Сущность, условия существования и функции рынка.
Принцип «невидимой руки»
Рынок как экономический механизм, пришедший на смену натуральному хозяйству, формировался на протяжении тысячелетий, в течение которых менялось и содержание самого понятия.
Рынок - это механизм взаимодействия покупателей и продавцов экономических благ.
Рынок - это система экономических отношений, складывающихся в процессе производства, обращения и распределения товаров, а также движения денежных средств.
Субъекты рынка: продавцы; покупатели.
Объекты рынка: товар, деньги.
Товар — это продукт труда, удовлетворяющий ту или иную общественную потребность посредством купли-продажи.
Товар (К.Маркс, Капитал, Т.1, Гл.1) - – это продукт труда предназначенный для обмена (продажи).0
Свойства товара:
- потребительная стоимость – это способность товара удовлетворять какую-либо потребность покупателя.
- меновая стоимость – это способность товара обмениваться на другой товар (деньги).
Деньги - это всеобщий эквивалент, измеряющий стоимость всех других товаров.
Деньги – это актив, который повсеместно принимается как средство обмена.
Деньги - это товар, на который можно обменять любой другой товар.
Функции денег (К.Маркс, Капитал, Т.1, Гл.2):
1) Мера стоимости ( выражение стоимости товара в деньгах);
2) Средство обращения ( мимолетный посредник в обмене);
3) Средство платежа (п ри продаже товаров в кредит деньги);
4) Средство накопление;
5) Мировые денег.
Современный рынок, оставаясь механизмом взаимодействия покупателей и продавцов, превратился в систему регулирования хозяйственной жизни (экономики). Рынок обслуживает производство, обмен, распределение и потребление.
Современный рынок обслуживает: производство, обмен, распределение и потребление.
- для производства рынок поставляет необходимые ресурсы и реализует его продукцию, а также определяет спрос на нее.
- для обмена рынок является главным каналом сбыта и закупок товаров и услуг.
- для распределения он является тем механизмом, который определяет размеры доходов для владельцев ресурсов, продающихся на рынке.
- для потребления рынок - это тот канал, через который потребителю поступает основная часть необходимых ему потребительских благ.
1) Разделение труда и специализация производства;
2) Самостоятельность экономических агентов (обособленность хозяйственных субъектов);
3) Свобода предпринимательства.
Следовательно, рынок является сложным механизмом, на котором совершаются сделки между покупателями и продавцами экономических благ.
Расходы на совершение рыночных сделок называются трансакционными издержками (Р.Коуз).
Трансационных издержек (transaction cost) – издержек в сфере обмена, связанных с передачей прав собственности. Они включают:
1) расходы, связанные с поиском информации;
2) затраты на ведение переговоров;
3) работу по изменению свойств товара (услуги);
4) издержки по спецификации и защите прав собственности;
5) затраты связанные с преодолением оппортунистического поведения контрагентов.
Современный рынок предполагает наличие следующих признаков:
ü неограниченное число участников актов купли-продажи, свободный доступ на рынок и свободный выход из него.
ü мобильность материальных, трудовых, финансовых ресурсов,
ü наличие у каждого субъекта рынка достоверной и полной информации о предложении, спросе, ценах, норме прибыли и т.д.
ü отсутствие монополии производителя,
Конкуренция - это соперничество, состязательность на рынке, борьба между производителями за потребителя, за наилучшие условия сбыта своей продукции.
Конкуренция является механизмом рынка, с помощью которого повышается качество продукции, снижаются производственные затраты, внедряются технические новшества.
Основные предпосылки, для функционирования механизма конкуренции:
1) равенство экономических агентов, действующих на рынке (во многом это зависит от количества фирм и потребителей);
2) характер производимой ими продукции (степень однородности продукта);
3) свобода входа на рынок и выхода с него (прежде всего отсутствие препятствий для входа в виде организационных объединений и структур).