Студопедия


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Белорусская кадриль композиционное строение и музыкальное сопровождение




В белорусском народном танцевальном репертуаре кадрили занимают видное место. Они принадлежат к распространенным и любимым народом танцам, отличающимся многообразием своих хореографических форм, красочностью и новизной. Среди других белорусских танцев они выделяются характером исполнения, сочетанием простоты движений с замысловатостью переходов и сложностью пространственного рисунка и фигур. Исполняются кадрили всегда выразительно, весело, задорно, слаженно, с искристым народным юмором.

Между тем «кадрыля» — сравнительно новый народный танец. Он пришел в Белоруссию из Западной Европы через Польшу. Еще в середине XIX в. кадрили принадлежали к модным салонным танцам. Через дворовых людей они проникали из панских усадеб в деревню. Крестьяне перенесли форму кадрили и некоторые фигуры этого танца в родные деревни и села и, переделав его на свой лад, приспособили к своим вкусам».

В народной среде кадриль, сохраняя свое композиционное строение, постепенно изменялась и органически врастала в почву национальной хореографии.

Поэтому деревенскую кадриль, ряд местных вариантов которой бытовал в Белоруссии, мы вправе рассматривать как белорусский народный танец.

О появлении новых танцев писал Н. Никифоровский: «В недавнее памятное время, в число танцев пожаловали непрошенными, но почему-то любезными гостями... подобие польки..., подобие «галепы»... «кадрыля». Последние три танца начинают кое-где вытеснять... или видоизменять старые танцы».

Некоторые варианты кадрили, правда, незначительно измененные, и до сих пор танцует молодежь в разных местах Белоруссии. Интересна запись исполнения старинной кадрили на этнографическом празднике, состоявшемся 10 июня 1973 года в г. Рогачеве. Исполняли кадриль из 12 «кален». По разнообразию рисунков и переплетению переходов кадриль напоминала сложные узоры народного ткачества. В одноа фигуре («Птичка»), впервые встреченной нами в этой кадрили, имитировались повадки птицы.

Как правило, белорусские кадрили танцуют четыре, восемь, иногда и более пар. Обычно кадрили состоят из четырех фигур — «кален», но бывает, что танец имеет и большую композиционную сложность. Каждая фигура («калена») имеет свое название или номер, свою танцевальную мелодию, определяющую характер этой фигуры и ее танцевальную лексику. Каждая фигура исполняется либо всеми танцующими вместе, либо двумя-четырьмя парами поочередно в отличие от первоначального варианта ее исполнения, когда каждый участник станцевал одну и ту же фигуру со всеми поочередно, кадриль заканчивается общей финальной пляской или общим уходом.

Богатые импровизационные возможности предоставлены в кадрилях солистам — ведущим. По установившейся традиции, ведущий прежде всего объявляет каждую последующую фигуру (т. е. вводит танцоров в характер исполняемой фигурыион выступает здесь и как затейник, и как лучший танцор, и как распорядитель танца.




Рисунок кадрили и расположение танцующих характерны для многих других белорусских танцев: построение в два ряда друг против друга, построение квадратов по углам, образование «воротцев», «звездочек», общего круга, нескольких кружочков, построение в колонны, в линии, крестообразные переходы, смена партнеров или партнера, схождение и расхождение пар, обход друг друга, обход парами и т. д. Трудно выделить основные ходы и колена кадрилей, настолько они разнообразны: здесь встречаются простой шаг, бег, шаг с подскоком, скользящий шаг, «крутки», «притопы», «па-де-баск», «акценты», «польки», «галоп» и т. д.

Белорусские кадрили имеют и локальные особенности. Так, в Минской области кадриль исполняется задорно, весело, состоит из красивых рисунков и перестроений. Но встречаются здесь кадрили и более сдержанные по характеру исполнения, например «Ланская кадрыля», названная так по месту бытования (д. Лань Несвижского района). Кадриль в Витебской области исполняют более игриво, темпераментно. Основной ход здесь чаще — перекат с каблучка на всю ступню. В Гомельской области танец исполняется очень живо, но основное движение — шаркающий скользящий шаг. В Могилевской области в кадрилях часто встречается бег с небольшим подскоком. В Гродненской области кадриль исполняется сдержанно, простым шагом с акцентом на 1-ю четверть такта; главное в этом варианте танца — оригинальные перестроения. Исполнение кадрилей в ряде районов Брестской области отличается сильным постукиванием ногами в основном шаге, лихостью.





Дата добавления: 2014-02-05; просмотров: 2749; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9060 - | 7211 - или читать все...

Читайте также:

 

54.161.118.57 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.001 сек.