Разграничения

Структура рынка. Виды рынков и критерии их

Функции рынка

Функции рынка определяются стоящими перед ним задачами. Рыночный механизм призван найти ответы на три ключевые вопроса: что, как и для кого производить? Для этого рынок выполняет ряд функций:

1) Ценообразующая функция.

2) Информационная функция

3)Регулирующая функция

Т.е. на рынке действует регулирующая «невидимая рука», о которой еще писал «А.Смит: «Предприниматель имеет в виду лишь свой собственный интерес, преследует собственную выгоду, причем в этом случае он невидимой рукой направляется к цели, которая совсем не входила в его намерения. Преследуя свои собственные интересы, он часто более действенным способом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится служить им» (Исследование о природе и причинах богатства народов. М., 1962. - С.73).

4) Посредническая функция

5) Санирующая функция

Рынок как самостоятельное образование включает три основных элемента: рынок товаров и услуг, рынок труда, рынок капитала.

 
 


Все эти три рынка органически взаимосвязаны и воздействуют друг на друга. Развитость рынка и рыночных отношений зависит от раз­вития всех его составляющих.

Виды рынков и их структура:

- по «общественному разделению труда» (рынок местный, нацио­нальный и международный);

«по формам собственности» (частный, кооперативный, государ­ственный рынок);

- по объектам рыночного обмена - товарный (средств производ­ства, труда, товаров и услуг, ноу-хау) и денежный (денежный, ценных бумаг и валютный);

- по организации рыночного обмена: оптовый (биржа, государ­ственные закупки), розничный, экспортный, импортный;

- по видам конкуренции: рынок совершенной конкуренции и несовершенной конкуренции.

Инфраструктура рынка – это совокупность организационно-правовых и экономических отношений, обеспечивающих взаимодействие между субъектами рыночных отношений (фирмы, корпорации), представляющая собой систему организаций, обслуживающих потоки товаров, услуг, денег, ценных бумаг и рабочей силы.

Элементами инфраструктуры являются:

ü кредитная система (банки, страховые компании);

ü система страхования;

ü общественные и государственные фонды активизации деловой активности;

ü налоговая система и налоговые инспекции;

ü биржи (товарные, сырьевые, фондовые, валютные);

ü небиржевое посредничество (аукционы, ярмарки);

ü торговые палаты, другие общественные и добровольные объединения дело­вых кругов;

ü коммерческо-выставочные комплексы;

ü специальные рекламные агентства, информационные агентства, средства массовой информации;

ü информационные технологии и средства деловой коммуникации;

ü консультационные (консалтинговые) компании;

ü аудиторские (проверка бухгалтерской отчетности) компании;

ü таможенная система;

ü система высшего и среднего образования, профессионального образования;

ü система регулирования занятости (биржа труда, служба занятости);

ü профсоюзы;

ü специальные зоны свободного предпринимательства и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: