Кредитная политика

Показатели, определяющие кредитную политику, это

1) срок предоставле­ния кредита — период времени, в течение которого кли­енты должны оплатить купленный товар;

2) стандарты кредитоспособности — минимальная финансовая устойчи­вость, которой должны обладать клиенты для получения возможности отсрочки платежа, и размеры допустимых сумм кредита, предоставляемых различным категориям клиентов;

3) политика сбора платежей — определяется степенью лояльности по отношению к клиентам, задер­живающим выплаты, с точки зрения предоставления кре­дита вновь;

4) скидки, предоставляемые за оплату в более ранние сроки; эти льготы включают сумму скидки и пе­риод, в течение которого ими можно воспользоваться.

Период кредита и стандарт кредитоспособности. Стан­дартные условия кредита, включающие срок его предос­тавления, выражаются формулировкой «2/10, брутто 30», применяемой по отношению ко всем «приемлемым» кли­ентам.

Стандарты кредитоспособности применяются для определения возможности предоставления кредита данно­му клиенту в типовой ситуации при допустимой сумме кредита. Основой при определении стандартов кредитос­пособности является установление вероятности задержки оплаты товара клиентом или его неоплаты. Это приводит к необходимости создания системы измерителей надежно­сти дебитора с точки зрения вероятности невыполнения обязательств. Такая вероятностная оценка для каждого клиента в большинстве случаев является субъективным решением; но по мере накопления практического опыта и на основании данных за ряд лет квалифицированный финансовый менеджер достаточно точно может опреде­лить вероятность неуплаты для различных категорий кли­ентов.

Оценка риска предоставления кредита. Многие предпри­ятия часто используют статистический метод, называемый множественным дискриминантным анализом (MDA). Зависи­мой переменной в данном случае является вероятность невыполнения обязательств, а независимыми переменны­ми — факторы, связанные с финансовой устойчивостью предприятия-клиента и способностью возврата получен­ного им кредита.

Для оценки кредитоспособности предприятия в общем случае необходимы:

1) баланс и отчет о прибылях и убыт­ках;

2) ряды основных коэффициентов, показывающие тенденцию развития предприятия;

3) информация от поставщиков о случаях просрочки оплаты, о случаях, когда задолженность поставщикам не была выплачена вовсе, о степени регулярности выплат;

4) описание условий де­ятельности предприятия;

5) сведения о собственниках — информация, касающаяся предыдущих банкротств, судеб­ных процессов, проблем, связанных с нарушением кон­трактов.

Анализ последствий альтернатив кредитной политики: построение прогнозного отчета о прибылях и убытках. Ис­пользование более льготной кредитной политики путем удлинения периода кредита, смягчения требований кре­дитоспособности, менее жесткого взимания просроченной задолженности, предоставления торговых скидок приво­дит к увеличению объема реализации.

Как правило, более льготная кредитная политика стимулирует реализацию. Но при более лояльной к покупателю кредитной политике и росте за счет этого объема реализации издержки также возрастают, поскольку потребуется больше сырья, мате­риалов, рабочей силы для производства дополнительного количества товара. Кроме того, увеличатся объем дебитор­ской задолженности, а следовательно, и текущие издерж­ки, связанные с ней, возрастет количество безнадежных долгов и расходов, связанных с предоставлением скидок. Поэтому основной вопрос, решаемый в процессе анализа изменений кредитной политики, стоит так: возрастут ли доходы от реализации в большей мере, чем издержки?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: