double arrow

Функциональные и линейные организационные структуры управления

Организационные структуры: понятие и виды.

Организационная структура менеджмента – это совокупность управленческих органов, между которыми существует система взаимосвязей, обеспечивающих выполнение необходимых функций управления для достижения целей фирмы.

В организационной структуре управления выделяют следующие элементы: звенья, подразделения, уровни управления, ступени управления и связи (горизонтальные и вертикальные). Все эти элементы взаимосвязаны.

Звено– это отдельный работник, специалист.

Подразделение– это организационная единица, отдел, выполняющий определенную функцию.

Уровень управления – это группа отделов, занимающих определенную ступень в управленческой иерархии

Связи– это то, что соединяет элементы в структуру. Связи устанавливаются между звеньями и подразделениями и носят горизонтальный характер. Между ступенями управления выстраиваются вертикальные связи.

Создание структуры является самым важным элементом в организационной деятельности фирмы, т.к. организационная структура:

1)Обеспечивает координацию всех функций менеджмента;

2)Определяет права и обязанности, полномочия и ответственность на управленческих уровнях;

3)От структуры зависит эффективная деятельность фирмы; организационное поведение сотрудников, стиль менеджмента.

В зависимости от сочетания трех компонентов, которые характеризуют структуру – сложности, формализации, централизации – структуры управления принято делить на два типа: бюрократические (механистические) и адаптивные (органические).

1)Бюрократические (механистические) – (разработаны немецким социологом М. Вебером в 1901г.) характеризуются большой сложностью, большим числом подразделений по горизонтали; высокой степенью формализации; ограниченной информационной сетью; низким уровнем участия персонала в принятии решений. На сегодняшний день успешно используется в 98 % организаций т.к. позволяют специализировать труд, четко распределять обязанности и ответственность, подчиненность, поддерживать порядок. К ним относятся линейные, функциональные, линейно-функциональные, штабные, дивизиональные. СХЕМА

2)В конце 20 века появляется новый тип структур – адаптивные (органические). Многие фирмы Америки и Запада для выживания в условиях конкуренции меняют свои стратегию и структуры на матричные, программно-целевые, проектные и т.д.. Они более простые, имеют широкую информационную сеть, менее формализованы, а управление – децентрализовано.СХЕМА

Относятся к структурам управления бюрократического (механистического) типа. В основе этих моделей лежат следующие концептуальные положения:

1)Четкое разделение труда, использование на каждой должности высококвалифицированных специалистов.

2)Иерархичность управления, при котором нижестоящий уровень подчиняется и контролируется вышестоящим.

3) Наличие формальных правил и норм.

4) Выполнение официальными лицами своих обязанностей.

5)Главные понятия – рациональность, ответственность, иерархичность.

Функциональная структура управления является старейшей и наиболее часто используемой. Ее называют традиционной или классической. Этот вид структуры – результат разделения управления на элементы (отделы), каждый из которых имеет свою определенную задачу в управлении, т.е. выполняет определенную функцию. В зависимости от вида организации (производительная, учебная, торговая и т.д.) функциональные отделы различны по своему содержанию. Эффективна в малых и средних фирмах.

Преимущества: высокий профессионализм сотрудников, отсутствие дублирования, четкое распределение труда.

Недостатки: разобщенность отделов, ограниченные информационные потоки, ни один из отделов не имеет ответственности за результаты всей организации.

Рассмотренные трудности заставили искать другие виды структур. Так большие корпорации в течение нескольких десятилетий применяют дивизиональную структуру. Деление организации на отделы по трем признакам: по продукту, группе потребителей, географическим регионам. Отделы действуют почти как самостоятельные организации и подчиняются центральному органу.

Линейная организационная структура – одна из простейших. Она характеризуется тем, что во главе каждого структурного подразделения находится руководитель единоначальник, наделенный всеми полномочиями и осуществляющий единоличное руководство подчиненными ему работниками и сосредотачивающий в своих руках все функции управления.

Преимущества: единство и четкость распорядительства, согласованность действий, ответственность.

Недостатки:высокие требования к руководителю, перегрузка информацией, концентрация власти «вверху».

Используется: эффективно в производственных подразделениях организации.

Разновидностью линейной структуры является линейно-функциональная или штабная структура управления. В ней компенсируются недостатки функциональной и линейной систем управления. При такой структуре всю полноту власти берет на себя линейный руководитель. Ему при разработке решения помогает специальный аппарат-штаб.

Таким образом из многообразия структур управления организацией менеджер выбирает ту, которая наибольшим образом отвечает целям и задачам организации.

11. Матричные организационные структуры

Матричная структура управления относится к адаптивным (органическим) структурам управления. Она принципиально отличаются от бюрократических структур тем, что способна адаптироваться к быстро изменяющимся условиям внешней среды.

Кроме матричной используется проектные и конгломератные органические структуры управления.

Так проектная структура – это временная структура, создаваемая для выполнения конкретного проекта, после чего команда распускается или начинает работать над другим проектом (возглавляет начальник проекта).

Конгломератные структуры состоят из основной фирмы и дочерних отдельных фирм, которые продаются и покупаются основной фирмой в соответствии с ее стратегией. Это позволяет быстро свертывать и развертывать деловую активность в различных сферах деятельности. Основная особенность – почти полное отсутствие связей между дочерними фирмами.

Матричные структуры управления построены по принципу одновременного управления по вертикали и по горизонтали. Основу такой структуры образует линейно-функциональная структура, которая дополняется структурами программного управления. Помимо руководителя организации, который обеспечивает все необходимое для разработки проекта, назначается руководитель программы, причем статус руководителя программы выше ранга руководителя организации. Руководителю проекта подчиняются руководители отдельных проектов, которые отвечают за выполнение курируемых ими проектов в определенные сроки, с заданным количеством и с ресурсным обеспечением, руководя вверенными им подразделениями.

В матричных структурах руководители по вертикали обеспечивают материально-техническое снабжение и высокий уровень трудовой дисциплины. По горизонтали обеспечивается управление реализацией проектов, а поскольку это является конечной целевой функцией, то приоритет управления принадлежит руководителю проектов.

Достоинства: возможность быстрой перестройки (новые задачи), рациональное исследование кадров, усиленный контроль.

Недостатки: сложная структура, соперничество между руководителями проектов, переквалификация при изменении программы.


Сейчас читают про: