Теоретически социальный педагог, который умеет и готов применять современные образовательные технологии в процессе своей деятельности может создавать в своей профессиональной деятельности инновационные ситуации, он становится автором проекта, направленного на решение проблем социализации личности. Для того, чтобы это можно было реализовать на практике необходимо наличие специального органа – социально-педагогичес-кой службы, которая бы имела свою организационную структуру, бюджет и актив.
Структурно воспитательный потенциал предметно-пространственной среды микросоциума включает в себя:
-диагностику ситуации в микросоциуме, определение по ее результатам экстренных и среднесрочных необходимых действий;
-интеграцию воспитательных возможностей микросоциума (материальных, кадровых, содержательных);
-развитие и создание культурно-досуговой инфраструктуры;
-стимулирование, поддержку и развитие детских, молодежных и взрослых инициатив по созданию различных клубных объединений и самодеятельных организаций;
|
|
-улучшение экологической ситуации, создание и развитие условий для массовых занятий спортом; адресную заботу о физическом развитии, питании, медицинском обслуживании и здоровом образе жизни детей, подростков и юношей;
-оказание психолого-педагогической, юридической, медико-психологической помощи нуждающимся в ней;
-психолого-педагогическую помощь в профессиональной ориентации, адресную помощь в приобретении и изменении профессии, в трудоустройстве, в постановке на учет на бирже труда;
-работу с социально ущербными и криминогенными семьями, социально-психологическую и медицинскую помощь проблемным, неполным семьям, заботу о детях из подобных семей;
-профилактику и помощь в преодолении конфликтов в микросоциуме;
-выявление старших, дурно влияющих на младших, адресную работу с ними; профилактику и коррекцию противоправного и саморазрушительного поведения;
-социально-психологическую реабилитацию социально ущербных жителей, а также отбывших наказание.
Эффективность воспитания и позитивность социализации зависят от того, удастся или нет создать воспитательное пространство, и от того, сколь эффективно оно функционирует и развивается. Созданное и эффективно функционирующее воспитательное пространство несёт в себе четыре составные части социализации: стихийную социализацию, относительно направленную социализацию, социально-контролируемую социализацию и сознательное самоизменение человеком самого себя (Мудрик А.В. Социальная педагогика. М., 2000. С.15)
В рамках воспитательного пространства дети, подростки, юноши взаимодействуют с микрофакторами стихийной социализации (семьей, соседями, группами сверстников, микросоциумом). Но характер, процесс и результаты этого взаимодействия в той или иной мере определяются и корректируются педагогическим влиянием.
|
|
В рамках воспитательного пространства во взаимодействии детей, подростков, юношей с общественными, государственными, религиозными и частными организациями частично происходит относительно направляемая социализация. Но указанное взаимодействие из чисто функционально-ролевого может стать более или менее эмоционально-межличностным, направленным на решение проблем развития конкретных групп и отдельных личностей.
В рамках воспитательного пространства происходит самоизменение его субъектов. Но вектор, содержание и эффективность самоизменения конкретных людей становятся объектами педагогического влияния.
И наконец, воспитательное пространство по определению является одной из сфер относительно социально контролируемой социализации - воспитания. Причем воспитание в данном случае приобретает специфический характер интеграции институциональных и личностных ресурсов в целях эффективной позитивной социализации детей, подростков, юношей.
Создание воспитательного пространства микросоциума становится реальным, а его функционирование и развитие эффективным и долговременным только в том случае, если большая часть жителей, в том числе дети, подростки и юноши, оказываются его субъектами, т. е. у них возникают стремление и возможность реализовать в нем свои субъективные потребности, интересы, личностные ресурсы ( И. В. Кулешова и Л. И. Новикова).
Воспитательный потенциал предметно пространственной среды можно моделировать в рамках технологии создания предметно-пространственной среды на базе тех функций, которые присутствуют в системе реализации воспитательного потенциала предметно-пространственной среды. Для эталона можно использовать концепцию реализации воспитательного потенциала микросоциума. Концепция может быть авторской, государственной, социально ориентированной (основанная на социальном заказе социума)...