Белорусская кадриль композиционное строение и музыкальное сопровождение

В белорусском народном танцевальном репертуаре кадрили занимают видное место. Они принадлежат к распространенным и любимым народом танцам, отличающимся многообразием своих хореографических форм, красочностью и новизной. Среди других белорусских танцев они выделяются характером исполнения, сочетанием простоты движений с замысловатостью переходов и сложностью пространственного рисунка и фигур. Исполняются кадрили всегда выразительно, весело, задорно, слаженно, с искристым народным юмором.

Между тем «кадрыля» — сравнительно новый народный танец. Он пришел в Белоруссию из Западной Европы через Польшу. Еще в середине XIX в. кадрили принадлежали к модным салонным танцам. Через дворовых людей они проникали из панских усадеб в деревню. Крестьяне перенесли форму кадрили и некоторые фигуры этого танца в родные деревни и села и, переделав его на свой лад, приспособили к своим вкусам».

В народной среде кадриль, сохраняя свое композиционное строение, постепенно изменялась и органически врастала в почву национальной хореографии.

Поэтому деревенскую кадриль, ряд местных вариантов которой бытовал в Белоруссии, мы вправе рассматривать как белорусский народный танец.

О появлении новых танцев писал Н. Никифоровский: «В недавнее памятное время, в число танцев пожаловали непрошенными, но почему-то любезными гостями... подобие польки..., подобие «галепы»... «кадрыля». Последние три танца начинают кое-где вытеснять... или видоизменять старые танцы».

Некоторые варианты кадрили, правда, незначительно измененные, и до сих пор танцует молодежь в разных местах Белоруссии. Интересна запись исполнения старинной кадрили на этнографическом празднике, состоявшемся 10 июня 1973 года в г. Рогачеве. Исполняли кадриль из 12 «кален». По разнообразию рисунков и переплетению переходов кадриль напоминала сложные узоры народного ткачества. В одноа фигуре («Птичка»), впервые встреченной нами в этой кадрили, имитировались повадки птицы.

Как правило, белорусские кадрили танцуют четыре, восемь, иногда и более пар. Обычно кадрили состоят из четырех фигур — «кален», но бывает, что танец имеет и большую композиционную сложность. Каждая фигура («калена») имеет свое название или номер, свою танцевальную мелодию, определяющую характер этой фигуры и ее танцевальную лексику. Каждая фигура исполняется либо всеми танцующими вместе, либо двумя-четырьмя парами поочередно в отличие от первоначального варианта ее исполнения, когда каждый участник станцевал одну и ту же фигуру со всеми поочередно, кадриль заканчивается общей финальной пляской или общим уходом.

Богатые импровизационные возможности предоставлены в кадрилях солистам — ведущим. По установившейся традиции, ведущий прежде всего объявляет каждую последующую фигуру (т. е. вводит танцоров в характер исполняемой фигурыион выступает здесь и как затейник, и как лучший танцор, и как распорядитель танца.

Рисунок кадрили и расположение танцующих характерны для многих других белорусских танцев: построение в два ряда друг против друга, построение квадратов по углам, образование «воротцев», «звездочек», общего круга, нескольких кружочков, построение в колонны, в линии, крестообразные переходы, смена партнеров или партнера, схождение и расхождение пар, обход друг друга, обход парами и т. д. Трудно выделить основные ходы и колена кадрилей, настолько они разнообразны: здесь встречаются простой шаг, бег, шаг с подскоком, скользящий шаг, «крутки», «притопы», «па-де-баск», «акценты», «польки», «галоп» и т. д.

Белорусские кадрили имеют и локальные особенности. Так, в Минской области кадриль исполняется задорно, весело, состоит из красивых рисунков и перестроений. Но встречаются здесь кадрили и более сдержанные по характеру исполнения, например «Ланская кадрыля», названная так по месту бытования (д. Лань Несвижского района). Кадриль в Витебской области исполняют более игриво, темпераментно. Основной ход здесь чаще — перекат с каблучка на всю ступню. В Гомельской области танец исполняется очень живо, но основное движение — шаркающий скользящий шаг. В Могилевской области в кадрилях часто встречается бег с небольшим подскоком. В Гродненской области кадриль исполняется сдержанно, простым шагом с акцентом на 1-ю четверть такта; главное в этом варианте танца — оригинальные перестроения. Исполнение кадрилей в ряде районов Брестской области отличается сильным постукиванием ногами в основном шаге, лихостью.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: