Структура рынка. Виды рынков и критерии их
Функции рынка
Функции рынка определяются стоящими перед ним задачами. Рыночный механизм призван найти ответы на три ключевые вопроса: что, как и для кого производить? Для этого рынок выполняет ряд функций:
1) Ценообразующая функция.
2) Информационная функция
3)Регулирующая функция
Т.е. на рынке действует регулирующая «невидимая рука», о которой еще писал «А.Смит: «Предприниматель имеет в виду лишь свой собственный интерес, преследует собственную выгоду, причем в этом случае он невидимой рукой направляется к цели, которая совсем не входила в его намерения. Преследуя свои собственные интересы, он часто более действенным способом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится служить им» (Исследование о природе и причинах богатства народов. М., 1962. - С.73).
4) Посредническая функция
5) Санирующая функция
Рынок как самостоятельное образование включает три основных элемента: рынок товаров и услуг, рынок труда, рынок капитала.
|
|
Все эти три рынка органически взаимосвязаны и воздействуют друг на друга. Развитость рынка и рыночных отношений зависит от развития всех его составляющих.
Виды рынков и их структура:
- по «общественному разделению труда» (рынок местный, национальный и международный);
«по формам собственности» (частный, кооперативный, государственный рынок);
- по объектам рыночного обмена - товарный (средств производства, труда, товаров и услуг, ноу-хау) и денежный (денежный, ценных бумаг и валютный);
- по организации рыночного обмена: оптовый (биржа, государственные закупки), розничный, экспортный, импортный;
- по видам конкуренции: рынок совершенной конкуренции и несовершенной конкуренции.
Инфраструктура рынка – это совокупность организационно-правовых и экономических отношений, обеспечивающих взаимодействие между субъектами рыночных отношений (фирмы, корпорации), представляющая собой систему организаций, обслуживающих потоки товаров, услуг, денег, ценных бумаг и рабочей силы.
Элементами инфраструктуры являются:
ü кредитная система (банки, страховые компании);
ü система страхования;
ü общественные и государственные фонды активизации деловой активности;
ü налоговая система и налоговые инспекции;
ü биржи (товарные, сырьевые, фондовые, валютные);
ü небиржевое посредничество (аукционы, ярмарки);
ü торговые палаты, другие общественные и добровольные объединения деловых кругов;
ü коммерческо-выставочные комплексы;
ü специальные рекламные агентства, информационные агентства, средства массовой информации;
|
|
ü информационные технологии и средства деловой коммуникации;
ü консультационные (консалтинговые) компании;
ü аудиторские (проверка бухгалтерской отчетности) компании;
ü таможенная система;
ü система высшего и среднего образования, профессионального образования;
ü система регулирования занятости (биржа труда, служба занятости);
ü профсоюзы;
ü специальные зоны свободного предпринимательства и т.д.