Спрос, предложение, цена, конкуренция
Рыночный механизм – это механизм формирования цен и распределения ресурсов, взаимодействия субъектов рынка по поводу установления цен, объема производства и реализации товаров.
Основными элементами рыночного механизма: спрос, предложение, цена и конкуренция.
Рыночный механизм - совокупность инструментов регулирования рыночных процессов и отношений (спрос, предложение, цена, налог, конкуренция). - /Совр. экономический словарь. -М., 2006. - Б.Райзберг и др.
Механизм функционирования рынка представляет собой конкретные способы, средства и формы его организации. Механизм базируется не только на экономических, но и на правовых законах.
Во-первых, механизм функционирования рынка основан на экономической свободе всех агентов рыночного хозяйства.
Во-вторых, механизм рынка основан на самоорганизации экономического субъекта как участника в обмене продуктами своего труда (товарами).
В-третьих, механизм заключается в наличии конкуренции, которая, с одной стороны, выражает отношения между экономическими субъектами, а с другой стороны (и это главное), определяет способ хозяйствования субъектов.
|
|
В-четвертых, рыночный механизм - это механизм экономического поведения субъектов, их экономического расчета, это механизм взаимодействия цен, спроса и предложения, механизм экономической надстройки, способный учитывать реальные потребности воспроизводства.
Функции рыночного механизма:
ü управляет переливом капитала из одной отрасли в другую и таким образом наводит порядок в потенциальном экономическом хаосе;
ü уравновешивает спрос и предложение, обеспечивая сбалансированность экономики;
ü дифференцирует товаропроизводителей в соответствии с эффективностью их труда;
ü способствует вымыванию неконкурентоспособных предприятии и свертыванию устаревших производств.
Спрос (demand) – это количество товаров и услуг, которое покупатели хотят и могут приобрести по данной цене в данный период времени.
Спрос - это рыночное выражение потребности, представляющее собой желание и способность людей приобретать экономические блага.
Величина спроса - максимальное количество блага, которое покупатель готов приобрести за определенную цену.
Обратная зависимость между ценой и величиной спроса называется – законом спроса.
P (цена) D (demand)– Спрос; P (price)– Цена товара Q (quantity)– Количество товаров P0 D Q Q0 Рис. 1. Кривая спроса. |
Нисходящий наклон кривой спроса объясняется следующими эффектами:
1) эффектом дохода, который означает, что по мере снижения цены происходит фактические повышение его покупательной способности и при прочих равных условиях человек может приобрести большее количество благ;
|
|
2) Эффектом замещения, который связан с рациональным поведением потребителя, при прочих равных условиях увеличение цены приводит к переключению потребителя на более дешевые товары, которыми заменяется подорожавший товар.
Исключением быть поведение более состоятельных людей, для которых престижность вступает в противоречие с рациональным поведением потребителя.
Товар Гиффена – это товар, занимающий большое место в бюджете малоимущих потребителей, спрос на который при прочих равных условиях изменяется в том же направлении, что и цена, поскольку эффект дохода превышает эффект замещения. |
N2
D1
N1
D
Парадокс Гиффена |
Функция спроса (demand function) – функция, определяющая спрос в зависимости от влияния на него различных факторов.
Определяющий фактор: Цена (P) на единицу блага.
Неценовые факторы:
-денежные доходы населения (I);
- сопутствующие товар: товары-субституты (Psub); комплементарные товары (Pcom);
- вкусы и предпочтения покупателей (Z);
- реклама;
- число потребителей данного товара (N);
потребительские ожидания (W);
- налоги и дотации (T);
- прочие условия (В)
Функция спроса: QD = f(P, I, Z, W, T, Psub, Pcom, N, B)
P
D2 D D1 0 Q Рис.: Функция спроса. |