double arrow

Выручка и прибыль. Принципы максимизации прибыли

Общим в теориях фирм является обоснование принципа стремления к получению максимальной прибыли при минимальных издержках. Прибыль определяется как разность между совокупной выручкой и совокупными издержками: PF=TR–TC.

Валовая выручка (TR) – денежная сумма, получаемая продавцом при продаже определенного количества товара: TR=P*Q.

Издержки определяются, изменяются и классифицируются с точки зрения экономистов, которых интересует деятельность фирмы и бухгалтеров, а также финансовый отчет и баланс фирмы.

Экономисты учитывают все издержки: эксплицитные (явные) и имплицитные (неявные, упущенные), поскольку они оказывают влияние на решения, принимаемые экономистом в бизнесе (рис.12.1).

Поскольку экономисты и бухгалтеры учитывают издержки различными способами, методы исчисления прибыли также не являются идентичными.

Рис. 12.1. Различия экономического и бухгалтерского подходов к издержкам и прибыли

Экономическая прибыль исчисляется как разность валового дохода фирмы и всех альтернативных издержек (внешних и внутренних) производства поставляемых фирмой товаров и услуг.

Элементом экономических издержек является нормальная прибыль. Это нормальное вознаграждение, которое удерживает предпринимателя в данной сфере деятельности. Если оно не обеспечивается, предприниматель поменяет эту деятельность или предпочтет заработную плату прибыли.

Бухгалтерская прибыль рассчитывается как разность валового дохода фирмы и только эксплицитных издержек производства.

Принципы максимизации прибыли: два подхода

1. Сравнение валового дохода и валовых издержек при каждом объеме производства:
а) TR>TC. Фирма имеет экономическую прибыль и может увеличивать объем производства до критической точки TR=TC,

б) TR<TC. Фирма убыточна. Ее цель – минимизировать убытки:
– фирма может продолжать функционировать в краткосрочном периоде, если при всех объемах производства ее выручка превышает переменные издержки: TR>VC. Если выручка обеспечивает возмещение переменных издержек, часть постоянных – производство следует продолжать;

– фирма банкрот, если при всех уровнях производства убытки превышают потери постоянных издержек. Фирма минимизирует убытки путем остановки производства.

2. Сравнение предельного дохода и предельных издержек:

а) MR>MC. На каждой такой единице продукции фирма получает больше дохода от ее продажи, чем прибавляет к издержкам, производя эту единицу;
б) MR=MC. Фирма максимизирует прибыль на оптимальном объеме производства;
в) MR<MC. Фирме следует избегать производства этой единицы продукции, так как она не будет окуплена.

Тема 4. Рынки факторов производства и распределение доходов

1. Понятие факторов производства: труд, земля, капитал, предпринимательские способности.

В экономической теории понятием «ресурсы» обозначают все то, чем рас­полагает общество для производства товаров и услуг. К ним относятся сле­дующие:

· природные (естественные) ресурсы - земля и ее недра, водные и лес­ные ресурсы;

· материальные ресурсы, представленные всеми имеющимися у об­щества средствами производства, т.е. орудиями производства, про­изводственными зданиями, сооружениями, станками, машинами, оборудованием, сырьем, материалами, топливом, различного рода энергией и т.д.;

· трудовые ресурсы, представленные рабочей силой, т.е. населением в трудоспособном возрасте;

· финансовые ресурсы в виде денежных средств, которые необходимы для процесса производства;

· информационные ресурсы, необходимые для современного компью­теризированного производства.

При этом одни ресурсы находятся в форме свободных или даровых благ (воздух, вода, солнечный свет), достающихся людям во многом пока еще бес­платно. Другие ресурсы, обладая редкостью, имеются в относительно ограни­ченном количестве. В основном речь идет о природных, материальных, трудо­вых и прочих ресурсах. Эти блага называются в экономической теории хозяй­ственными или экономическими. За них всем членам общества приходится платить и в связи с этим использовать их рационально или эффективно.

Абсолютная ограниченность в основном характерна для природных и тру­довых ресурсов, относительная - для материальных, финансовых и информа­ционных ресурсов.

Ресурсы общества, вовлекаемые в производство товаров и услуг, становят­ся его факторами. В свою очередь под производством понимается соединение и использование различных экономических ресурсов для получения разнообраз­ных товаров и услуг.

Одновременно нам известно, что все ре­сурсы выступают объектами собственности. В результате каждый ресурс имеет свое материальное содержание и социально-экономическую форму, определяе­мую собственностью на него. Длительное время трактовка факторов производства основывалась на тео­рии трех факторов, выдвинутой Ж.-Б. Сэем, который предлагал считать тако­выми землю, капитал и труд. В XX в. И. Шумпетер предложил еще один фактор производства - предпринимательство.

Фактор «труд» в «Экономикс» употребляется для обозначения любой тру­довой деятельности, связанной с достижением какого-либо результата в произ­водстве благ и услуг. В марксистской теории фактором производства считается рабочая сила как совокупность физических и духовных способностей человека, которыми он обладает и которые готов использовать в производстве товаров. Сам труд здесь рассматривается как процесс потребления (использования) рабочей силы, кото­рый не может ни продаваться, ни покупаться. Считается, что наемный работник продает капиталисту не труд, а рабочую силу. Последняя, по Марксу, становит­ся особым товаром, так как собственник рабочей силы, отделенный от собст­венности на средства производства, вынужден становиться ее продавцом, для того чтобы жить и кормить свою семью. В последние годы фактор «труд» начинают именовать «человеческим ка­питалом», и его владельцы как высококвалифицированные и образованные ра­ботники могут рассчитывать на повышенный доход по сравнению с людьми средней и более низкой квалификации (об этом подробно пойдет речь в третьем вопросе нашей лекции).

К фактору «капитал» западные экономисты относят все те средства произ­водства (оборудование, машины, инструменты, производственные здания и со­оружения), которые используются в производстве и доставке товаров и услуг конечному потребителю. Еще их называют инвестиционными товарами в отли­чие от потребительских товаров, покупаемых населением.

Предпринимательство - еще один важный фактор производства. Под ним понимают особые трудовые усилия предпринимателей: управленческие и орга­низационные навыки, необходимые фирмам для производства товаров и оказа­ния услуг, способности по наиболее эффективному соединению и использова­нию всех других факторов производства. В случае успеха предприниматель по­лучает предпринимательскую прибыль, в случае неудачи — несет убытки, по­этому знания, опыт, умение идти на разумный риск - очень важны для любой фирмы и предприятия.

Таким образом, ресурсы становятся реальными факторами производства только в единстве их материально-вещественного содержания и собственниче­ской формы.

Спрос на труд, капитал и землю — это всегда производный спрос.

Возможность взаимозамещения различных факторов производства позволяет сочетать их в таком со­отношении, которое обеспечивает наименьшие издержки производства и наибольшую прибыль.


Сейчас читают про: