В научный оборот термин «предпринимательство» был введен английским, по некоторым источникам французским, шотландского происхождения экономистом Ричардом Кантильоном в 1675 г. В переводе с французского данный термин обозначал буквально «посредник».
Предпринимательство - это специфический фактор общественного воспроизводства (наряду с капиталом, землей и трудом), который обеспечивает необходимую динамику воспроизводственных процессов через создание новых более эффективных комбинаций производственно-сбытовых факторов.
Предпринимательство – это система хозяйствования, основанная на рисковой, инновационной деятельности, целью которой является получение предпринимательского дохода, и затрагивающая либо весь процесс воспроизводства, либо отдельные его стадии (производство, распределение, обмен и потребление).
Предпринимательский доход отличается от «среднестатистической» прибыли и определяется как «сверхприбыль», возникающая в результате исключительно рационального соединения факторов производства, что ведет к снижению индивидуальных издержек по сравнению с общественными, на базе которых формируется рыночная цена.
По Р.Кантильону предприниматель это любой индивид, обладающий предвидением и желанием принять на себя риск устремленный в будущее, чьи действия характеризуются надеждой получить доход, и готовностью к потерям.
Прибыли и потери предпринимателя есть следствие риска и неопределенности, сопровождающих его решения. Прибыль зависит от разницы между вполне определенной закупочной ценой факторов производства и той неопределенной ценой, по которой результирующий продукт можно будет продать.
Последователи Р.Кантильона определили предпринимательский доход как плату за риск, которая качественно отличается от дохода на капитал и заработной платы.
Рыночная экономика невозможна без фигуры предпринимателя — свободного и деятельного человека, хозяина и знатока своего дела, умелого организатора и руководителя.
Предпринимательская деятельность, или предпринимательство, — это инициативная, самостоятельная деятельность лиц или предприятия, направленная на получение прибыли или личного дохода, осуществляемая на свой риск и под свою имущественную ответственность.
Субъектами предпринимательской деятельности выступают физ/лица (собственники и наемные работники), фирмы, государственные институты.
Предприниматель (собственник) берет на себя инициативу соединения ресурсов земли, труда и капитала в единый процесс производства товара или услуги, который обещает быть прибыльным делом. Он выполняет трудную задачу принятия основных решений в процессе ведения предпринимательства.
Целевые мотива в деятельности предпринимателя (Й.Шумпетер):
1. Потребность в господстве, власти, влиянии.
2. Воля к победе, стремление к успеху, достигнутому в борьбе с соперниками и с самим собой.
3. Радость творчества, которую дает самостоятельное ведение дел.
Функции предпринимателя:
1) Ресурсная. Для любой хозяйственной деятельности необходимы объективные факторы (средства производства) и субъективные, личные (работники с достаточными знаниями и умениями.
2) Организаторская (обеспечить такое соединение и комбинирование факторов производства, которое лучше всего способствует достижению поставленной цели);
3) Творческая, связанная с организационно-хозяйственным новаторством.
Наиболее важные личные качества удачливого предпринимателя:
ü поиск возможностей и инициативность (готов к неоднократным усилиям, чтобы встретить вызов или преодолеть препятствия, меняет намеченную линию поведения, чтобы достичь цели);
ü готовность к риску (предпочитает ситуацию умеренного риска, осуществляет действия, чтобы уменьшить риск или контролировать результаты);
ü ориентация на эффективность и качество (находит пути делать веши лучше, быстрее и дешевле);
ü вовлеченность в рабочие контакты (принимает на себя всю ответственность и идет на личные жертвы для выполнения работы, берется за дело вместе с работниками или вместо них);
ü целеустремленность (ясно выражает цели, имеет долгосрочное видение);
ü стремление быть информированным (лично собирает сведения о клиентах, поставщиках, конкурентах);
ü систематическое планирование и наблюдение (планирует, следит за хозяйственными показателями и использует их для принятия решений);
ü способность убеждать и устанавливать деловые и личные связи; независимость и уверенность в себе (стремится к независимости от правил и контроля других людей, верит в свою способность выполнять трудные задачи) и т.д.
//необходимо отметить, что одни из необходимых качеств бизнесмена - врожденные, другие - результат развития природной предрасположенности, а третьи - следствие обучения и практического опыта. Вряд ли можно усомниться, что далеко не все люди способны быть предпринимателями.
Отрицательные психологические характеристики предпринимателя:
· флюгер (верно определяет направление, но не доводит до конца создание новой фирмы);
· простак (с упрощенным взглядом на сложные процессы; по его мнению, любое предприятия можно создать «в два счета»);
· недотрога (мнителен и боится, что кто-то украдет его идеи);
· знайка (хорошо теоретизирует, но полностью оторван от практики);
· аккуратист (чрезмерно привержен к заведенному порядку);
· философ (излишне мечтателен, топит дело в словах);
· изобретатель (настолько увлечен новациями, что это идет во вред предпринимательской деятельности);
· инопланетянин (не имеет соответствующих реальности мотивов и целей для организации собственного бизнеса).
Многообразие способов минимизации трансакционных издержек предопределяет многообразие форм деловых предприятий:
1) единоличное владение (частнопредпринимательская фирма)- 70% --- 6-7 выпуска
2) товарищество/партнерство – 10% -- 4-5% выпуска
3) корпорация - 18-20% -- 88-90% выпуска
Подобный парадокс легко объясним, если мы подробнее познакомимся с достоинствами и недостатками каждого из указанных типов фирм:
1) единоличное владение (частнопредпринимательская фирма ) – это фирма, владелец которой самостоятельно ведет дела в собственных интересах; управляет ею, получает всю прибыль (остаточный доход) и несет персональную ответственность по всем ее обязательствам (т.е. является субъектом неограниченной ответственности.
Достоинством:
а) простота организации (учреждения, управления и.д.);
б) свобода действий (не связанная с необходимостью согласования в принятии решений и т.д.);
в) сильный экономический стимул (получение всей прибыли одним лицом).
Недостатки:
а) ограниченность финансовых и материальных ресурсов (связанная с недостатком средств собственника фирмы, так и с трудностью получения кредита);
б) отсутствие развитой системы внутренней специализации производственных и управленческих функций (особенно в условиях мелкого и среднего производства – наиболее типичного для данной формы собственности);
в) существование неограниченной ответственности (когда собственник в случае банкротства рискует не только капиталом, вложенным в дело, но и всей своей личной собственностью).
2) Партнерство (товарищество) – это фирма, организованная рядом лиц, совместно владеющих и управляющих предприятием.
Достоинством:
а) легкость организации и управления;
б) разделение и специализация труда;
Недостатки:
а) скудность финансовых средств,
б) неограниченная ответственность и др.
3. Корпорация - это фирма, имеющая форму юридического лица, где ответственность каждого собственника ограничена его вкладом в данное предприятие.
Корпорация – общество, основанное на паях. Покупая ц/б (акции и облигации), индивиды (домохозяйства) становятся собственниками корпорации.
//Корпорация – это специфический тип деловых предприятий, который имеет форму существования, отличную от физических лиц (форма юр/лица).
Достоинство:
- стабильность;
- нет финансовых ограничений.
Корпорация существует независимо от ее владельцев – акционеров.
Недостатки:
а) всевозможных злоупотреблений.
б) размывание прав собственности,
в) возможности «оппортунистического поведения» расширяются (стремясь к личному обогащению, высшие менеджеры участвуют в чрезвычайно рискованных операциях, а иногда идут и на прямые злоупотребления властью: махинации ц/б, перелив капитала в дочерние компании, сомнительная производственная деятельность и т.д.),
г) двойное налогообложение.
4. Неприбыльная организация и потребительский кооператив:
а) Неприбыльная (некоммерческие) организации – широко распространенная форма в условиях современной РЭ (профсоюзы, клубы, церкви, госпитали, колледжи, общества милосердия и др.), - которые не стремятся к получению прибыли.