Рыночный спрос, факторы, его определяющие. Взаимосвязь спроса и цены. Эластичность спроса

Спрос, предложение, цена, конкуренция

Рыночный механизм – это механизм формирования цен и распределения ресурсов, взаимодействия субъектов рынка по поводу установления цен, объема производства и реализации товаров.

Основными элементами рыночного механизма: спрос, предложение, цена и конкуренция.

Рыночный механизм - совокупность инструментов регулирования рыночных процессов и отношений (спрос, предложение, цена, налог, конкуренция). - /Совр. экономический словарь. -М., 2006. - Б.Райзберг и др.

Механизм функционирования рынка представляет собой конкретные способы, средства и формы его организации. Меха­низм базируется не только на экономических, но и на правовых законах.

Во-первых, механизм функционирования рынка основан на экономической свободе всех агентов рыночного хозяйства.

Во-вторых, механизм рынка основан на самоорганизации экономического субъекта как участника в обмене продуктами своего труда (товарами).

В-третьих, механизм заключается в наличии конкуренции, которая, с одной стороны, выражает отношения между экономи­ческими субъектами, а с другой стороны (и это главное), опреде­ляет способ хозяйствования субъектов.

В-четвертых, рыночный механизм - это механизм экономи­ческого поведения субъектов, их экономического расчета, это механизм взаимодействия цен, спроса и предложения, механизм экономической надстройки, способный учитывать реальные потребности воспроизводства.

Функции рыночного механизма:

ü управляет переливом капитала из одной отрасли в другую и таким образом наводит порядок в потенциальном экономическом хаосе;

ü уравновешивает спрос и предложение, обеспечивая сбалан­сированность экономики;

ü дифференцирует товаропроизводителей в соответствии с эффективностью их труда;

ü способствует вымыванию неконкурентоспособных предприятии и свертыванию устаревших производств.

Спрос (demand) это количество товаров и услуг, которое покупатели хотят и могут приобрести по данной цене в данный период времени.

Спрос - это рыночное выражение потребности, представляющее собой желание и способность людей приобретать экономические блага.

Величина спроса - максимальное количество блага, которое покупатель готов приобрести за определенную цену.

Обратная зависимость между ценой и величиной спроса называется законом спроса.

P (цена) D (demand)– Спрос; P (price)– Цена товара Q (quantity)– Количество товаров P0 D Q Q0 Рис. 1. Кривая спроса.

Нисходящий наклон кривой спроса объясняется следующими эффектами:

1) эффектом дохода, который означает, что по мере снижения цены происходит фактические повышение его покупательной способности и при прочих равных условиях человек может приобрести большее количество благ;

2) Эффектом замещения, который связан с рациональным поведением потребителя, при прочих равных условиях увеличение цены приводит к переключению потребителя на более дешевые товары, которыми заменяется подорожавший товар.

Исключением быть поведение более состоятельных людей, для которых престижность вступает в противоречие с рациональным поведением потребителя.

 
 


Товар Гиффена – это товар, занимающий большое место в бюджете малоимущих потребителей, спрос на который при прочих равных условиях изменяется в том же направлении, что и цена, поскольку эффект дохода превышает эффект замещения. N2 D1 N1 D
 
 


Парадокс Гиффена

Функция спроса (demand function) – функция, определяющая спрос в зависимости от влияния на него различных факторов.

Определяющий фактор: Цена (P) на единицу блага.

Неценовые факторы:

-денежные доходы населения (I);

- сопутствующие товар: товары-субституты (Psub); комплементарные товары (Pcom);

- вкусы и предпочтения покупателей (Z);

- реклама;

- число потребителей данного товара (N);

­потребительские ожидания (W);

- налоги и дотации (T);

- прочие условия (В)

Функция спроса: QD = f(P, I, Z, W, T, Psub, Pcom, N, B)

 
 


P
 
 


D2

 
 


D

D1

0 Q

Рис.: Функция спроса.

 

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: