Оздоровительно-развивающая программа

Узкоспециализированные программы

Программа «Старт»

Авторы: Л.В. Яковлева, Р.А. Юдина, Л.К.Михайлова.

Цель программы - помочь детям проявить собственные потенциальные возможности, выразить свое «я» в движении.

В процессе организации физического воспитания комплексный подход осуществляют: врач-ортопед, медицинская сестра, заведующая ДОУ, воспитатель.

Отличительная особенность программы заключается в том, что программный материал распределен не по возрастным группам, а по конкретным направлениям.

Содержание программы включает методику обследования двигательных качеств детей; задачи совместной работы воспитателя и инструктора по физической культуре; особенности организации физкультурных занятий в дошкольном учреждении; методику обучения дошкольников акробатическим упражнениям, упражнениям в равновесии, лазанью по канату, на гимнастической стенке; конспекты физкультурных занятий на воздухе и в зале для каждой возрастной группы; комплексы оздоровительной гимнастики; содержание развивающей среды для игровой деятельности. Следует отметить, что предлагаемые программой акробатические упражнения (стойка на голове, кувырок с разбега, кувырок с прыжком, назад, техника выполнения движений на козле) слишком трудны для всех детей, поэтому их рационально включать в работу спортивной секции.

Содержание программы излагалось на страницах журнала «Дошкольное воспитание» № 1-12 1996, № 7 1997.

Программа ориентирована на инструктора по физическому воспитанию ДОУ.

по танцевально-игровой гимнастике «Са-Фи-Дансе»

Авторы: Ж.Е. Фирилева, Е.Г. Сайкина.

Цель программы - содействие всестороннему развитию личности дошкольника средствами танцевально-игровой гимнастики.

Программа обучения рассчитана на 4 года обучения для детей от 3 до 7 лет.

Основные задачи программы:

1. Укрепление здоровья:

способствовать оптимизации роста и развития опорно-двигательного аппарата;

формировать правильную осанку;

содействовать профилактике плоскостопия;

содействовать развитию и функциональному совершенствованию органов дыхания, кровообращения, сердечно-сосудистой и нервной систем организма.

Совершенствование психомоторных способностей дошкольников:

развивать мышечную силу, гибкость, выносливость, проприоцептивную чувствительность, скоростно-силовые и координационные способности;

содействовать развитию чувства ритма, музыкального слуха, памяти, внимания, умения согласовывать движения с музыкой;

формировать навыки выразительности, пластичности, грациозности и изящества танцевальных движений;

развивать ручную умелость и мелкую моторику.

Развитие творческих и созидательных способностей:

развивать мышление, воображение, находчивость и познавательную активность, расширять кругозор;

формировать навыки самостоятельного выражения движений под музыку;

воспитывать умение эмоционального выражения, раскрепощенности и творчества в движениях;

развивать лидерство, инициативу, чувство товарищества, взаимопомощи и трудолюбия.

Основными разделами программы являются:

1. Танцевально-ритмическая гимнастика:

игроритмика (упражнения для согласования движений с музыкой, музыкальные задания и игры);

игрогимнастика (строевые, общеразвивающие и акробатические упражнения, укрепление осанки, а также упражнения на расслабление мышц и дыхательные);

игротанцы (элементы хореографических упражнений, танцевальные шаги и танцевальные формы - историко-бытовой, бальный, современный и ритмический танцы);

Нетрадиционные виды упражнений:

танцевально-ритмическая гимнастика (специальные композиции и комплексы упражнений);

игропластика (элементы древних гимнастических движений и упражнения стретчинга);

пальчиковая гимнастика (игры пальчиками, сопровождающиеся стихами и речитативами, по сказкам и рассказам, игры-потешки);

игровой самомассаж (упражнения с поглаживанием и растиранием отдельных частей тела в игровой форме);

музыкально-подражательные игры (подвижные и образные игры для строевых и общеразвивающих упражнений, игры для определения темпа, динамики, характера музыки);

игры-путешествия (или сюжетные занятия).

2. Креативная гимнастика (нестандартные упражнения, специальные задания, музыкально-творческие игры).

Все разделы программы объединяет игровой метод проведения занятий. С помощью него учебно-воспитательный процесс приобретает привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоения упражнений, повышает эмоциональный фон занятия, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребенка.

В программе отражены требования, предъявляемые к занимающимся, по освоению знаний, умений и навыков. Работать по этой программе педагогу будет легко, так как в ней подробно представлена методика проведения уроков по танцевально-игровой гимнастике. Авторы описали, как построить урок, как организовать проведение урока и какова методика на этапах обучения.

Для каждого года обучения представлены подробные конспекты уроков и сюжетных уроков. Каждый урок проводится в сопровождении рассказов и речитативов. Для организации сюжетных занятий авторы предлагают использовать эмблемы, жетоны, отличительные знаки, маршрутные листы, указательные карты, экраны соревнований, отличительные знаки.

Программа ориентирована на инструктора по физическому воспитанию ДОУ, на педагогов учреждений дополнительного образования.

Социально оздоровительная технология «Здоровый дошкольник»

Автор: Ю.Ф. Змановский.

Социально-оздоровительная технология включает в себя авторскую программу «Здоровый дошкольник», исследовательские методики, программу родительского университета, методологические разработки инноваторов (проект «Новое поколение»).

Программа «Здоровый дошкольник» посвящена проблемам воспитательно-оздоровительной работы в дошкольных учреждениях.

Основные отличительные особенности программы:

Комплексный подход, включающий различные компоненты, совокупность которых объединена в понятии «здоровый образ жизни» ребенка. Реализация программы носит преимущественно индивидуально-дифференцированный характер.

Наличие физиологического обоснования в каждом разделе программы наряду с учетом закономерностей возрастной психологии, педагогической психологии и спортивной медицины.

Данная программа может применяться в любом ДОУ благодаря простоте большинства рекомендуемых средств и методов, отсутствию необходимости в приобретении дорогостоящей аппаратуры, необязательности высокого уровня профессиональной подготовки персонала, но при обязательном добросовестном выполнении рекомендаций.

В ряде разделов программы предусмотрен учет климатогеографических и экологических особенностей региона.

В программе дано комплексное «физиологическое» определение здоровья ребенка как динамического и вместе с тем устойчивого к патологическим (болезнетворным) и экстремальным воздействиям состояния детского организма.

Программа состоит из шести разделов.

В первом разделе определяются исходные показатели состояния здоровья и психического развития детей. В диагностический комплекс включена оценка уровня двигательной подготовленности и физического развития, учет поведенческих, личностных характеристик и проявлений биоритмологического профиля, определение групп здоровья.

Во втором разделе представлена рациональная организация двигательной деятельности. Принципиальным отличием от существующих рекомендаций по развитию моторики детей дошкольного возраста является преобладание циклических упражнений (прежде всего беговых упражнений) и их комбинаций (бег, прыжки, марш, метание мяча, плавание, лыжи, велосипед и т.п.). В этом разделе представлены основные требования к занятиям, способы организации детей на занятии, вариативное содержание занятий, включающее несколько подвижных игр, спортивных и танцевальных упражнений.

В третьем разделе описана система эффективного закаливания детей. Обязательными условиями его являются: правильное использование теплозащищающих свойств одежды и регулирование температуры воздуха в помещениях, хождение босиком. К нетрадиционным методам закаливания относятся: контрастные воздушные ванны и контрастный душ; к традиционным - обтирание, обливание, полоскание горла, разные виды массажа, различные методики обучения дыханию.

Комплекс психогигиенических и психопрофилактических средств и методов, используемых в ДОУ определен в четвертом разделе. Здесь указываются основные задачи и обязанности педагогов-психогигиенистов, психокоррекционные средства и методы — индивидуальные беседы с детьми, игры (подвижные с преобладанием циклических упражнений, сюжетно-ролевые, игры-драматизации, режиссерские), диагностика и коррекция нервно-психической сферы детей с помощью рисования («нарисуй семью» и т.д.), восприятие картин выдающихся художников и классической музыки, обучение старших дошкольников элементам аутогенной тренировки и психической саморегуляции.

В пятом разделе представлены основы рационального питания дошкольников. Здесь излагаются «золотые» правила приготовления пищи, одобренные Всемирной организацией здравоохранения.

В шестом разделе приведен перечень условий для оздоровительных режимов. Сюда входят: индивидуально-дифференцированный подход к детям в соответствии с биологическими ритмами, организация режима с учетом сезонных особенностей, оптимальные двигательные и умственные нагрузки, преобладание положительных эмоций.

В подразделах программы освещаются проблемы медицинской экологии (влияние внешнесредовых факторов на здоровье человека, формирование начал «экологического сознания») и психолого-педагогические аспекты сексуального развития и здоровья детей.

Необходимо отметить, что количество программ для ДОУ с каждым годом увеличивается, однако немногие из них по своему содержанию и структуре соответствуют должному уровню.

Общая характеристика средств физического воспитания детей.

В системе физического воспитания используются психогигиенические, эколого-природные факторы, а также движения и физические упражнения, выступающие в форме целостного двигательного режима.

Психогигиенические факторы включают общий режим груда и отдыха, питание, гигиену одежды, обуви, физкультурного оборудования и т.д. Любой из перечисленных факторов способствует осуществлению цели и задач физического воспитания лишь при условии полного физиологического и психологического комфорта ребенка. Поэтому при оценке эффективности этих факторов учитывается не их "правильность" в целом, а то, насколько каждый из детей их принимает, понимает и старается им следовать.

Эколого-природные факторы связаны с природой, которая является средой обитания человека, источником его здоровья, физического и двигательного развития. Солнце, воздух, земля, вода могут щедро одарить ребенка здоровьем, если научить его с благодарностью принимать этот дар:

- больше времени проводить в естественной среде - на воздухе;

- чаще соприкасаться с природой - ступать босыми ногами на землю, подставлять под лучи жаркого солнца и свежий ветер свое тело, ходить по воде;

- знать и выполнять специальные упражнения, развивающие зрение, слух, обоняние, осязание;

- больше двигаться, используя все разнообразие способов движений в естественной природной среде.

Особенно важно правильно использовать природные факторы в качестве закаливающих процедур. Прежде всего, их следует органически включить в режимные процессы. Например, облегчить одежду, обувь во время физкультурных мероприятий, использовать холодную воду при умывании и полоскании горла и рта после еды и т.д.

Наиболее эффективными видами закаливания физиологи признали контрастные водные и воздушные процедуры, которыми дополняется естественное закаливание.

Движения и физические упражнения считаются специфическим средством физического воспитания. Двигательная активность - биологическая потребность организма, от степени удовлетворения которой зависит здоровье детей, их физическое и общее развитие. Движения и физические упражнения обеспечат эффективное решение задач физического воспитания, если они будут выступать в форме целостного двигательного режима, отвечающего возрастным и индивидуальным особенностям двигательной активности каждого из детей.

Все средства физического воспитания используются во взаимосвязи и выступают как система физкультурно-оздоровительной работы в конкретной возрастной группе.

Система физического воспитания строится на определенных принципах:

- принцип оздоровительной направленности;

- принцип разностороннего развития личности;

- принцип гуманизации и демократизации;

- принцип индивидуализации;

- принцип единства с семьей.

Физические упражнения – основное средство физического воспитания дошкольников.

Физические упражнения - основное и специфическое средство физического воспитания. Они представляют собой специально подобранные, методически правильно организованные движения и сложные виды двигательной деятельности, а также подвижные игры. Физические упражнения проводятся под руководством педагога. Они основаны на активных двигательных действиях произвольного (сознательного) характера. Данное средство физического воспитания оказывает разностороннее влияние на развитие детей.

Движение составляет основу любой детской деятельности, а более всего игровой. Ограничение двигательной активности ребенка противоречит биологическим потребностям растущего организма, отрицательно сказывается на физическом состоянии (замедляется рост, снижается сопротивляемость инфекционным заболеваниям) и двигательных функциях, приводит к задержке умственного и сенсорного развития.

Выполнение физических упражнений связано с активным восприятием окружающей обстановки и ориентировкой в ней, с развитием ощущений, восприятий, представлений, формированием знаний, с проявлением волевых усилий, яркими эмоциональными переживаниями. Все это оказывает влияние на совершенствование способностей ребенка, его всестороннее развитие.

Разнообразные физические упражнения благотворно сказываются на физиологических функциях детского организма, помогают ему приспосабливаться к меняющимся условиям внешней среды, обогащают опыт ребенка новыми движениями. Физические упражнения являются ведущим средством физического воспитания. Но только применение их в сочетании с оздоровительными силами природы и гигиеническими факторами позволяет добиваться наибольшего оздоровительного и воспитательного эффекта.

Физические упражнения имеют ряд своих характерных особенностей: упражнения для формирования осанки (благодаря им укрепляются мышцы, способствующие правильному положению позвоночника и стопы); для развития органов дыхания (входят в каждый комплекс, укрепляют диафрагму — основную дыхательную мышцу, межреберные мышцы, мышцу брюшного пресса); на отдельные части тела (для рук и плечевого пояса, для туловища и шеи, для ног); дня развития отдельных двигательных качеств и способностей (силы, гибкости, координации, ловкости» выносливости); на развитие психики (внимания, сообразительности, ориентировки в пространстве и во времени).

Физические упражнения могут проводиться с использованием различных предметов и снарядов или без них. Благотворное влияние физических упражнений на организм детей усиливает музыкальное сопровождение.

Физические упражнения в физической культуре дошкольников представлены следующими видами: 1) гимнастикой; 2) играми подвижными и спортивными; 3) спортивными упражнениями; 4) простейшим туризмом.

Гигиенические факторы. Санитарно-гигиенические требования к месту проведения занятий, одежде, обуви детей.

Эффективность занятия по физической культуре зависит не только от его содержания и организации, но и от санитарно-гигиенических условий, в которых оно проводится. Проверку условий и санитарно-гигиенического состояния мест проведения занятий (групповые участки, спортивная площадка, физкультурные залы), физкультурного оборудования и инвентаря, спортивной одежды и обуви осуществляют заведующий, методист, воспитатель по физической культуре, врач, медсестра. Температура воздуха в помещении, где организуются занятия, должна быть 16-1743. Перед проведением занятия проводится сквозное проветривание и влажная уборка. Во время занятия должны быть открыты фрамуги, форточки. На занятиях дети занимаются босиком или в носках (хлопчатобумажных) в спортивной форме (спортивная майка, трусы-шорты). Для занятий на воздухе при температуре от +5°С до -7°С дети занимаются в спортивном костюме (полушерстяном), футболке с длинными рукавами, кол готах, шерстяной шапочке, шерстяных носках, кедах. Необходимо, чтобы воспитатель по физической культуре также был в спортивной форме.

Во время организации физкультурных занятий важно предусмотреть меры безопасности и предупреждения травматизма детей.

Безопасность детей на протяжении всего времени пребывания в дошкольном учреждении обеспечивается созданием условий для их физического и психологического благополучия, предупреждения травматизма, физических и эмоциональных перегрузок, приводящих к утомлению и переутомлению.

Оздоровительное воздействие природных факторов

Закаливание детей. Специальные закаливающие мероприятия.

Закаливание является неспецифической формой профилактики заболеваний. Несмотря на то, что заваливание известно с древности, до сих пор нет однозначных мнений и подходов к формам закаливания, их выбору в конкретных ситуациях.

Следует заметить, что рекомендуемые сегодня методы достаточно сложны для применения в детском саду. Основные виды закаливания: водные процедуры, воздушно-солнечные ванны.

В условиях детского сада любое закаливающее мероприятие провести достаточно сложно: необходимо выделить место и время, подобрать индивидуальные закаливающие дозы для каждого ребенка, учесть не только здоровье, но и желание, сиюминутное настроение. Большое количество специальных закаливающих процедур возлагает немалые физические нагрузки на персонал, а поэтому не обеспечивается качество процедур.

Единство обучения, воспитания и развития ребенка в процессе ВФ.

Принципы ФВ. Общепедагогические принципы.

1. Разностороннее развитие личности:

- активизация мыслительной деятельности;

- создание условий в которых ребенок сам ищет наиболее рациональный способ поведения;

- упражнения в трудовых действиях;

- фиксировать внимание на красках, формах, окружающей обстановке и оборудовании;

- эмоциональное восприятие ритма музыки.

2. Принцип гуманизации – отказ от авторитарных форм общения

- физическое, психическое и социальное благополучие лежат в основе любого пед. процесса независимо от выбранной системы;

- вся функциональная работа строится на основе комфортности, учитывая желания и настроение ребенка;

- воспитателю необходимо знать куда и как вести ребенка и уметь это делать.

3. Принцип демократизации:

- предоставить воспитателю права свободного выбора форм, средств и методов работы, но такое право должно гарантировать высокие результаты работы.

- обязывать воспитателя уметь определять ближайшую зону здоровья, физического и двигательного развития детей, находить наиболее результативные средства, формы и методы работы объединяя их в системы;

- оценить эффективность используемых методик.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow