Общим в теориях фирм является обоснование принципа стремления к получению максимальной прибыли при минимальных издержках. Прибыль определяется как разность между совокупной выручкой и совокупными издержками: PF=TR–TC.
Валовая выручка (TR) – денежная сумма, получаемая продавцом при продаже определенного количества товара: TR=P*Q.
Издержки определяются, изменяются и классифицируются с точки зрения экономистов, которых интересует деятельность фирмы и бухгалтеров, а также финансовый отчет и баланс фирмы.
Экономисты учитывают все издержки: эксплицитные (явные) и имплицитные (неявные, упущенные), поскольку они оказывают влияние на решения, принимаемые экономистом в бизнесе (рис.12.1).
Поскольку экономисты и бухгалтеры учитывают издержки различными способами, методы исчисления прибыли также не являются идентичными.

Рис. 12.1. Различия экономического и бухгалтерского подходов к издержкам и прибыли
Экономическая прибыль исчисляется как разность валового дохода фирмы и всех альтернативных издержек (внешних и внутренних) производства поставляемых фирмой товаров и услуг.
Элементом экономических издержек является нормальная прибыль. Это нормальное вознаграждение, которое удерживает предпринимателя в данной сфере деятельности. Если оно не обеспечивается, предприниматель поменяет эту деятельность или предпочтет заработную плату прибыли.
Бухгалтерская прибыль рассчитывается как разность валового дохода фирмы и только эксплицитных издержек производства.
Принципы максимизации прибыли: два подхода
1. Сравнение валового дохода и валовых издержек при каждом объеме производства:
а) TR>TC. Фирма имеет экономическую прибыль и может увеличивать объем производства до критической точки TR=TC,
б) TR<TC. Фирма убыточна. Ее цель – минимизировать убытки:
– фирма может продолжать функционировать в краткосрочном периоде, если при всех объемах производства ее выручка превышает переменные издержки: TR>VC. Если выручка обеспечивает возмещение переменных издержек, часть постоянных – производство следует продолжать;
– фирма банкрот, если при всех уровнях производства убытки превышают потери постоянных издержек. Фирма минимизирует убытки путем остановки производства.
2. Сравнение предельного дохода и предельных издержек:
а) MR>MC. На каждой такой единице продукции фирма получает больше дохода от ее продажи, чем прибавляет к издержкам, производя эту единицу;
б) MR=MC. Фирма максимизирует прибыль на оптимальном объеме производства;
в) MR<MC. Фирме следует избегать производства этой единицы продукции, так как она не будет окуплена.
Тема 4. Рынки факторов производства и распределение доходов
1. Понятие факторов производства: труд, земля, капитал, предпринимательские способности.
В экономической теории понятием «ресурсы» обозначают все то, чем располагает общество для производства товаров и услуг. К ним относятся следующие:
· природные (естественные) ресурсы - земля и ее недра, водные и лесные ресурсы;
· материальные ресурсы, представленные всеми имеющимися у общества средствами производства, т.е. орудиями производства, производственными зданиями, сооружениями, станками, машинами, оборудованием, сырьем, материалами, топливом, различного рода энергией и т.д.;
· трудовые ресурсы, представленные рабочей силой, т.е. населением в трудоспособном возрасте;
· финансовые ресурсы в виде денежных средств, которые необходимы для процесса производства;
· информационные ресурсы, необходимые для современного компьютеризированного производства.
При этом одни ресурсы находятся в форме свободных или даровых благ (воздух, вода, солнечный свет), достающихся людям во многом пока еще бесплатно. Другие ресурсы, обладая редкостью, имеются в относительно ограниченном количестве. В основном речь идет о природных, материальных, трудовых и прочих ресурсах. Эти блага называются в экономической теории хозяйственными или экономическими. За них всем членам общества приходится платить и в связи с этим использовать их рационально или эффективно.
Абсолютная ограниченность в основном характерна для природных и трудовых ресурсов, относительная - для материальных, финансовых и информационных ресурсов.
Ресурсы общества, вовлекаемые в производство товаров и услуг, становятся его факторами. В свою очередь под производством понимается соединение и использование различных экономических ресурсов для получения разнообразных товаров и услуг.
Одновременно нам известно, что все ресурсы выступают объектами собственности. В результате каждый ресурс имеет свое материальное содержание и социально-экономическую форму, определяемую собственностью на него. Длительное время трактовка факторов производства основывалась на теории трех факторов, выдвинутой Ж.-Б. Сэем, который предлагал считать таковыми землю, капитал и труд. В XX в. И. Шумпетер предложил еще один фактор производства - предпринимательство.
Фактор «труд» в «Экономикс» употребляется для обозначения любой трудовой деятельности, связанной с достижением какого-либо результата в производстве благ и услуг. В марксистской теории фактором производства считается рабочая сила как совокупность физических и духовных способностей человека, которыми он обладает и которые готов использовать в производстве товаров. Сам труд здесь рассматривается как процесс потребления (использования) рабочей силы, который не может ни продаваться, ни покупаться. Считается, что наемный работник продает капиталисту не труд, а рабочую силу. Последняя, по Марксу, становится особым товаром, так как собственник рабочей силы, отделенный от собственности на средства производства, вынужден становиться ее продавцом, для того чтобы жить и кормить свою семью. В последние годы фактор «труд» начинают именовать «человеческим капиталом», и его владельцы как высококвалифицированные и образованные работники могут рассчитывать на повышенный доход по сравнению с людьми средней и более низкой квалификации (об этом подробно пойдет речь в третьем вопросе нашей лекции).
К фактору «капитал» западные экономисты относят все те средства производства (оборудование, машины, инструменты, производственные здания и сооружения), которые используются в производстве и доставке товаров и услуг конечному потребителю. Еще их называют инвестиционными товарами в отличие от потребительских товаров, покупаемых населением.
Предпринимательство - еще один важный фактор производства. Под ним понимают особые трудовые усилия предпринимателей: управленческие и организационные навыки, необходимые фирмам для производства товаров и оказания услуг, способности по наиболее эффективному соединению и использованию всех других факторов производства. В случае успеха предприниматель получает предпринимательскую прибыль, в случае неудачи — несет убытки, поэтому знания, опыт, умение идти на разумный риск - очень важны для любой фирмы и предприятия.
Таким образом, ресурсы становятся реальными факторами производства только в единстве их материально-вещественного содержания и собственнической формы.
Спрос на труд, капитал и землю — это всегда производный спрос.
Возможность взаимозамещения различных факторов производства позволяет сочетать их в таком соотношении, которое обеспечивает наименьшие издержки производства и наибольшую прибыль.