Технология создания воспитательного потенциала предметно-пространственной среды в микросоциуме

Теоретически социальный педагог, который умеет и готов применять современные образовательные технологии в процессе своей деятельности может создавать в своей профессиональной деятельности инновационные ситуации, он становится автором проекта, направленного на решение проблем социализации личности. Для того, чтобы это можно было реализовать на практике необходимо наличие специального органа – социально-педагогичес-кой службы, которая бы имела свою организационную структуру, бюджет и актив.

Структурно воспитательный потенциал предметно-пространственной среды микросоциума включает в себя:

-диагностику ситуации в микросоциуме, определение по ее результатам экстренных и среднесрочных необходимых дей­ствий;

-интеграцию воспитательных возможностей микросоциума (материальных, кадровых, содержательных);

-развитие и создание культурно-досуговой инфраструктуры;

-стимулирование, поддержку и развитие детских, молодеж­ных и взрослых инициатив по созданию различных клубных объединений и самодеятельных организаций;

-улучшение экологической ситуации, создание и развитие условий для массовых занятий спортом; адресную заботу о физическом развитии, питании, медицинском обслуживании и здоровом образе жизни детей, подростков и юношей;

-оказание психолого-педагогической, юридической, медико-психологической помощи нуждающимся в ней;

-психолого-педагогическую помощь в профессиональной ориентации, адресную помощь в приобретении и изменении профессии, в трудоустройстве, в постановке на учет на бир­же труда;

-работу с социально ущербными и криминогенными семьями, социально-психологическую и медицинскую помощь пробле­мным, неполным семьям, заботу о детях из подобных семей;

-профилактику и помощь в преодолении конфликтов в мик­росоциуме;

-выявление старших, дурно влияющих на младших, адресную работу с ними; профилактику и коррекцию противоправно­го и саморазрушительного поведения;

-социально-психологическую реабилитацию социально ущер­бных жителей, а также отбывших наказание.

Эффективность воспитания и позитивность социализации зависят от того, удастся или нет создать воспитатель­ное пространство, и от того, сколь эффективно оно функциониру­ет и развивается. Созданное и эффективно функционирующее воспитательное пространство несёт в себе четыре составные части со­циализации: стихийную социализацию, относительно направленную социализацию, социально-контролируемую социализацию и сознательное самоизменение человеком самого себя (Мудрик А.В. Социальная педагогика. М., 2000. С.15)

В рамках воспитательного пространства дети, подростки, юноши взаимодействуют с микрофакторами стихийной социали­зации (семьей, соседями, группами сверстников, микросоциумом). Но характер, процесс и результаты этого взаимодействия в той или иной мере определяются и корректируются педагогическим влиянием.

В рамках воспитательного пространства во взаимодействии детей, подростков, юношей с общественными, государственными, религиозными и частными организациями частично происходит относительно направляемая социализация. Но указанное взаимо­действие из чисто функционально-ролевого может стать более или менее эмоционально-межличностным, направленным на решение проблем развития конкретных групп и отдельных личностей.

В рамках воспитательного пространства происходит самоизме­нение его субъектов. Но вектор, содержание и эффективность са­моизменения конкретных людей становятся объектами педагоги­ческого влияния.

И наконец, воспитательное пространство по определению яв­ляется одной из сфер относительно социально контролируемой социализации - воспитания. Причем воспитание в данном случае приобретает специфический характер интеграции институцио­нальных и личностных ресурсов в целях эффективной позитивной социализации детей, подростков, юношей.

Создание воспитательного пространства микросоциума стано­вится реальным, а его функционирование и развитие эффектив­ным и долговременным только в том случае, если большая часть жителей, в том числе дети, подростки и юноши, оказываются его субъектами, т. е. у них возникают стремление и возможность реа­лизовать в нем свои субъективные потребности, интересы, лично­стные ресурсы ( И. В. Кулешова и Л. И. Новикова).

Воспитательный потенциал предметно пространственной среды можно моделировать в рамках технологии создания предметно-пространственной среды на базе тех функций, которые присутствуют в системе реализации воспитательного потенциала предметно-пространственной среды. Для эталона можно использовать концепцию реализации воспитательного потенциала микросоциума. Концепция может быть авторской, государственной, социально ориентированной (основанная на социальном заказе социума)...


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: