя, можно привести коммерческие банки. Основными группами потребителей услуг в данном случае будут: индивидуальные клиенты, компании, другие банки, международные финансовые организации.
Территориальная. Структура рассчитана, в основном, на продвижение товаров в отдаленные регионы страны. Эта структура обеспечивает наилучшее решение проблем, связанных с учетом особенностей местного законодательства, а так же традиций, обычаев и нужд потребителей.
Рис. 6 Дивизионально-региональная структура.
Инновационный тип предполагает создание в рамках фирмы, специальных центров, занимающихся разработкой, освоением и развертыванием производства новых видов продукции и услуг, освоением новых видов деятельности.